Советские велосипедисты-шоссейники успешно выступили на Олимпиаде в Москве и завоевали две из двух разыгрываемых золотых и одну бронзовую медаль, набрав 19 очков. Второе место заняла команда ПНР — 10 очков (1 серебряная медаль), третье — команда ГДР — 8 очков (1 серебряная медаль).
Олимпийскими чемпионами стали: С. Сухорученков (ВС, Куйбышев), Ю Каширин («Локомотив», Ростов), О. Логвин («Трудовые резервы», Минск), А. Яркин (ВС, Куйбышев), C. Шелпаков («Буревестник», Омск).
Вырос уровень спортивного мастерства в гонках на шоссе. В течение последних четырех лет советские велосипедисты А. Пиккуус, А. Аверин, С. Сухорученков, Ю. Баринов выигрывали велогонки Мира в личном зачете, а сборная команда СССР была первой в командном.
В 1979 и 1980 гг. С. Сухорученков признан лучшим велосипедистом мира.
В минувшее четырехлетие спортивными организациями страны решен ряд вопросов, связанных с развитием велосипедного спорта (гонки на шоссе) и подготовкой спортсменов высшей квалификации. Создана разумная конкуренция отбора в сборную команду страны, увеличены объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, расширен календарь, всесоюзных и международных соревнований, внесены коррективы в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Улучшилась работа с резервом.
Хорошо готовятся резервы и спортсмены высшей квалификации в спортивных организациях Белорусской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Эстонской ССР. На второй олимпиаде подряд спортсмены Белорусской ССР завоевали золотую медаль. В 1980 г. было подготовлено 12 мастеров спорта СССР международного класса. Несколько улучшилась подготовка квалифицированных велосипедистов в Центральном совете ДСО «Локомотив».
Следует положительно оценить выбранное организационно-методическое направление в олимпийском цикле 1977—1980 гг.
Однако в работе спортивных организаций еще имеется ряд недостатков, тормозящих дальнейшее развитие велосипедного спорта.
Отдавая должное успехам российских спортсменов, следует отметить, что руководители велосипедного спорта РСФСР сосредоточили свои усилия только на центрах олимпийской подготовки Куйбышева и Омска, оставив без внимания районы Нечерноземья, Дальнего Востока и Северного Кавказа.
Продолжает оставаться неравномерной подготовка резерва и спортсменов высокого класса в различных упражнениях олимпийской программы Из 87 спортсменов, выполнивших в 1980 г. норматив мсмк, лишь 20 спортсменов выполнили его в групповой гонке на 190 км, остальные 67 — в командной гонке на 100 км.
Недовыполнили задания по подготовке мастеров групповой гонки на 190 км спортивные организации Москвы, Ленинграда, Литовской ССР, ВС ДСО профсоюзов, ВФСО «Динамо».
Значительно снизили показатели работы спортсмены ЦС ВФСО «Динамо», общества, в котором имеются определенные традиции в воспитании спортсменов высокого класса. Спортсмены общества были представлены в составах сборных команд страны на всех предыдущих олимпийских играх, чемпионатах мира, велогонках Мира, завоевали на этих соревнованиях звания победителей и призеров. К стартам ХХII Олимпиады до последнего момента готовились А. Пиккуус (Тарту) и В. Кузнецов (Москва). Однако на заключительном этапе ни один динамовец впервые не был включен в состав сборной команды.
Утратили завоеванные в Монреале позиции спортивные организации Украинской ССР, имевшие олимпийского чемпиона. Республика, в которой занимается велосипедным спортом более трети всех велосипедистов страны, насчитывающая свыше 500 тренеров, 131 отделение ДЮСШ, имеющая велосипедный завод, далеко не полностью использует свои возможности.
В настоящее время достаточные условия для расширения подготовки велосипедистов высших разрядов есть в Крыму. Имеются отличные шоссейные трассы с различными профилями, функционируют 5 ДЮСШ с отделениями велосипедного спорта и 2 СДЮСШ, где работают 27 тренеров. Всего в области 48 тренеров, из них 35 штатных. Однако общий объем и качество работы по велосипедному спорту в организациях области не обеспечивают дальнейшего роста массовости и подготовки высококвалифицированных спортсменов. Во многих организациях, в учебных группах ДЮСШ тренировочные занятия проводятся на низком организационно-методическом уровне. Медленно решаются вопросы по организации спецклассов по велосипедному спорту.
По-прежнему слабо ведется подготовка резервов в Молдавской, Грузинской, Азербайджанской, Туркменской союзных республиках, где имеются отличные климатические условия для круглогодичных занятий. В 1980 г. спортивные организации этих республик не подготовили ни одного мастера спорта СССР международного класса.
Коллегия Спорткомитета Туркменской ССР ни разу в олимпийском цикле не рассматривала конкретных вопросов по развитию велосипедного спорта, чемпионаты республики в гонках на шоссе проводятся не на олимпийские дистанции.
ВС ДСО профсоюзов не использует в полной мере возможности по подготовке велосипедистов-шоссейников высокого класса, точно так же, как и ВДСО «Трудовые резервы». Сборная команда этого общества не выступала на всесоюзных соревнованиях среди юниоров, которые проводились в сентябре 1980 г. в Ереване. Сдали свои позиции сельские общества «Кайрат», «Пахтакор». Крайне слабо ведется работа в ДСО «Севан», «Хосилот», «Колхозникул», «Колхозчу». Спортивное общество «Захмет» перестало культивировать велоспорт, в Центральном совете нет тренера.
Тормозит развитие велосипедного спорта отсутствие у сборных команд ЦС ДСО, ведомств и республик специализированных тренировочных баз, оборудованных тренажерными залами и комплексом восстановительных мероприятий.
Необоснованно забыт такой массовый вид велосипедных соревнований, как велосипедный кросс, который выявил в свое время талантливых велосипедистов Г. Сайдхужина, В. Ярду, А. Гусятникова.
Спортивные организации страны испытывают острую нехватку велосипедов специального заказа. В 1980 г. их выпущено 600 штук при ежегодной потребности 13000. Серийные велосипеды Харьковского велозавода далеки от лучших мировых образцов: выпускаются только одного размера (ранее выпускались четырех), оборудованы шестернями, которые пригодны только для равнинных трасс.
Особое внимание должно быть уделено качеству соревновательной подготовки. Групповые однодневные гонки, этапы многодневных гонок должны быть организованы так, чтобы они проходили с высокой интенсивностью от старта до финиша, преимущественно по кольцевым трассам, имитирующим трассы чемпионатов мира и олимпийских игр. Соревнования следует проводить в черте городов, решая одновременно задачи популяризации.
Учитывая, что на трех последних олимпиадах успехов добивались спортсмены в возрасте 22—23 лет, в настоящее время следует обратить пристальное внимание на велосипедистов 19—20 лет.
Для поиска талантливых, перспективных шоссейников-групповиков вводится новое направление в подготовке — участие в подготовительном периоде в соревнованиях по велокроссу. Начиная с 1981 г. советские велосипедисты будут принимать участие в чемпионате мира по велокроссу.
В связи с решением МОК о включении в программу олимпиад групповой гонки на шоссе женских команд расширен календарь всесоюзных мероприятий, создана сборная команда страны.