У нас в стране подавляющее большинство школьников, занимающихся туризмом, совершают пешие походы. И несмотря на то что теперь у многих ребят есть свои велосипеды, редко можно увидеть цепочку школьников-велотуристов с объемистыми рюкзаками или баулами на багажниках. Видимо, влияет взрослый туризм, в котором число путешественников пешком, на байдарках, на лыжах пока значительно превышает количество велотуристов. Сказывается и то, что ездить на велосипедах по дорогам страны Правила дорожного движения разрешают лишь с 14 лет, когда некоторые ребята уже пристрастились к какому-то другому виду туризма. Третья причина, по-видимому, кроется в боязни родителей и учителей, что в путешествии на велосипедах непременно случится авария, несчастный случай. Однако велогонки подростков по улицам и дорогам намного опаснее, нежели организованное неспешное передвижение в группе под присмотром руководителя.
Но поговорите с подростками, которые уже бывали в велопутешествиях. Подавляющее большинство из них — энтузиасты велотуризма, и они не променяют своего двухколесного друга ни на что другое. А некоторые вам даже приведут убедительные аргументы в пользу турпоходов именно на велосипедах (большая скорость передвижения и в то же время высокая проходимость; не надо тащить вещи на себе; наконец, сама по себе велоезда, особенно по сухим лесным дорогам и тропам, доставляет большое удовольствие).
Организовать кружок велотуризма можно с ребятами 12—13 лет. В окрестностях своего города всегда можно проложить веломаршруты по местным дорогам с очень малым автомобильным движением, по проселочным и лесным дорогам, тропам. К тому моменту, когда подросткам исполнится по 14 лет, они уже будут готовы отправиться в серьезное путешествие. И велосипеды будут к тому времени оборудованы как следует, и снаряжение основательно подготовлено. А кроме того, совсем ни к чему замыкаться на одном виде туризма.
Помимо походов, туристу необходима общефизическая подготовка: ежедневная утренняя гимнастика, лучше на свежем воздухе, бег, плавание, различные подвижные игры. Во все времена года должны быть походы выходного дня — пешие, лыжные, велосипедные, — которые нужно рассматривать как тренировки к многодневным велопоходам.
Хорошо, если в велокружке у всех машины одной модели. Лучше ориентироваться на спортивно-туристские велосипеды. Для равнинной местности больше подходят велосипеды с одной ведущей звездочкой, если же предполагаются походы по пересеченной местности, нужны машины с двумя ведущими звездочками. Девушкам тоже нужно ориентироваться на спортивно-туристские велосипеды, но для них лучше поставить широкое пружинное седло дорожного велосипеда, прямой руль городского типа. Если же у ребят дорожные машины, девочкам лучше всего пойдут велосипеды «Прима» пензенского велозавода с открытой рамой, с передним и задним багажниками. «Прима» имеет такие же узкие шины, как и «Турист» (размер шин 32x590). Эта модель хороша для девочек и в том случае, если у ребят спортивно-туристские велосипеды, но тогда нужно на заднем колесе поставить блок ведомых звездочек с бестормозной втулкой и переключателем передач, а также задний тормоз клещевого типа. Такая переделка потребует дополнительных деталей, определенных технических навыков.
Тем, кто предполагает ездить по пересеченной местности, желательно, чтобы педали имели туклипсы. Благодаря им гораздо легче взбираться на подъемы, уменьшается нагрузка на узлы велосипеда, а кроме того, туклипсы фиксируют ноги на педалях, что предохраняет велосипедиста от травм на спусках, когда велосипед неожиданно попадает на выбоины или ухабы. Однако не нужно ремешки туклипсов затягивать чрезмерно.
С самого начала ориентируйтесь на специальные велорюкзаки, которые понижают центр тяжести груза. Но, к сожалению, промышленность такие рюкзаки не выпускает, придется их шить самим. О том, как это сделать, рассказывал журнал «Турист» (№9, 1981 г.; №7, 1983 г.). У туристского велосипеда обязательно должен быть прочный багажник шириной 15 см, а лучше два — над задним и передним колесами. На нижнюю трубу рамы нужно прикрепить флягодержатель из металлического прута или полоски шириной примерно 20 см. Для перевозки велосипеда в поезде дальнего следования нужно сшить чехол из материи размером 1,0Х1,5 м. Для крепления рюкзака к багажнику необходимы резинки от плечевого эспандера. Нужен туристу счетчик пройденного пути или веломер (хотя бы 2—3 на группу). Путешествовать на велосипедах маршрутно-квалификационные комиссии разрешают только в светлое время суток, поэтому фару с генератором ставить не надо. В экстренном случае опытные туристы просто прикрепляют к рулю фонарик, сделав для этого специальный легкий кронштейн или зажим.
Набор вещей походного снаряжения велокружка мало чем отличается от снаряжения кружков других видов туризма. Из специального снаряжения велосипедная группа должна иметь трос или цепь с замком для замыкания велосипедов, дополнительный полиэтиленовый тент для накрывания их на стоянках, велосипедный ремонтный набор (помимо личного ремонтного набора).
Вещи в велопоходах нужно тщательнее укладывать, чем в пеших, водных или лыжных, следить за тем, чтобы не соприкасались твердые предметы, особенно металлические. Ведра (или, как их часто называют туристы, каны) применяют овального сечения, комплект состоит из трех ведер с проволочными ручками, входящих одно в другое. Ведра часто перевозят в брезентовом чехле на переднем багажнике, причем каждое ведро — в отдельном полиэтиленовом конверте, а чтобы они не стучали, используют прокладки поролона или пористой резины. Крепят ведра с помощью резинок плечевого эспандера. Сыпучие продукты (крупы, сахарный песок и т, д.) перевозят в матерчатых мешочках, причем внутрь их вкладываются полиэтиленовые. Для карты нужно иметь планшет 'из оргстекла. Карту удобно возить на переднем багажнике сверху, прижав ее резинкой эспандера. В медаптечку помимо общетуристских медикаментов нужно включить глазные капли (3-процентный раствор альбуцида) и пипетку — для снятия раздражения при попадании в глаза пыли и насекомых.
Специальный ремонтный набор инструментов и запчастей подбирается в зависимости от численности группы, района путешествия, его длительности. Из принадлежностей к велосипеду в поход нужно взять насос со шлангом, сумку с инструментами, масленку, велокамеру, резинки от эспандера или так называемый «паук» — металлическое кольцо с шестью резинками, флягу, полиэтилен для защиты седла от дождя. Насосы, сумки с инструментами, масленки можно брать по одному предмету на двоих-троих участников похода.
Наиболее подходящая одежда для велопохода в теплую и умеренную погоду — рубашка с длинными рукавами, либо велорубашка, футболка и хлопчатобумажные тренировочные брюки, на ногах — кроссовки или велотуфли с хлопчатобумажными носками; в жаркую погоду — веломайка или рубашка с короткими рукавами и велотрусы или шорты, тапочки с кожаной подошвой; в прохладную погоду — штормовая или спортивная ветронепроницаемая куртка, шерстяные спортивные брюки, на руках — кожаные перчатки, на ногах — шерстяные носки, кроссовки, а если температура воздуха близка к 0° или придется пробираться по грязной дороге, то нужно обуться в туристские ботинки. Велотурист всегда должен носить головной убор: в жару — легкую шапочку с козырьком, косынку, в холодную погоду — фуражку, вязаную шапочку. Не рекомендуется ездить в плавках, чтобы не натереть кожу.
Спальные мешки лучше использовать на разъемных молниях, тогда можно брать два мешка на три человека и их состегивать. В последние годы многие туристы отказываются от надувных матрацев, шьют коврики из болоньи или капрона размером примерно 90x45 см, на который достаточно 48 пенопластовых плиток 10+7 см каждая. Такой коврик легок и компактно складывается. Для предохранения от дождя должна быть полиэтиленовая велонакидка, которую придется тоже делать самим.
Советуем сзади к велосипедам (лучше всего к рюкзакам) прикрепить так называемые знаки безопасности. На куске тонкой фанеры или пластика рисуют изображение дорожного знака 1.30. «Прочие опасности». А на велосипедах направляющего и замыкающего обычно сзади рюкзака укрепляют яркий флажок треугольной формы. Флажок можно прикрепить к обычной деревянной палке длиной примерно 70 см, чтобы он выступал с левой стороны за пределы рюкзака. Хорошо также, если одежда направляющего и замыкающего — яркого цвета (лучше оранжевого). Для управления велогруппой руководители обычно применяют судейские свистки. Некоторые руководители, когда поход намечается в горах, берут мотоциклетные шлемы.
Работа велокружка начинается обычно осенью с теоретических занятий, на которых ребята постигают туристские премудрости в объеме школы начальной велотуристской подготовки по программе, утвержденной Центральным советом по туризму и экскурсиям. Теоретические знания закрепляются в походах выходного дня (пеших, лыжных, а с середины апреля — в велосипедных). Много дает совместная подготовка снаряжения. В мае можно провести трех-четырехдневный поход с ночлегом в палатках, и к лету, когда приходит пора отправиться в первое многодневное велопутешествие I категории сложности, ребята уже — умелые туристы и даже имеют значки «Турист СССР». Напомним, что этим значком с вручением соответствующего удостоверения награждаются лица не моложе 14 лет, участвовавшие в течение года в одном или нескольких походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней, при этом в летнее время должно быть не менее двух полевых ночлегов. Пешком или на лыжах надо пройти в общей сложности не менее 75 км, а на велосипедах проехать не менее 150 км.
Поход I категории сложности обычно прокладывают в пределах своей области или республики. Категория сложности велопохода определяется продолжительностью похода в днях, протяженностью маршрута, а также характером, количеством и разнообразием препятствий.
Походы 1 категории сложности должны длиться не менее 6 дней, протяженность маршрута не менее 250 км. Маршрут I категории сложности можно проложить по любым дорогам без больших перепадов высот.
Продолжительность похода II категории сложности — не менее 8 дней, протяженность маршрута минимум 400 км. Маршрут II категории сложности должен проходить по слабопересеченной местности от 200 до 600 м над уровнем моря либо иметь не менее 20% песчано-гравийных и грунтовых дорог.
Поход III категории сложности должен по продолжительности составлять не менее 10 дней, протяженность маршрута — 600 км и более. Маршрут III категории сложности проходит по среднепересеченной местности и имеет 2—3 перевала высотой от 600 до 1000 м над уровнем моря либо не менее 40% маршрута должны быть проложены по песчано-гравийным и грунтовым дорогам, в том числе труднопроезжим, по лесным тропам.
Верхним пределом по длительности и протяженности походов каждой категории сложности считаются нормы следующей категории, например, походы II категории сложности имеют длительность 8—9 дней и протяженность 400—600 км. Однако эти нормы могут и превышаться, если количество и характер препятствий соответствуют данной категории сложности.
Определить категорию сложности маршрута поможет также Перечень классифицированных туристских маршрутов разных видов туризма, в том числе велосипедного, утвержденный Центральным советом по туризму и экскурсиям.
Основные требования к руководителям и участникам категорийных походов приведены в таблице.
В таблице приняты сокращения: ПВД — походы выходного дня, Н/К — многодневные некатегорийные походы и путешествия, Р — руководство, У — участие, НТП, СТП — соответственно начальная и средняя туристская подготовка.
Считается, что перед велопутешествиями низших категорий сложности в тренировочных походах выходного дня надо наездить в сумме столько же километров, сколько их в самом путешествии. Школьные группы должны на тренировках наездить полуторную, а лучше двойную протяженность категорийного маршрута, т. е. перед походом 1 категории сложности надо накатать примерно 500 км. Обычно школьники в путешествие отправляются в июле, стало быть, с начала велосезона, т. е. примерно с середины апреля, вполне можно набрать этот километраж с учетом того, что на майские праздники кружковцы отправятся в трех-четырехдневный поход.
В туризме в отличие от спорта важна не скорость, а выносливость, умение подолгу сидеть в седле, не утомляясь. Одна из основных целей тренировочных походов — научить ребят ехать в ровном, умеренном темпе, компактной группой. В тренировочные поездки старайтесь выезжать в том составе, в каком собираетесь в многодневное путешествие. Так ребята лучше приобретут навыки совместного движения, сдружатся при устройстве бивака. Каждая тренировка должна начинаться в медленном темпе и только через 30—50 мин, когда организм привыкнет к езде, можно плавно повысить скорость. Общая тенденция всех методик предпоходных тренировок, разработанных в стране, — увеличение протяженности поездок, утяжеление перевозимого груза, усложнение дорог.
Первую поездку (открытие велосезона) лучше совершить по гладкой ровной дороге (асфальт) без груза, протяженность — не более 15 км, скорость — 7—8 км/ч, обязательна 15—20-минутная остановка, кроме того — две пешие паузы по 2—3 мин.
Вторая поездка — 30—40 км по ровной дороге, скорость 8—10 км/ч, ежечасно — остановки по 15 мин, примерно посередине — привал с перекусом, груз — несколько килограммов (еда, фляга с напитком, накидка от дождя, запасные носки и джемпер, запасная камера).
Третья поездка — однодневный поход 40—50 км с привалом 1,5—2 ч, на котором готовится чай на костре. В середине пути — участок песчано-гравийной дороги, на маршруте — небольшие подъемы и спуски, скорость 10—12 км/ч, груз — 8—10 кг у мальчиков и 6—7 кг у девочек.
Четвертый поход, двух-трехдневный, у вас придется на майские праздники. Протяженность маршрута — 100—150 км из расчета по 40—50 км в день. Скорость — до 14 км/ч, вес груза 10—15 кг у мальчиков и 7—10 кг у девочек. В начале и конце маршрута — спокойные участки, в середине — грунтовые дороги, подъемы и спуски, полезны даже труднопроезжие участки. В середине трех-четырехдневного похода целесообразно устроить соревнования по технике велоезды с простейшими упражнениями: «разворот в круге», «коридор», «ворота», «восьмерка», «змейка» и т. д.
На остановках походов делайте гимнастические упражнения для рук, шеи, плечевого пояса и туловища. Между остановками по-прежнему устраивайте пешие паузы, в первую очередь на крутых подъемах. Особенно полезно велотуризм сочетать с волейболом, а на больших привалах можно устроить интересные состязания в волейбол с сеткой.
После майского похода устраивайте одно-двухдневные походы, в которых отрабатывайте различные навыки велотуризма и техники движения по разным дорогам: ориентирование на открытой и закрытой местности, доврачебная помощь, перенос велосипеда через препятствия, преодоление оврагов и маленьких речек, езда под дождем, по песчаной и скользкой дороге и т. д. Нормы дневного перехода доведите до 60—70 км, скорость — на гладкой ровной дороге — 16—18 км/ч, вес рюкзаков мальчиков — до 15—18 кг (до 10—12 — у девочек).
Уже в ходе классных занятий и первых тренировочных выездов будут видны наклонности ребят, интересы, особенности поведения именно в велопоходах. Месяца через два после медосмотра распределите обязанности между членами вашей будущей походной группы. В любом случае этот ответственный момент должен произойти перед майской «трехдневкой», чтобы в ней ребята уже выполняли свои обязанности.
Прежде всего, кроме руководителя в школьной туристской группе обязательно должен быть помощник, в роли которого может быть другой учитель, родитель кого-либо из ребят, старший брат, студент, которому исполнилось 18 лет и которому дирекция школы или Дома пионеров доверяет ребят. Деятельность туристских коллективов школьников строится на принципах самоуправления. Его воспитательное значение очень высоко, так как в этом случае намного легче создать в кружке (а потом — в группе) позитивное общественное мнение. Поэтому в группе должен быть командир — наиболее опытный, надежный, авторитетный школьник. Он помогает руководителю подготовить поход, а на маршруте следит за правильным н своевременным выполнением ребятами своих обязанностей. Кроме этой, в группе могут быть и такие должности: заместитель командира (он же может быть штурманом, ответственным за разработку маршрута), завхоз по снаряжению, завхоз по питанию, казначей, механик по ремонту техники и снаряжения (или ремонтный мастер;, санинструктор (или санитар), летописец (ответственный за дневник), фотограф, спортивный организатор (а если шире —- культорг), костровой, ответственный за охрану велосипедов. Если решили выпускать походную газету, то должен быть главный редактор газеты.
Кроме общетуристских должностей могут быть обязанности краеведческие: старший краевед, географ, историк, ботаник, зоолог, этнограф и т. д. Обладатели этих должностей выясняют каждый по своей профессии как можно больше о районе, по которому пройдет маршрут, делятся своими знаниями с другими ребятами, намечают вместе со старшим краеведом экскурсионные объекты для осмотра, на месте рассказывают о достопримечательностях. Кроме того, все краеведы во время похода в музеях, у местных жителей, непосредственно у памятников и объектов собирают новые сведения. После похода каждый по своей части составляет отчет.
В некоторых туристских кружках практикуется двойное управление группой. Например, кроме того что на весь поход избираются старший механик, главный редактор, старший краевед и т. д., на каждый день назначаются дежурный механик, дежурный редактор, дежурный комендант лагеря...
Общая продолжительность первого категорийного путешествия может быть примерно две недели, но не больше двадцати дней, продолжительность второго похода (II категории сложности) может длиться до месяца (к тому времени ваши питомцы будут уже девятиклассниками). Практика показывает, что подростки с некоторым туристским опытом спокойно переносят месяц в седле. Примерный график движения в походе I категории сложности (по дням) может быть таким: 40—50—55 км; 50—60—65—55; 55—60—65—60 км.
В походе II категории сложности ежедневные нормы могут быть соответственно увеличены на несколько километров. Некоторые, правда, считают, что полные дневки действуют на туристов расслабляюще. Можно каждую из них заменять двумя полудневками: с обеда до обеда. Во время дневок обычно устраивают пешие радиальные походы к достопримечательностям или интересным природным объектам, собирают грибы, ягоды, орехи, занимаются профилактическим осмотром велосипедов, ремонтом, организуют спортивные игры, состязания и т. д.
Приведенный график рассчитан на хорошую погоду, сухую ровную дорогу. Попутный ветер прохождение намеченного участка ускорит. На грунтовой дороге, лесных тропах, на крутых подъемах и спусках, при сильном встречном ветре эти нормы, наоборот, уменьшаются до 20—30%, а на грунтовых дорогах после дождя — еще больше. Ощутимые коррективы вносит осмотр достопримечательностей. В любом случае на каждый день нужно оставлять не менее чем по часу ходового времени в резерве. А вообще надо всегда стараться проходить маршрут с некоторым опережением графика — это благотворно влияет на настроение группы.
В течение дня темп тоже не одинаков. Он должен плавно нарастать, достигать максимума через полтора-два часа после начала движения, к обеду понижаться. Во второй половине дня обычно наблюдается второй пик наибольшей отдачи — примерно в 17—18 часов (в жару — позже).
Прежде чем выйти в поход, все должны усвоить основные сигналы направляющего: поднятие руки вверх и два свистка — остановка, вытягивание руки в сторону — поворот, один свисток и сигнал «Внимание, опасность!» — начало движения. Каждый день должен назначаться дежурный штурман, который под руководством главного штурмана ведет за собой группу, задает нужный темп (в первый, самый ответственный день похода группу ведет сам руководитель).
По шоссе велотуристы едут цепочкой по одному не далее 1 м от края покрытия или по обочине, если по ней хорошо ехать и там нет пешеходов. Интервал на ровной дороге 3 м, на лесной дороге, на тропах — 5—6 м, на спусках — до 10—15 м, на спусках по мокрой и скользкой дороге — до 20—30 м. Во время остановок вся группа немедленно сходит с полотна на полосу отчуждения. Остановки надо стараться устраивать там, где есть съезды с шоссе, и располагаться у леса или обсадки. Особенно внимательны будьте при проезде через город, где очень легко растерять группу. Темп здесь должен быть медленным.
Обычно режим дня в походе таков; подъем — в 7.00, движение по маршруту — с 9 до 12.30 и с 15 до 18.30, привал — с 12.30 до 15 ч, отбой — в 22 ч. В летние длинные дни вечером на ночлег можно вставать позже, соответственно отбой может быть в 22.30. В жару обеденный перерыв увеличивается за счет сдвига времени движения.
Ежедневно вечером (обычно перед ужином, пока не стемнело) каждый участник похода осматривает свой велосипед, чистит его, смазывает, устраняет неполадки и неисправности, Если нужно, ему помогает в ремонте механик группы (или дежурный механик). Позже последний осматривает все велосипеды.
По вечерам после ужина полезно устраивать общие собрания группы, на которых командир подводит итоги дня, дает оценку деятельности всех участников похода, ставит задачи на следующий день. На этом собрании каждый может высказаться по поводу всего, что произошло днем, внести свои предложения, а то и навести критику. Такой разбор дня полезен для снятия напряжения между кем-то из членов группы, устранения недоразумений, а главное — помогает выработать правильные нормы взаимоотношений в группе, утвердить дух доверия между всеми. Здесь же у вечернего костра можно спеть любимые песни, а кто-то расскажет интересную историю.
По возвращении домой наступает последний, завершающий этап: подведение итогов похода, изготовление фотографий (или кинофильма), написание отчета, получение в маршрутно-квалификационной комиссии зачетной справки...
А тем временем начинается новый цикл — подготовка к следующему путешествию...