Двадцать лет назад на жаркой трассе Граттаросса в Риме советский велосипедист одержал победу в индивидуальной шоссейной гонке. Это был Виктор Капитонов.
Сегодня Виктор Капитонов, старший тренер сборной СССР, провожал на старт своих учеников — Сергея Сухорученкова, Юрия Баринова, Анатолия Яркина и Юрия Каширина.
— Атаковать и только атаковать. После первой половины дистанции должны быть впереди, — таково было последнее указание тренера.
И вот — гонка! 115 спортсменов из 32 стран собрались на трассе в Крылатском, чтобы бороться за медали Московских игр. Забегая вперед, скажем: меньше половины из них дошли до финиша. В итоговом протоколе время проставлено лишь после 52 фамилий, против остальных — «сошел» или «снят».
Да это и не удивительно: велотрасса, проложенная на холмах Крылатского, чрезвычайно сложна. Только самым сильным, самым мужественным, самым настойчивым она может покориться. Помнится, когда ее строили, машины и механизмы удерживались на дороге тросами, чтобы не сорвались. Любопытно, что автор проекта — женщина, московский архитектор Н. Воронина. «Видимо, она решила проверить, что мужчины — действительно сильный пол», — шутили велосипедисты, впервые опробовав трассу.
На этих вот головокружительных четырнадцати кругах (78 коварных поворотов, 1092 виража, перепад высот до 50 м, 189 км пути) и развернулась борьба между сильнейшими гонщиками планеты. Фаворитов перед стартом называлось немало: чемпион мира итальянец Джанни Джакомини, которому трасса хорошо знакома — он был вторым призером VII летней Спартакиады народов СССР, экс-чемпион мира швейцарец Жильбер Глаус, опытные поляк Кшиштоф Суйка и Бернд Дроган из ГДР, известный чехословацкий гонщик Михал Класа... Ну и, конечно, советские велосипедисты, отлично зарекомендовавшие себя на последних крупных международных соревнованиях.
Гонщики ушли на дистанцию, а журналисты, тренеры, любители велоспорта, собравшиеся на трибунах, стали гадать, как сложится гонка. Прогнозов было немало.
Первый круг: в разноцветной кавалькаде велосипедистов царит относительное спокойствие — спортсмены приглядываются друг к другу, досконально запоминают трассу. Закончен второй круг, и снова никаких особых событий не происходит. Все понимают: рано, вот круга через три-четыре начнется.
Но что это? На третьем круге стремительно уходят вперед трое — Юрий Баринов, поляк Чеслав Ланг и итальянец Джузеппе Петито. За ними, привстав на педали, устремляется еще один гонщик — Сергей Сухорученков. И через несколько минут впереди уже четверо. Неожиданно падает Петито. А трое, карабкаясь на крутую гору, уходят дальше.
И снова та же мысль: не рано ли? Не рано — уверены Баринов, Ланг и Сухорученков и, работая дружно, четко сменяя друг друга на первой позиции, продолжают увеличивать разрыв. Не рано — считают Джакомини, Глаус и поляк Тадеуш Войтас и предпринимают отчаянную попытку достать тройку лидеров. Но тщетно. Скорость беглецов постоянно растет, и они все больше и больше опережают ближайших соперников: на 40 сек., на 1 мин., на 1,5 мин.
К одиннадцатому кругу разрыв достигал уже 8—9 минут. Никаких вопросов ни у кого больше не возникало: три призера Олимпиады определились. Но когда же закончится согласие гонщиков и начнется их спор за медали?
До финиша оставалось еще больше 40 км, когда Сергей Сухорученков, оставив партнеров, начал затяжной рывок. В одиночку, задыхаясь от порывов сильного ветра, он упорно крутил и крутил педали, все дальше уходя от преследователей.
— Фантастика! — восклицал на трибуне итальянский журналист. — Такого еще не бывало!
Бывало. Сегодня Сергей Сухорученков побеждал именно в стиле Сергея Сухорученкова. В 1979 году на четвертом этапе велогонки Мира он, тогда дебютант сборной, вот так же оторвался от соперников, около 50 км ехал в одиночестве и, почти на 4 мин. опередив всех гонщиков, стал лидером в личном зачете, вывел на 1-е место советскую команду. И на VII Спартакиаде народов СССР на этой же трассе Сергей вместе с Александром Гусятниковым в самом начале гонки тоже вырвался вперед и фактически привел своего старшего товарища к победе.
Те, кто уже видел Сухорученкова на трассе знали, что он умеет воевать на шоссе и в одиночку, что у него хватит и сил, и характера, чтобы удержать высокую скорость до самого финиша.
И не ошиблись! На 2 мин. 58 сек. раньше Ланга и Баринова появился Сергей Сухорученков перед полными трибунами, которые устроили настоящую овацию новому олимпийскому чемпиону. А затем Чеслав и Юрий провели своеобразный спринтерский заезд, и лишь фотофиниш определил, что серебряная медаль должна принадлежать польскому спортсмену, а бронзовая — советскому.
В прошлом году, когда Сергей Сухорученков был признан Международной любительской федерацией велоспорта лучшим гонщиком мира, в одной из анкет ему был задан вопрос:
— Какова Ваша самая заветная мечта?
— Стать олимпийским чемпионом, — ответил Сухорученков.
И вот эта мечта сбылась!
— А что, Сережа, вам помогло осуществить ее? — этот вопрос был задан Сухорученкову после гонки,
— Прежде всего помощь товарищей по команде. И при подготовке к соревнованиям, и уже здесь, на трассе. Особенно поддержка Юры Баринова.
Весной нынешнего года, победив в велогонке Мира, Юрий Баринов говорил: «Есть у меня друг — Сергей Сухорученков. Нравится он мне своей простотой, скромностью, работоспособностью. Для меня он — идеал гонщика».
На трассе в Крылатском еще раз была испытана эта дружба. Когда Сухорученков пошел в отрыв, Баринов не устремился за ним. Он понимал: на финише не должно быть случайностей, ведь Ланг — отличный финишор. И Баринов чуть сбавил обороты, удерживая тем самым рядом с собой и главного соперника.
В бронзовой медали Юрия Баринова есть отсвет «золота» Сергея Сухорученкова.
А самым счастливым человеком был в тот день в Крылатском Виктор Капитонов — он передал олимпийскую эстафету своему воспитаннику.
Велосипедный спорт. Ежегодник. 1981 год.
Текущая статья
• Сергей Сухорученков — лучший велосипедист мира 1979 и 1980 годов