На старт командной гонки на 100 км, проходивший в Алма-Ате, вышли велосипедисты из 14 команд. Здесь было много именитых спортсменов, так что гонка должна была быть интересной. Первыми рубеж 25-километрового отрезка дистанции пересекли неожиданно для всех гонщики Таджикистана. Их время — 29 мин 20 с стало ориентиром для других команд.
Вызов участвующим командам был брошен. Многочисленные любители велосипедного спорта, пришедшие на эту престижную гонку, были заинтригованы: смогут ли молодые малоизвестные гонщики из Таджикистана выдержать предложенный темп? Но команда и не думала сдаваться. На втором 25-километровом отрезке в атаку бросились велосипедисты Украины. Рубеж 50 км они преодолели за 1 : 00,03. Только несколько секунд проиграли им команды Таджикистана и РСФСР. Четвертой была команда Казахстана, показавшая время 1 : 00.32, а на 5-м и 6-м местах с таким же временем были команды Белоруссии и Узбекистана. Гонка набирала силу. Лучшее время на третьем 25-километровом отрезке было у команды Украины — 1 : 31.36, второе у гонщиков Литвы, третьими были велосипедисты Таджикистана. На четвертом, последнем 25-километровом отрезке уверенно финишировала сборная Украины — 2 : 03.24,13. Только 46,41 с проиграла им команда Таджикистана, состоявшая из студентов института физкультуры. Интересно отметить, что один из членов этой команды (В. Аксеменко) стартовал кандидатом в мастера спорта, а финишировал мастером спорта международного класса. Это еще раз доказывает, что спартакиады народов СССР открывают новые имена талантливых спортсменов.
Спортсменам первых двух команд, финишировавшим в гонке, удалось превысить норматив мастера спорта международного класса. Отлично подготовились к этому виду программы гонщики из Узбекистана и Казахстана. Жаль, что хозяевам трассы не повезло из-за досадных проколов и вовремя не оказанной гонщикам технической помощи.
Всерьез огорчило выступление команд из РСФСР, Белоруссии, Ленинграда и Москвы. Не к лицу представителям РСФСР, пять раз выигрывавшим этот вид соревнований на предыдуших спартакиадах, оказаться ныне на 6-м месте. А причины резкого перемещения вниз видятся в свертывании работы по велоспорту во многих областях и краях России. Если раньше сборную этой большой республики, как ручейки, питали велосипедные школы Челябинска и Горького, Свердловска и городов Подмосковья, Кабардино-Балкарии и Чувашии, Орска и Ярославля, Омска и Курска, то сейчас этим школам похвастаться нечем.
От спартакиады к спартакиаде заметно сдавали свои позиции и гонщики Москвы. Вялыми и безвольными они выглядели в этой гонке, словно приехали не на Спартакиаду, а на рядовую тренировку. Их время на каждом отрезке не превышало норматива I разряда. Они сумели обыграть лишь велосипедистов Туркмении. Огорчило выступление и команды Белоруссии. На прошлой Спартакиаде народов СССР они завоевали 2-е место, а теперь лишь 6-е. Заметно снизили свои позиции и ленинградцы.
Досадно было наблюдать, как из-за своей нерадивости и неорганизованности команда Латвии опоздала на 2 мин на старт. К лицу ли это мастерам спорта международного класса и их опытным наставникам! Удивила и позиция руководителей велосипедного спорта Грузии, Армении, Азербайджана, которые вовсе не выставили своих команд на Спартакиаде.
Однако в целом итоги командной гонки на Спартакиаде вселили чувство гордости за состояние дел в подготовке командных гонщиков. Тренерам сборной страны есть из кого выбирать участников для выступления в этом виде программы на крупнейших соревнованиях. Командная гонка на 100 км — наш постоянный козырь на мировой велосипедной арене, на олимпийских турнирах. Я и сам очень любил выступать в команде. Здесь особенно отчетливо проявляется чувство коллективизма и ответственности друг за друга, чувство локтя и товарищеской помощи.
Командная гонка на 100 км
Алма-Ата, Кульджинское шоссе, 24 июля. Температура — плюс 36°.
1. УССР (А. Зиновьев, С. Змиевский, Ю. Козаченко, М. Чернов) — 2:03.24,13;
2. ТаджССР (Ю. Подкорытов, Д. Тимохов, С. Макаров, В. Аксеменко) — 2:04.00,54;
3. УзССР (Н. Кривошеев. С. Воронин, Ю. Абрамов, Д. Абдужапаров) — 2:04.48,67;
4. КазССР — 2:05.51,74; 5. ЛитССР — 2 : 06.21,63; 6. РСФСР — 2 : 07.12,79; 7. БССР — 2 ; 07.35,29; 8. Ленинград — 2 ; 08.06,72,
Однако предпочтение я все-таки отдаю групповой гонке. Она подобно спринту — украшение олимпийских игр, чемпионатов мира и спартакиад. Дистанция индивидуальной гонки с группового старта — 190 км. Это самая продолжительная по длине и сложная по профилю трасса с многочисленными подъемами, крутыми поворотами и спусками. Этот вид соревнований под силу лишь хорошо подготовленным и выносливым спортсменам.
Гонка началась в высоком темпе. Гонщикам предстояло преодолеть 10 кругов, каждый из которых составлял 19,5 км. После небольшого разгона по прямой начинался сложный подъем, длина которого составляла около 9 км. В общей сложности гонщикам предстояло преодолеть 90 км крутого подъема в гору. Можно представить себе, каких трудов стоило спортсменам пройти трассу. Те из гонщиков, которые к этому времени не обладали достаточной функциональной подготовленностью, не смогли преодолеть соревновательную дистанцию полностью. Так, из 86 стартовавших финишировало лишь 29 человек. Когда до финиша оставалось три круга, вперед вырвались А. Топорищев из Молдавии и Ю. Перуновский из Белоруссии. На последнем круге за лидерами устремились еще два спортсмена — С. Ермаченко из команды России и гонщик из Эстонии Р. Суун. Сергею Ермаченко удалось на вершине перевала обойти соперников. К финишу он мчался уже один. Победа Сергея над всеми асами и членами сборной страны украсила гонку. Настоящие бойцовские качества проявили А. Топорищев и Р. Суун. Об остальных участниках, к сожалению, нельзя сказать лестных слов.
Мне, как бывшему гонщику, победителю III Спартакиады народов СССР и велогонки Мира, неловко было видеть отсутствие борьбы среди наших именитых спортсменов. После первого круга сошел с дистанции член сборной команды страны Н. Кривошеев. Не закончили гонку А. Аверин, Ю. Баринов, Н. Косарев, А, Вайткус. Сошедшие с дистанции наблюдали за гонкой в роли зрителей!
Несомненно, этому олимпийскому виду программы нужно уделить больше внимания'. Необходимо искать и готовить отличных финишеров, которые так нужны для победы в индивидуальной гонке. Но не менее важно воспитывать у спортсменов морально-волевые качества и умение терпеть, когда очень трудно.
На спартакиадном кольце в Алма-Ате всем было тяжело. Это не просто: десять раз подняться на горный перевал, высота которого 1200 м над уровнем моря, да еще пять с половиной часов выдержать тяготы борьбы под жгучими лучами солнца. Однако каждый участник знал, к какому испытанию он готовится, и ни на минуту не должен был забывать, что за спиной у него стоит большой коллектив, доверивший защищать спортивную честь республики. города. Спортсмены и тренеры должны более ответственно подходить к таким значительным соревнованиям.
Индивидуальная гонка на 195 км
Алма-Ата. 27 июля 1983 г. Температура — плюс 36°. Средняя скорость победителя — 35,6 км1ч.
1. С. Ермаченко (РСФСР) — 5:20.49; 2. Р. Суун (ЭССР) — 5:23.17; 3. А. Топорищев (МССР) — 5:23.18; 4. Ю. Перуновский (БССР) — 5:23.19; 5. Л. Архипов (Ленинград) — 5:23.50; 6. П. Угрюмов — 5:25.10; 7. Ю. Карпевич (оба ЛатвССР) — 5:25.54; 8. Г. Чудаков (КазССР) — 5 : 26.07.
Командный зачет. 1. РСФСР — 58 очков; 2. ЛатвССР — 55; 3. КазССР — 46; 4. Ленинград — 40,5; 5. БССР — 38; 6. ЭССР — 30; 7. УССР — 17; 8. УзССР, Москва — по 11.
За подготовку чемпиона Спартакиады С. Ермаченко золотая медаль была вручена его тренеру А. Токмакову.
Индивидуальная гонка для женщин проходила по той же трассе, что и для мужчин.
только длина ее была значительно меньше — 60 км. На соревнования пришло много зрителей, так как в программе трех последних спартакиад женские гонки были исключены. На спартакиадный форум собрались сильнейшие гонщицы страны — Г. Царева, Н. Кибардина, Т. Полякова, А. Лукутина и талантливая молодежь — Л. Баужите и И. Путниня из Латвии, Л. Зилпорите из Литвы, Т. Шадская и И. Колесникова из Москвы.
После старта разноцветный караван быстро набирал скорость. Сразу же образовалась головная группа, но как только начинался затяжной подъем, в отрыв уходили Т. Шадская и Т. Полякова. Однако на равнинных участках их догоняли. На подъемах и спусках Т. Шадской не было равных. 25-летняя москвичка отлично прошла дистанцию и по праву стала лауреатом Спартакиады и чемпионкой страны. За подготовку чемпионки страны ее тренер Л. Лебедева была награждена золотой медалью.
Индивидуальная гонка на 60 км
Алма-Ата. 25 июля. Температура — плюс 32°. Средняя скорость победительницы — 32,8 км/ч.
1. Т. Шадская (Москва) — 1:44.11; 2. Л. Баужите — 1:44.31; 3. И. Путниня (обе ЛатвССР) — 1:44.32; 4. Г. Царева (Ленинград) — 1:45.04; 5. И. Колесникова (Москва) — 1 : 45.06; 6. Т. Полякова (РСФСР) — 1 : 45.07; 7. Т. Пушкина (КазССР) — 1 : 46.53; 8. Г. Супрон (Ленинград) — 1 : 47.17.
Необходимо отметить отличную организацию спартакиадного турнира в столице Казахстана. Партийные, советские и спортивные организации этой республики сделали все, чтобы соревнования прошли как большой и яркий праздник отечественного велоспорта. В короткие сроки алмаатинцы подготовили у себя прекрасную специализированную трассу, которая, по отзыву генерального секретаря Международного союза велосипедистов М. Еккеля, отвечает высоким современным требованиям.
Г. Р. Сайдхужин, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук.