1983 год был насыщен многими событиями в нашем велосипедном спорте. Советские велосипедисты участвовали в чемпионате мира, первенстве мира среди юниоров, в XXXVI велогонке Мира и VIII летней Спартакиаде народов СССР, в велопробеге Мира от Москвы до Вашингтона, в Универсиаде-83. В этом году отмечалось 100-летие велосипедного спорта в России.
Чемпионат мира 1983 г. состоялся в конце августа в Швейцарии, гонки на треке проходили в Цюрихе, на шоссе — близ Альтенрейна.
В гонках на треке советские велосипедисты завоевали 2 золотые, 1 серебряную и 2 бронзовые медали. Таких успехов на чемпионатах мира наши велосипедисты добились впервые (главный тренер К. Л. Шенгелия). В гонках на шоссе сборная команда СССР под руководством В. А. Капитонова выиграла золотую медаль в командной гонке на 100 км.
В гите с места на 1 км золотую медаль завоевал С. Копылов, установив новый всесоюзный рекорд для открытых треков — 1.03,94; серебряную медаль получил спортсмен из ФРГ Г. Шиллер — 1.05,02; бронзовую — Л. Томе из ГДР — 1.05,07.
В спринтерской гонке наши спортсмены уступили завоеванные в прошлом году позиции. С. Копылов проиграл в финале спортсмену из ГДР Л. Хеслиху. Э. Гелашвили не попал даже в 1/8 финала, тогда как в 1982 г. завоевал бронзовую медаль.
В индивидуальной гонке преследования на 4 км золотую медаль завоевал советский велосипедист В. Куповец, показав результат 4.37,89, а бронзовую Д. Лиепинып — 4.41,22.
В индивидуальной гонке на 40 км по очкам И. Романов занял 3-е место, золотую медаль завоевал спортсмен из Дании М. Маркусен, серебряную — X. И. Поль из ГДР.
Советская команда, выступавшая на чемпионате мира в командной гонке преследования на 4 км, имела все основания завоевать 1-е место. Однако из-за тактических просчетов тренеров, ряда ошибок на заключительном этапе подготовки наша команда смогла занять лишь 5-е место. Золотые медали выиграла команда ФРГ, серебряные — ГДР, бронзовые — ЧССР.
Золотые медали чемпионов мира в командной гонке на шоссе на 100 км с феноменальным результатом 1:59.12 выиграла советская сборная в составе О. Чужды, С. Наволокина, Ю. Каширина, А. Зиновьева, серебряные завоевала команда Швейцарии, уступив нашей сборной 1 мин 41 с, бронзовые — команда Норвегии. Следует отметить, что впервые наши спортсмены на чемпионате мира стартовали на велосипедах новой конструкции, изготовленных советскими веломеханиками.
Индивидуальную гонку на 180 км выиграл спортсмен из ГДР У. Рааб, 2-е место занял швейцарский спортсмен Н. Рюттиман, 3-е — польский велосипедист А. Середюк. Советские спортсмены активно вели гонку на 80% дистанции, но на последнем круге проиграли своим основным соперникам и заняли лишь 13-е место.
Женская сборная команда страны на чемпионате мира была представлена молодыми спортсменками 16—20 лет. В гонке на 60 км, несмотря на хорошую подготовленность, из-за отсутствия опыта международных встреч спортсменки не смогли справиться с предстартовым волнением и с самого начала гонки не попали в лидирующую группу. В итоге, так же как и у мужчин, лучшая наша спортсменка заняла лишь 13-е место.
Первенство мира среди юниоров состоялось 23—29 октября в Новой Зеландии, в небольшом городке Вангануи. Советская команда выступала неполными составами и не во всех видах программы, однако смогла завоевать 2 серебряные медали на треке и 2 серебряные медали в гонках на шоссе.
После многолетних успешных выступлений сборной команды СССР в велогонках Мира (с 1975 по 1981 г.) советские велосипедисты второй год подряд уступают первые места (общекомандное и личное) команде ГДР.
Наряду с объективными факторами, повлиявшими на результат, показанный сборной командой СССР в XXXVI велогонке Мира (потеря двух ведущих гонщиков — Ю. Каширина и И. Фелса), имелись и существенные недостатки. Неудовлетворительное выступление советской команды было вызвано серьезными просчетами в методике подготовки и организации учебно-тренировочного процесса за последние два года.
После достигнутых успехов в крупнейших международных соревнованиях тренеры сборной команды страны не всегда охотно шли на внедрение новых форм и методов организации учебно-тренировочного процесса. Так, зимняя подготовка сборной команда страны в 1981/82 г. на треке в Крылатском была признана ошибочной и явилась главной причиной неудачного выступления сборной команды в сезоне 1982 г. Серьезные просчеты допущены и в системе отбора стартового состава команды, которая была укомплектована главным образом по результатам одного соревнования в Сочи, вследствие чего в команду попали спортсмены, не отвечавшие по своим модельным характеристикам современным требованиям велогонки Мира.
При анализе итогов велогонки Мира-83 отмечались недостатки в организации тренировочного и соревновательного процессов. Участие многих велосипедистов в таких соревнованиях, например, как критериум (март) и в сочинской гонке (апрель), неоправданно, так как требует большой мобилизации физических и моральных сил, рано выводит на пик спортивной формы, что является одной из причин сходов с дистанции многих велосипедистов на ответственных соревнованиях, проводимых в июне — августе.
В программу VIII летней Спартакиады народов СССР после 16-летнего перерыва вновь была включена многодневная гонка, которая прошла по маршруту Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Феодосия — Симферополь. Соревнования были хорошо организованы. В программу вошли командная гонка на 100 км и две гонки на время — 40 и 24 км.
Как показали итоги, спартакиадные старты значительно активизировали работу по велосипедному спорту на шоссе в таких республиках, как Украинская ССР, Казахская ССР, Таджикская ССР, Латвийская ССР, Узбекская ССР, а также в г. Ленинграде. В то же время наблюдается снижение активности в работе таких республик, как РСФСР, Белорусская ССР и в г. Москве. Армянская ССР и Азербайджанская ССР вообще своих команд не выставили.
Важно отметить такой факт, что если на VII Спартакиаде народов СССР доминировали исключительно спортсмены РСФСР, завоевавшие 50% всех медалей, то на VIII Спартакиаде география призеров значительно расширилась: представители 10 команд стали обладателями медалей различного достоинства. Вместе с тем такие республики, как Белоруссия и Киргизия, не завоевали ни одной награды, тогда как на VII Спартакиаде были обладателями серебряной и бронзовой медалей.
Финальные старты VIII Спартакиады в гонках на треке проводились в Москве на одном из самых скоростных треков мира в Крылатском. В соревнованиях приняли участие все союзные республики, кроме Азербайджанской.
По сравнению с предыдущей на этой Спартакиаде значительно повысился уровень спортивных результатов во всех видах гонок. Количестве спортсменов, выполнивших норматив мастера спорта международного класса, увеличилось в 7 раз. В период соревнований был установлен мировой рекорд в индивидуальной гонке на 4 км (В. Куповец, РСФСР — 4.37,687). В спринтерской гонке С. Копылов показал результат на отрезке 200 м с ходу близкий к мировому рекорду — 10,260 (рекорд мира, принадлежащий ему же, — 10,249). В командной гонке результат команды-победительницы (Ленинград) — 4.14,44 превышает мировое достижение — 4.14,64.
Оценивая уровень подготовленности сборных команд союзных республик в гонках на треке, следует отметить, что наиболее стабильно во всех видах программы выступила сборная РСФСР, набрав 487 очков, 2-е место заняла команда Латвийской ССР — 370 очков, сборная команда Ленинграда, набрав 355 очков, заняла 3-е место.
В выступлениях остальных команд союзных республик, за исключением команды Москвы, получившей очки во всех видах программы, наблюдается тенденция развития в основном в гонках преследования.
Слабым звеном в подготовке союзных республик, включая сборную команду Ленинграда, является гит с места на 1000 м и спринтерская гонка. Первый из них культивируется лишь в РСФСР и Латвийской ССР, второй — в РСФСР, Грузинской ССР и в Москве.
Большим событием 1983 г. была знаменательная дата, связанная со 100-летием велосипедного спорта в России. Она совпала по времени с VIII летней Спартакиадой народов РСФСР по велоспорту и была торжественно отпразднована на треке в Туле.
Знаменательным событием 1983 г. явилось обращение советских спортсменов — участников XXXVI велогонки Мира к спортсменам и физкультурникам всей страны, в котором они призвали в период с 9 по 23 мая — в дни проведения велогонки Мира — выйти на массовые старты и заявить о своей готовности внести посильный вклад в объявленную ООН Всемирную кампанию за разоружение.
Предложение велосипедистов было поддержано Национальным олимпийским комитетом СССР, который также призвал всех спортсменов и физкультурников страны принять участие в массовых стартах «Весенние километры?.. «Старты надежд», по многоборью, входящих в комплекс ГТО и во многих других. В итоге только в массовых соревнованиях «Весенние километры» приняло участие свыше 3 млн. человек.
Отмечая важные события года, следует остановиться на велопробеге Мира-83, состоявшемся в июле по маршруту Москва — Вашингтон. Велопробег проходил в рамках Всемирной кампании за разоружение, провозглашенной II специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Интернациональная команда, в состав которой входили представители Норвегии, СССР, США, Финляндии и Швеции, пронесла по дорогам стран страстный призыв прекратить гонку ракетно-ядерных вооружений, предотвратить термоядерную войну. К этим призывам присоединили свой голос тысячи людей. Мэры городов и губернаторы провинций, парламентарии и активисты общественных организаций поставили под Обращением участников велопробега Мира-83 к Организации Объединенных Наций и народам мира свои подписи.
Большую работу проделали физкультурные, партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации страны по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».
Уже отмечался положительный опыт работы в литовском городе Шяуляе, одобренный в июле 1982 г. коллегией Спорткомитета СССР. Коллегия рекомендовала другим городам, рабочим поселкам и селам изучить инициативу шяуляйцев и внедрить их опыт с учетом традиций, климатических и других условий.
Руководители Шяуляя, проявив заботу о любителях велосипедной езды, показали умение не только пропагандировать велоспорт, но и вскрывать неиспользованные возможности.
В другом литовском городе, Друскинин-кай, на правом берегу реки Неман, искусно проложена лесниками велосипедная трасса «Звездная орбита» протяженностью более 30 км. Вдоль трассы расположены «гостиные» из столиков-пеньков и скамеек-стволов деревьев. В зимнюю пору лесная велосипедная трасса превращается в лыжню.
На турбазе курортного города Бирштонас открыт туристический маршрут протяженностью 150 км, с базой проката в 200 велосипедов.
Спорткомитет СССР, реализуя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направил письма с конкретными разработками по массовому использованию велосипеда населением в 184 республиканских и областных спорткомитета страны. Из ответов с мест следует, что организаторы массовой физкультуры изучают весь комплекс вопросов, разрабатывают мероприятия, способствующие успешному внедрению в жизнь постановления. Однако проблем еще много.
Определенная работа проделана в Украинской ССР. Так, например, в Киеве было проведено 12 массовых мероприятий, посвященных XXXVI велогонке Мира, в которых приняло участие свыше 2 тыс. человек. 22 мая был организован велопробег по улицам города, где стартовало свыше 300 человек.
В Днепропетровске, Днепродзержинске, Новомосковске на спортивных праздниках, парадах, показательных выступлениях систематически практикуются состязания юных велосипедистов в возрасте от 5 до 7 лет.
В мае 1984 г, в Украинской ССР планируется проведение Дня велосипедиста, финальным стартам которого будут предшествовать многоэтапные соревнования в школах, средних учебных заведениях, вузах, коллективах физической культуры. Накануне этого мероприятия будет проведена «малая велогонка Мира» среди дошкольников и учащихся средних школ.
Киевский городской совет по туризму и экскурсиям совместно с городским туристским клубом разработал маршруты велопоходов выходного дня на июль—октябрь 1983 г. протяженностью от 20 до 110 км.
В Эстонской ССР также большую популярность завоевывают однодневные и многодневные походы на велосипедах. Так, в сезоне 1983 г. в походе по маршруту Пярну — Синди — Пярну приняло участие свыше 1200 велосипедистов. В знаменитом Тартуском велоралли протяженностью 100 км в 1982 г. стартовало 445 чел., а в 1983 г. — свыше 1 тыс. человек. Всего в республике в 1983 г. было проведено 219 различных массовых мероприятий, в которых приняло участие свыше 13 тыс. человек — любителей велосипедной езды.
Наряду с большой популярностью массовых велопоходов и велопробегов в Армянской ССР создаются группы любителей велосипедной езды по профессиям. Такие постоянно действующие группы работают в системе Гражданской авиации. Ими охвачены рабочие аэропортов и практически весь летный состав.
В Кировакане постоянно проводятся массовые соревнования среди групп профтехучилищ.
Основную методическую направленность, поиск новых форм массовой физической культуры с учетом климатических условий и местных традиций должны взять на себя институты физической культуры. К сожалению, большинство кафедр велосипедного спорта не проявляют должной инициативы по претворению в жизнь сентябрьского постановления.
Положительным примером может служить работа кафедры велоспорта ГЦОЛИФК (Москва), подготовившей методическое письмо «Организация учебно-тренировочной работы и массовых соревнований по велосипедному спорту в коллективах физической культуры».
Активную работу в этом же направлении ведет кафедра велоспорта Киевского института физкультуры. Студенты кафедры являются организаторами массовых стартов студентов и школьников Киева, проводят постоянную работу в ДЭЗ ах и ЖЭКах по вовлечению детей в занятия велосипедным спортом.
Особого внимания заслуживает опыт создания велосипедных клубов в различных городах страны. Такие клубы создаются при институтах, школах, предприятиях, профтехучилищах, ЖЭКах и т. д. и уже функционируют в Киеве, Кишиневе, Новосибирске. Харькове, Виннице, Пензе, Тирасполе.
Итак, сезон 1983 г. завершился, унося с собой радости и огорчения.
Ведущие тренеры страны в период с 5 по 9 декабря 1983 г. собрались в Юрмале под Ригой, чтобы подвести итоги проделанной работы за предыдущий олимпийский цикл и наметить задачи на будущее — к XXIV Олимпийским играм.
Тренеры отметили большую работу, проделанную в деле развития велосипедного спорта в стране спортивными организациями ДСО, ведомствами и республиками. У нас сейчас около 30 велосипедных треков и среди них новые современные треки в Ташкенте и Клайпеде. Только в последние годы создано более 10 центров олимпийской подготовки, открыты новые отделения велосипедного спорта в школах спортивного профиля.
Вместе с тем все тренеры без исключения ставили вопрос об острой нехватке спортивного инвентаря и особенно велосипедов, производство которых в последние годы резко снизилось.
О правильности выбранного направления в этом олимпийском цикле можно будет судить по итогам главных соревнований. Однако уже сейчас назрела необходимость внесения коррективов в планы подготовки как начинающих, так и высококвалифицированных спортсменов. Необходимо значительно повысить качество учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Как показал эксперимент группы ЦОП ГДОИФК — Локомотив, далеко еще не исчерпаны объемы и тренировочных и соревновательных нагрузок. Уже наступила пора смелее и активнее совмещать выступления спортсменов на шоссе и треке.
Внедрение новых форм подготовки позволит лучше выступать на ответственных соревнованиях.
С. В. Ердаков, кандидат педагогических наук, Москва.