— Иван Федорович, а правда, что вы в свое время даже ложку за обедом в левой руке держали, чтобы в баскетбол играть левой не хуже правой?
Иван Лысов, знаменитый капитан сборной 50-х годов, не успел ответить — раскатистый судейский свисток позвал его на площадку. А там, привычно, по-хозяйски обращаясь с мячом, он выдал пару таких пасов из-за спины — и влево, и вправо, что сразу снял все вопросы. Я, признаться, не верил, что 65-летний Лысов будет играть, как ни убеждали меня, что для всех в Таллине и Тарту этот день будет днем баскетбола. Ветераны по расписанию вышли на площадку последними, а Лысов к тому времени успел уже и парадом открытия покомандовать, и в качестве судьи дважды выступить. Баскетбольный праздник в переводе с эстонского именовался на шахматный манер — матчем «Ста столов», и именно Лысов был тем гроссмейстером, вокруг которого и разворачивался сеанс одновременной игры в Таллине.
Начинается он, этот сеанс, в одиннадцать часов утра сразу на семи площадках в каждом из двух городов. И через семь часов из запланированных ста встреч остается провести лишь две — заключительные, 100 матчей в один день!
Идея проведения этого грандиозного баскетбольного фестиваля городов принадлежит доценту кафедры физвоспитания Тартуского государственного университета Вальтеру Ленку. Вынашивал он ее без малого два десятка лет — новый спортивный университетский комплекс с разместившимися на нем баскетбольными площадками вступил в строй в 1983 году, а до того практическое осуществление столь массового, но оперативного мероприятия не представлялось возможным. В столице республики аналогичная база была и раньше в Политехническом институте, и тартусцы загодя начали готовить Таллин к предстоящему поединку, но там, как узнали о предполагаемом количестве участников, засомневались в успехе дела. А в 1983-м, опробовав у себя схему — те самые 49 игр за семь часов, руководители университетского спортклуба послали в столицу уже не предложение, а вызов.
— Нам ничего не оставалось, как принять этот вызов, — с улыбкой вспоминает Иван Лысов события четырехлетней давности. — Отступать было некуда. Напряглись в своем полумиллионном городе и к назначенному дню готовы были держать бой на «Ста столах». Правда, не представляли, как сами тартусцы наберут столько игроков.
— На первый взгляд казалось, что 80, от силы 85 команд — предел для Тарту с его стосемитысячным населением, — рассказывает Вальтер Ленк. — Тем более что студенческий матч — факультет на факультет — Таллин играть отказался. Но задуманное соревнование — это, согласитесь, событие, и цифры здесь должны быть круглыми, впечатляющими. Пришлось поломать голову над Положением о соревнованиях. Разработали его для четырех групп команд: коллективов производственных предприятий. сборных средних школ, физкультурников высших учебных заведений и. наконец, слецгрупп, в которые объединили руководителей предприятий. комсомольских, спортивных работников — кому, как не им, следовало задуматься и позаботиться о развитии спорта, в частности баскетбола. в городе. Тут-то и выяснилось, где и у кого дело поставлено лучше — по массовости, по результату Опасались, честно говоря, за женщин. Они на подъем потяжелее — дома, пожалуйста, сыграем, а ехать куда-то... Но какой же без них праздник? Решено было с каждой стороны выставить по 30 женских команд. И с этой задачей справились.
Трудностей чисто организационных, конечно, хватало. Попробуйте обойтись без накладок в обеспечении всех формой, транспортом, в приобретении призов, в согласовании сроков. А судьи — какими они должны быть? Местными, «чужими», нейтральными? И самый больной вопрос — зрители. Можно было созвать с обеих сторон людей, знававших когда-то баскетбол не понаслышке, обеспечить турниру соответствующую рекламу, но болельщики ведь хотят видеть прежде всего игру — их привлекает зрелищность, азарт борьбы погоня за ускользающей удачей. Тогда, в 1983-м. у организаторов в глубине души теплилась надежда сделать матч-гигант традиционным. Но для этого участники его должны были прежде всего «показаться» зрителям.
— И вузовские команды, и коллективы некоторых предприятий были неплохо подготовлены — как-никак первенство республики у нас проводится по трем группам, в трех лигах разыгрывается и чемпионат Таллина. — рассказывает заместитель председателя Федерации баскетбола Эстонии Рейн Ярва. — Но таких игровых ансамблей, слаженных и умелых, было все же недостаточно. Болельщиков привлекали больше наши ветераны: Яак Липсо, Прийт Томсон, Алексей Таммисте, Яак Салуметс, Анатолий Крикун. Сейчас положение изменилось. Нет. ветераны по-прежнему выходят на площадку и по-прежнему их игра вызывает интерес у зрителей. Просто больше стало у нас в Таллине команд, тренирующихся круглогодично. И у каждой появились свои болельщики. Из ста коллективов, принимавших участие в розыгрыше 1986 года, не меньше семидесяти хоть раз в неделю, да играют. Где находят площадки? Кроме залов на собственных предприятиях к услугам желающих еще и площадки спорткомплекса «Калев», того же Политехнического института, средних школ... К примеру, сборная комсомольских работников города тренируется на базе 20-й средней школы — детально разработанный арендный договор всегда охотно заключался обеими сторонами.
В Тарту, где председателем городской секции баскетбола Хейно Руут, площадки тоже не пустуют. Один только Кубок города по так называемой швейцарской системе (основу ее составляет Положение, предусматривающее встречу команд, имеющих после каждого очередного тура одинаковое или примерно равное количество очков, в результате все фавориты должны сыграть друг с другом) разыгрывают 72 коллектива. С арендой физкультурникам всегда идут навстречу — только играйте! Положение о городских турнирах строгое — если, к примеру, команда выходит на игру в неопрятной форме с кое-как прикрепленными номерами, то соперникам сразу записываются пять очков форы. И представьте, у всех команд до единой и форма новая нашлась, и болельщиков на трибунах прибавилось. Кстати, любой зритель в перерыве между таймами может попытать счастья в штрафных бросках. Эти состязания вызывают не меньший интерес, чем матчи баскетболистов, — здесь уж к болельщикам присоединяются и игроки.
Пока было проведено четыре матча двух городов — по одному в год, а любителям баскетбола республики уже кажется, что они игрались всегда. Со своими чуть измененными правилами: при остановках игры секундомер не выключается 37 минут и лишь на трех заключительных минутах берется «чистое» время. И ничьи здесь допускаются, чтобы избежать задержки следующей пары. Кто тогда получает призы? Капитаны вручают их лучшим игрокам команд соперников.
Прослышали о баскетбольном фестивале и за пределами республики. Пока визитеры приезжают в качестве наблюдателей — поучиться действительно можно многому. Но почему же у некоторых из гостей отнюдь не веселое настроение?
— Вспоминаю те не столь отдаленные времена, когда и в Москве на матчах студенческих команд, районных соревнованиях яблоку негде было упасть, — рассказывает доцент Московского геологоразведочного института Андрей Чернов. — Нам, игрокам, выдавались специальные пропуска, чтобы хоть кого-нибудь из друзей и знакомых в зал провести — те просьбами одолевали. За свои вузы тогда выступали и игроки команд мастеров. Наш институт, к примеру, на первенстве города всегда представляли две команды. А какая была конкуренция за места в них! Для участия в чемпионате института каждый факультет заявлял по нескольку команд, а сейчас едва одну набираем. Потому что играть практически негде. Собственный зал давно устарел — потолок чуть не головы касается. А в новом учебном корпусе строительство зала намечено на... шестую очередь! Это сколько же поколений студентов останется вне игры в течение десяти, а то и более лет? Сборная института еще кое-как влачит существование — предоставляет нам зал одна организация. Но мы там на птичьих правах тренируемся, в любой момент все может измениться, и куда тогда идти, к кому обращаться — не знаю...
Положение с арендой спортивных залов в Москве сложное. Директора средних школ, техникумов, профтехучилищ в большинстве своем предпочитают в вечернее время держать двери залов на замках — так спокойнее. В лучшем случае пускают шефов — раз в неделю в футбол поиграть. Или, скажем, договор подписывают, и дело вроде сделано Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина ни много ни мало в Лужниках спортсооружения арендует. Только вот баскетболистам и там места не нашлось Баскетбольную секцию с многолетними традициями три года назад закрыли, и около ста спортсменов остались не у дел.
— Из Лужников баскетбол практически вытеснил теннис, — с горечью говорит кандидат в мастера спорта игрок команды ветеранов Михаил Проровнер — Спору нет, корты нужны, они не пустуют, но так ли уж необходимо было строить их на месте баскетбольных площадок? Многие, наверное, помнят, как в погожие летние вечера здесь собиралось до 50 команд! И до густых сумерек играли навылет. А уж сколько народу съезжалось сюда в выходные, трудно и сосчитать. Да, большой баскетбол ушел под крышу, но стоило ли поэтому баскетбол массовый так поспешно гнать с улицы? На открытых площадках самые массовые соревнования — районные — не проводятся, залов на всех не хватает, и в результате они не проводятся вообще. Первенство Москвы раньше разыгрывалось по клубам — от мальчиков до мастеров. Теперь же среднее звено из этой цепи выпало — где и с кем играть выпускникам школ спортивного профиля, не принятым в дубль? То же можно сказать и об оставивших большой спорт баскетболистах.
Команда, о которой говорил Проровнер, вытесненная из Лужников, нашла, правда, приют в зале одной из спортшкол — выделили ей время с половины восьмого до девяти часов утра. Не очень, конечно, удобно, но кто хочет играть, тот приходит. Причем добиться права на игру удалось исключительно благодаря личным связям некоторых из ветеранов, среди которых есть и заслуженные мастера спорта. А если бы их не было?
Не потому пи мы недосчитываемся зрителей на матчах всесоюзных и даже международных турниров в Москве, что отучили болельщиков от баскетбола будничного? С чьей это легкой руки повелось, что чем реже зрелище, тем оно привлекательнее? В Эстонии так, к счастью, не считают. По крайней мере, на матчах сугубо тренировочного турнира с участием трех команд высшей лиги и таллинского «Калева», стартовавшем через день после матча-гиганта, среди зрителей я встретил едва ли не половину участников фестиваля «Ста столов». Многие приехали в Таллин и из Тарту — 185 километров, в конце концов не такое уж большое расстояние, если к тому же предприятие выделяет своей команде автобус. Москва, конечно, не Эстония, где у баскетбола найдется немного конкурентов среди других видов спорта. Но если бы Вальтер Ленк со своими коллегами дерзнул бросить вызов столице, то, похоже, застал бы москвичей врасплох.