Баскетбол динамичен. Не только по своей сути, но и по отношению к своим поклонникам. Он не цепляется за устаревшие параграфы кодекса, за формулы соревнований, отставшие от требований времени, и идет на все, чтобы расширить круг подданных баскетбольного королевства.
Борьба за зрителя — в этом отношении баскетбол у нас, в СССР, абсолютный лидер. Пока представители других игровых видов спорта прикидывают, какая же формула соревнований наиболее привлекательна для болельщиков, баскетболисты уже нашли ответ.
У нас в стране именно руководители баскетбольной федерации, отталкиваясь от международного опыта, первыми — увы, не преодолев пока консерватизма потенциальных последователей из других видов спорта — перешли на систему суперфиналов. Первыми же начали организовывать на площадках настоящие шоу — с музыкой, с конкурсами баскетбольных снайперов. И не случайно ныне баскетбольный зритель не спешит в перерыве между таймами в буфет, а после окончания матча — в гардероб. Теперь он может наслаждаться баскетболом в самых разных его проявлениях не только в течение сорока минут «чистого» времени.
Впрочем, при безликой игре команд-участниц никакие конкурсы на трибуне зрителя не удержат. Только яркая игра баскетболистов — вкупе, естественно, с номерами музыкально-спортивного шоу — создает вокруг оранжевого мяча атмосферу настоящего праздника. Такого, каким стали суперфиналы чемпионата СССР 1987 года с участием каунасского «Жальгириса» и ЦСКА.
Лишние билетики давно уж не спрашивают в Москве даже перед самыми престижными — по старым меркам — футбольными или хоккейными матчами. Перед суперфинальными встречами баскетболистов жаждущие «лишнего билетика» дефилировали по вагонам метро за много остановок до станции «Спортивная».
Безразличное молчание трибун давно уже сопровождает хоккейные матчи. Баскетбол же — на той же самой площадке Дворца спорта в Лужниках — вызывал на трибунах такие перепады эмоций, от безудержного восторга до трагической отрешенности, что о пресыщенности столичных любителей спорта зрелищами, на которую любят ссылаться хоккейные, например, руководи-дели. и речи быть не могло. Непредсказуемость событий — вот что держало в напряжении и зал, и сотни тысяч людей, следивших за играми у экранов телевизоров.
Концовка суперфинала была окрашена в бело-зеленые цвета «Жальгириса». Равно как и трибуны Дворца спорта, на которых было немало гостей из Литвы. Но страсти страстями, а ныне пришло время и для анализа. О том. почему все случилось так, а не иначе, и пойдет речь далее.