Немалых же успехов добился отечественный баскетбол, если даже вторые места, которые заняли и женская и мужская команды страны на чемпионатах мира нынешнего года, были безоговорочно и единодушно расценены как фиаско.
Второе место мужской сборной — огорчительная неожиданность, второе место женской — тоже огорчительно, но эта неожиданность из тех, которые следовало ждать, — пусть не обязательно на этом турнире, но наверняка на следующем. Первая из неудач — неудача конкретной команды, вторая — неудача всего нашего баскетбола, женского баскетбола. Да, фиаско одной команды до известной степени является случайным, второй, увы, закономерным.
Свои заметки начну с турнира женских команд. И не только потому, чтобы доказать свою правоту, не только из желания избежать упреков в мужском, так сказать, патриотизме. Для этого имеется причина посерьезнее.
...Есть выражение «через поражения к победе». Восемнадцатилетний путь женской сборной страны дает основание для заявления, которое может быть сочтено парадоксальным: «через победы к поражению».
Вообще-то женская сборная существует не 18 лет, а ровно в два раза дольше: ее дебют состоялся в 1950 году. Сыграв за это время в официальных турнирах никак не меньше, чем 250 матчей, наша команда проиграла всего два (на чемпионате мира 1957 года и годом позже — на чемпионате Европы). Стартовав в 28 турнирах — олимпийских, чемпионатах мира и Европы, — к десятому, последнему по счету, чемпионату мира наши соотечественницы 26(!) раз были на финише первыми и лишь два раза — вторыми. Да, не было и нет ни одной сборной — ни в баскетболе, ни в каком другом виде спорта, ни у женщин, ни у мужчин, ни в нашей стране, ни в какой другой, — которая могла бы сравниться своими достижениями с женской баскетбольной командой страны.
Но я не случайно упомянул именно 18 последних лет. В 1968 году в сборную пришла Ульяна Семенова, которой тогда было 16 лет от роду. Как и все рижанки — а она играла в прославленной команде ТТТ, — в баскетболе Семенова умела многое, но главным ее достоинством был сверхвысокий рост. Короче, с появлением Ульяны сборная страны приобрела солидное преимущество в росте перед всеми без исключения командами.
Но как нет худа без добра, так нет и добра без худа. И в лучшие свои годы Семенова была не очень быстра, не очень мобильна. Но поскольку достоинства Семеновой значительно превышали ее недостатки, партнерши играли так, как было сподручнее Ульяне, — не торопясь и, как правило, ограничивая свои действия подыгрыванием центровой, которая и завершала подавляющее большинство атак.
И произошло то, что должно было произойти. Привыкнув к такой манере игры, сборная уже не хотела — да и не умела — играть ни в какой другой.
Содержится ли здесь критика в адрес Лидии Владимировны Алексеевой, которая в те времена тренировала команду? Конечно же нет. Ни один тренер не отказался бы от такой центровой, как Семенова. И ни один тренер, имея в составе своей команды такую центровую, как Семенова, не стал бы, оригинальничая, играть в какой-то иной баскетбол.
Хотя меня и могут упрекнуть в том, что задним умом все крепки, скажу тем не менее об одном просчете руководителей нашего баскетбола. Ясно же было, что настанет время, когда играть придется без Семеновой (она и так установила рекорд: отыграла в сборной на год больше, чем прославленный Крешемир Чосич). Исходя из этого, надо было создать постоянно действующую вторую сборную, которая играла бы в быстрый баскетбол, — в такой баскетбол, в который на последнем чемпионате мира пыталась играть советская команда и в который куда успешнее, чем она, играла американская.
Играть «с листа» в такой баскетбол конечно же трудно; время же, чтобы к нему подготовиться, было безвозвратно упущено. Вот и получилось, что, сыграв один за другим два турнира — один с Семеновой (Игры доброй воли), другой — без нее (чемпионат мира), наша команда в обоих была наголову разбита.
Помню, как на первых порах после появления Семеновой федерации не-которых стран потребовали введения ростового ценза. Притязания их, которые были и дискриминационны (баскетбол стал бы первым и единственным видом спорта, в котором существовал бы запрет такого рода) и демагогичны (очень подозреваю, что подобная тяга к справедливости тотчас бы улетучилась, появись в распоряжении той или иной федерации баскетболистка семеновского роста), конечно же отвергли. И тогда тренеры, которые не сумели сделать того, чего хотели (найти баскетболисток семеновского роста), стали искать пути к победе над непобедимым соперником. И поиски их увенчались успехом.
Да, на обоих турнирах — и на Играх доброй воли, и на чемпионате мира — сильнее нас сыграли американки. Но положа руку на сердце признаем, что лучше нас — не сильнее, а лучше — играли еще минимум две-три команды. Под словом «лучше» подразумевается в данном случае мобильнее, быстрее, красивее — словом, зрелищнее. И причиной резкого улучшения игры, причиной, пусть и не единственной, пусть и косвенной, было желание победить команду Семеновой.
Хотелось бы выразить надежду и пожелание, чтобы кризисное состояние, в котором оказался наш женский баскетбол, удалось преодолеть в самые короткие сроки. Не будем, однако, упрощать задачу, стоящую перед тренерами сборной...
Накануне чемпионата мужских команд я был убежден, что первое место достанется нашей сборной. Сейчас, когда чемпионат уже позади, не вижу никаких сколько-нибудь серьезных оснований от того своего внутреннего, что ли, прогноза отказываться. Если бы чемпионат уже не был сыгран, если бы ему еще только играться, я бы опять высказал твердую уверенность в нашем успехе.
Да, скажут мне, но как же в таком случае объяснить вполне закономерную неудачу сборной? Скорее, можно назвать случайной победу в полуфинальном матче с югославами, когда за минуту до конца второго тайма мы проигрывали 9 очков, чем поражение в финальном, когда минуты за 4 до конца мы проигрывали американцам очков 20.
Что ж, мы были слишком сильны, чтобы стать еще и первыми. Говорю это почти всерьез. А уж если совсем серьезно, то надо сказать, что легкая победа на прошлогоднем чемпионате Европы и весьма престижная на Универсиаде привели к тому, что команда пересекла ту грань, которая разделяет уверенность в своих силах, без которой не победить, от самоуверенности, которая зачастую приводит к поражению.
Не знаю, как готовили команду Владимир Обухов и Алексей Шукшин, не знаю, какие конкретные задачи они ставили перед тем или иным игроком: на турнире в Испании я был всего лишь пусть и заинтересованным, но все-таки зрителем, болельщиком. Так что не мне определять степень вины или просчетов моих коллег. Высказывать же какие-то догадки, предположения считаю делом недостойным, противоречащим тому, что именуется тренерской этикой.
Скажу лишь, что если бы мне доверили комплектовать сборную из лучших игроков турнира, то кроме наших соотечественников в нее попали бы лишь Дражен Петрович из югославской команды, Дэвид Робинсон — из американской и Оскар Шмидт — из бразильской.
Буквально несколько слов о двух других призерах. Хочу от души поздравить Крешемира Чосича, который в течение долгих лет был блестящим игроком, а теперь стал очень и очень неплохим тренером. Во всяком случае, Чосичу удалось создать команду, которая играет куда лучше, чем того можно ждать, видя, что за игроки находятся в его распоряжении. Если не считать уже упоминавшегося Петровича, то все они уступают — и значительно — асам семидесятых годов — Зорану Славничу, Драгану Кичановичу, Мирзе Делибашичу, Дражену Далипагичу. Нет в распоряжении тренера Чосича и такого умнейшего игрока, как Чосич, который мог с успехом выступать в любом амплуа. Тем не менее еще немного, и югославы, а не мы боролись бы с американцами в финале за золотые медали.
Мини-рецензию на игру сборной США хочу начать если и не с опровержения, то, по крайней мере, с уточнения одного из тезисов, которым то и дело оперирует давно и много пишущий о баскетболе журналист Анатолий Пинчук. Он не устает утверждать, что к чемпионатам мира американцы относятся без должного уважения.
Ну что ж, на стороне оппонента статистика: по десять раз выступали американцы на олимпиадах и чемпионатах мира — результат: 9 первых мест на олимпийских турнирах и только 2 — на чемпионатах мира. Должен, однако, сказать, что в последнее время отношение к чемпионату мира на родине баскетбола изменилось в лучшую сторону. К универсиадам и тем более к олимпийским турнирам они относятся серьезнее, но, если так можно выразиться, разрыв между этими турнирами и чемпионатами мира изрядно подсократился. На двух олимпийских турнирах, на двух универсиадах и на одном чемпионате мира я возглавлял советскую команду, еще на нескольких турнирах побывал зрителем — так что у меня есть кое-какие основания сказать то, что я сказал.
Сборная США, которую я видел в Испании, была не столько мужской, сколько юниорской. Впрочем, юнцы, которые побеждали мужчин, вполне заслужили самых высоких оценок уже и в настоящем времени.
А вот что касается Тайрона Боже, который был у всех на устах, то здесь я позволю себе высказать мнение, с которым, полагаю, немногие согласятся. Хотя он и обладает рядом достоинств, но, на мой взгляд, больше подходит всемирно известной труппе «Гарлем Глобтроттерс», чем спортивной команде.
Шумный успех Боже лично я склонен объяснить его малым ростом — 159 сантиметров (это самый маленький баскетболист-мужчина, которого я когда-либо видел) и слишком серьезным отношением к нему соперников. Боже попросту не следовало «держать» до тех пор, пока он не оказывался под щитом. Не в том дело, что он набрал мало очков бросками со средних дистанций: это. в конце концов, могло быть случайностью. Но в том-то и дело, что случайностью были бы его частые попадания: для этого у него слишком плохая техника броска.
А заключить свои заметки хочу одобрением всех последних изменений правил, которые явно украсили баскетбол. Но если уж мы позаимствовали у профессионалов трехочковый бросок, то не худо было бы заимствование сделать полным — на метр отдалить от щита ту линию, из-за которой попадание приносит не два очка, а три. Это предположение пришло мне в голову до чемпионата мира, на чемпионате же оно лишь окрепло.
Чемпионат мира по баскетболу (мужчины)
Испания. 5—20 июля.
Группа «А»: 1. Бразилия. 2. Испания. 3. Греция. 4. Франция. 5. Панама. 6. Южная Корея.
Группа «В»: 1. СССР 2. Израиль. 3. Куба. 4. Уругвай. 5. Ангола. 6. Австралия.
Группа «С»: 1. США. 2. Италия. 3. КНР. 4. Пуэрто-Рико. 5. ФРГ. 6. Кот д’Ивуар.
Группа «D». 1. Югославия. 2. Канада. 3. Аргентина. 4. Нидерланды. 5. Новая Зеландия. 6. Малайзия.
Полуфинальные группы
Группа «А»: 1. США. 2. Югославия. 3. Италия. 4. Канада. 5. Аргентина. 6. КНР.
Группа «В»: 1. СССР. 2. Бразилия. 3. Испания. 4. Израиль. 5. Куба. 6. Греция.
Полуфиналы: США — Бразилия 96:80. СССР — Югославия 91:90.