— Игорь обладает всеми достоинствами разыгрывающего: передачи отличные, видение поля прекрасное. Очень непросто выполнять дирижерские функции в такой именитой команде, как ЦСКА, а тем более в сборной СССР. Миглиниексу это под силу. Ко всему он и по кольцу пробивать старается.
Его уравновешенность, спокойствие, невозмутимость импонируют. Но баскетбол — борьба. Здесь надо иной раз и взорваться, переступить через собственный характер...
Это сказал о Миглиниексе заслуженный мастер спорта Станислав Еремин, прославленный и бессменный в течение многих лет диспетчер ЦСКА и сборной СССР, от которого Игорь, по существу, и принял дирижерскую палочку. В клубе по крайней мере.
Что же касается рекомендации «переступить через собственный характер», так Миглиниекс решится и на это, ибо, как считает наставник ЦСКА Александр Яковлевич Гомельский, амбиции в лучшем смысле этого слова у него предостаточно.
...Игорь родился 21 год назад в латвийском городке Елгава. В двухлетнем возрасте родители перевезли его в Ригу. Отец Ян Янович Миглиниекс играл в известной команде мастеров рижского клуба ВЭФ. Правда, было это в «звездную эру» рижского СКА, за который выступали такие корифеи, как Майгонис Валдманис, Валдис Муйжниекс, Большой Ян — Круминьш. Но и ВЭФ мужественно сражался в высшей лиге, а Миглиниекс-старший играл в основном его составе.
Так что перед Игорем вопроса о выборе спортивного пути не стояло. Сколько себя помнит, тянулся за отцом в спортивный зал, дышал воздухом баскетбола. Собственно, этим же воздухом был наполнен и дом: отец играл на турнирах, а мать и маленький Игорь не отходили от телевизора — в Прибалтике баскетбол транслируют щедро.
Мальчику необыкновенно везло с наставниками на баскетбольной площадке. В первом классе вэфовской спортшколы он занимался у «самого» Майгониса Валдманиса. Потом на общественных началах этот класс вел Ян Миглиниекс. Ну а в третьем классе, уже в ДЮСШ № 3. мальчик попал в опытные руки известного тренера Иманта Клявиньша, под руководством которого и прошел остальной путь в детском баскетболе.
Так уж получалось, что шел он по этому пути даже с некоторым опережением. В 15 лет его заметил прославленный баскетболист Модестас Паулаускас, работавший со сборной младших юношей страны, пригласил в команду и вскоре Игорь получил свою первую золотую медаль чемпиона Европы среди юношей.
Годом позже нынешний наставник нашей национальной сборной Владимир Николаевич Обухов включил его в состав юниорской сборной. И здесь Миглиниекс стал чемпионом континента. На первенстве мира юниоры выступили тогда менее удачно, тем не менее стремительно растущая коллекция наград юного Миглиниекса пополнилась серебряной медалью.
В команде мастеров ВЭФа дела Игоря двигались также стремительно. Пригласили его в команду в 17 лет, и после одной-единственной тренировки он отыграл в основном составе тур чемпионата страны в Таллине. Отыграл удачно, что придало уверенности прежде всего ему самому.
— У меня словно сил прибавилось, взрослым себя почувствовал, — вспоминает Миглиниекс.
Вэфовский период навсегда запомнится Игорю общением с двумя незаурядными людьми: тренером Майгонисом Валдманисом и капитаном и лидером команды Валдисом Валтерсом. Именно они сделали все, чтобы становление новичка в баскетболе прошло так быстро, как оно прошло.
Играть рядом с Валтерсом непросто. Преданный баскетболу до самозабвения, азартный, он очень строг к себе, но и от Игоря порою требовал, казалось, невозможного. Однако скоро они стали прекрасно понимать друг друга.
Выходя на площадку вместе, выполняли диспетчерские функции попеременно, как бы дополняя друг друга: если один вел розыгрыш мяча сзади, другой уходил в нападение. Соперникам было крайне трудно сориентироваться, угадать, от кого из них ждать угрозы кольцу. А в том, что эти угрозы всегда реальны, убедились все команды нашей высшей лиги.
Прекрасную школу прошел Миглиниекс в ВЭФе. Но и с нею найти себя в таком коллективе, как ЦСКА, было нелегко. За многие годы армейцы привыкли к своему главному диспетчеру Станиславу Еремину. В Миглини-ексе тренеры видели прежде всего его преемника. Тренеры. Но как примет его команда? Каково это — повторить Еремина?
Но тут же пришла мысль: «А надо ли повторять? Не лучше ли внести в игру что-то свое?». Помогли партнеры. Прежде всего Хейно Энден. Находясь на площадке рядом с ним, Миглиниекс вроде бы и не чувствовал особых перемен — будто играет рядом с Валтерсом.
Вскоре, правда, выяснилось, что Энден все же больше тяготеет к нападению. Это Игоря устраивало — он давно почувствовал вкус к разыгрыванию мяча. Но — помните? — и Еремина решил не повторять. Тот, случалось, весь матч оставался только в рамках разыгрывающего. Миглиниекса в них не удержать. Конечная цель баскетбола как спортивной игры — забить мяч в кольцо соперников. Значит, атаковать должны все.
Да, по кольцу Игорь бросает много. Но начинает он всегда, как начинал и Еремин. Никто не может сказать, что видел, как Миглиниекс рвался бы вперед с первых минут матча. Ведет, налаживает игру, стараясь давать такие передачи, чтобы нападающие, получив мяч, могли с наименьшей затратой сил завершить атаку. Если, скажем, у Сергея Тараканова и Валерия Тихоненко это получается, Игорь удовлетворяется ролью «подносчика снарядов».
Станислав Еремин отметил редкое в наши дни умение и склонность Миглиниекса к статическим броскам — броскам с места. Сам Миглиниекс объяснил: «Главное тут удобно положить мяч на руку. Ну и, конечно, послать по правильной траектории...».
Объяснил так просто, что, кажется, возьми, брось, и мяч будет в кольце. А сам рассказывал до этого, сколь необходимо снайперу тренировать броски постоянно, не упустить, не утратить то особое чувство, которое так и называется «чувством броска».
С ним однажды это случилось. Еще в юношеском возрасте. Увлекся быстрой игрой, проходами под щит. Со средних, а тем более дальних дистанций бросал мало. И бросок пропал, не чувствует Игорь его. Хорошо вовремя спохватился. Но сколько времени под руководством Обухова при подготовке сборной юниоров пришлось затратить пока восстановил бросок!
Миглиниекс один из тех немногих баскетболистов, которым повышение цены на дальние броски пошло на руку. Для него 6-метровая линия — чистая условность, он и прежде бросал с точек, отстоящих даже дальше от нее. Повышение же значимости таких бросков только подстегнуло его. Как тут не вспомнить матч на Кубок обладателей кубков европейских стран, в котором ЦСКА встречался со швейцарским «Вевеем».
Игорь раз за разом поражал кольцо швейцарцев из-за 6-метровой линии. 6 точных бросков кряду — целая серия ценою в 18 очков! Надо было видеть, как вскакивал со скамейки тренер швейцарцев при каждом таком броске. Мне потом перевели его гневные слова, обращенные к своим игрокам: «Что вы не можете удержать одного Миглиниекса?»
В списке кандидатов в сборную страны фамилия Миглиниекса значится не первый год. Но если в сборной юниоров признание к нему пришло быстро, то, видно, в игре мужчин получить его не так просто. Пока Игорь выступал в составе сборной лишь на товарищеских соревнованиях и турнирах. Теперь Владимир Николаевич Обухов называет Миглиниекса в числе твердых кандидатов в сборную.