Скрипка и баскетбольный мяч. А как же пальцы музыканта? Мнение профессора консерватории: пример собственный и Вана Клиберна.
Он делил свою любовь между скрипкой и мячом. И ему постоянно не хватало времени. Удивительно ли? Ведь Азер Рзаев учился сразу на двух факультетах — композиторском и оркестровом, играл в баскетбол и волейбол. Это была, выражаясь языком музыкантов, игра в четыре руки, и чтобы успеть всюду, он сокращал время, отведенное на сон, — иного выхода не видел.
Когда дома все укладывались спать. Азик брал скрипку и, рискуя вызвать очередной взрыв негодования соседей, занимался музыкой. Постепенно в доме привыкли к тому, что с двенадцати до трех ночи — время скрипичных концертов. Потом следовал менее чем трехчасовой сон, и уже в шесть утра он спешил на баскетбольную тренировку, а оттуда — в консерваторию.
Просветов в таком плотном расписании не было, но Азер не жаловался. Создавалось впечатление, что он без особых усилий справлялся со всеми своими заботами. Во всяком случае троек этот удивительный студент не получал, и уже на первых курсах в нем угадывался незаурядный исполнитель и композитор. Успехи сопутствовали Рзаеву и на баскетбольной площадке.
— У нас в консерватории, — рассказывает Азер Гусейнович, — в которую я поступил в 1948 году, подобралась хорошая команда. Вместе со мной играли Азад Шарифов — ныне председатель Госкомитета Азербайджанской ССР по кинематографии, Рашид Сеидзаде — сейчас профессор Азгосконсерватории, Георгий Ходжаев —тоже ставший профессором и работающий в Казанской консерватории, Сабир Керимов — кандидат искусствоведения, Чингиз Садыхов — известный теперь пианист. Трижды подряд мы выигрывали Кубок студенческого общества «Искра» и в конце концов навсегда оставили его в консерватории. В 1950 году в Москве проводилось первенство страны среди вузов искусств. Для участия в соревнованиях решили отправить и команду Азгосконсерватории. Турнир был представительным — играли москвичи, ленинградцы, прибалтийские баскетболисты. Мы заняли второе место, проиграв с разницей в 6 очков лишь литовцам. А на следующий день я участвовал уже в составе волейбольной команды в таком же чемпионате, и вновь мы стали вторыми.
На следующий год перворазрядника Азера Рзаева, привлекшего внимание специалистов играми за свой вуз и бакинскую «Искру», пригласили в сборную республики. И сейчас, по прошествии тридцати пяти лет, он часто вспоминает многие из этих интересных игр, в которых ему приходилось противоборствовать таким известным мастерам, как Лев Решетников, Казис Петкявичюс, Леван Инцкирвели.
Свой последний баскетбольный матч Рзаев провел в 1954 году. Позади была консерватория, во время учебы в которой он успел выиграть еще и шахматное первенство вуза.
«Успехов тебе, Азик, твори, как на площадке!» — пожелали ему на прощанье друзья по спорту, и, словно желая оправдать их надежды, молодой скрипач и композитор быстро завоевывал признание. Уже спустя год его дипломная работа — концерт для скрипки с оркестром — была удостоена премии Международного конкурса в Варшаве.
Росла популярность музыканта. Во многих городах страны и за рубежом исполнялись его концерты, сонаты, поэмы, поставлена оперетта «Путешествие Гаджи Керима на луну».
Четырнадцать лет возглавляет Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова Азер Гусейнович Рзаев. Кроме того, заслуженный деятель искусств республики профессор Рзаев ведет класс камерного ансамбля в Азгосконсерватории. Так что привычке юности — работать с полной отдачей сил он не изменил и по сей день.
— Бытует мнение, что некоторые виды спорта, и среди них игровые, музыкантам противопоказаны и на ряд из них педагоги консерватории накладывают строжайший запрет...
— Я бы не стал говорить об этом в столь категоричной форме. Но, разумеется, пианистам не рекомендуется заниматься боксом — легко повредить пальцы. Что же касается игровых видов, то они никак не могут стать помехой для музыканта. Особенно баскетбол. А от случайных травм не застрахован никто — ни на площадке, ни вне ее. Я уже называл имена моих сокурсников — баскетболистов, ставших отличными музыкантами. Их увлечение баскетболом не вызывало никакого противодействия в консерватории. Кстати, вспоминаю, как в годы приезда в нашу страну известного американского пианиста Вана Клиберна газеты отмечали, что он отлично играет в баскетбол. Ну а мне, скрипачу, занятия баскетболом были особенно полезны. Ибо эта игра так же, как, например, теннис, помогает укрепить кисть, которая во время скрипичных концертов испытывает большие нагрузки.