В баскетболе наших дней игроков одного и того же амплуа именуют по-разному, отвергают старые, предлагают новые названия, одни удачные, другие — не очень. «Атакующий защитник» — наиболее точное определение, полностью соответствующее тому, что игрок делает на площадке. В этой роли вступил в баскетбол и я.
Определил же ее для меня мой первый и единственный тренер, заслуженный мастер спорта Майгонис Валдманис, который в нашей 45-й школе Риги вел баскетбольную группу. С 1969 года я связал свою судьбу с ВЭФом — сначала учился в его ДЮСШ, потом стал играть в команде мастеров — и вот уже добрых полтора десятка лет не расстаюсь с этим клубом, которым руководит Валдманис.
Валдманис же начал готовить из меня и разыгрывающего. Наверное, тренеру было нелегко со мной. Я рвался в атаку и только в атаку. Долгое, «скучное» разыгрывание мяча было не по мне. Но Валдманис внушал: «Как атакующий защитник ты сыграешь всегда и везде, даже в сборной страны, нашему же клубу нужен разыгрывающий». Да, с годами я и сам почувствовал вкус не только к броску, но и к пасу. Словом, попробовал себя в роли разыгрывающего, вроде бы получилось.
С тех пор я и выступаю в баскетболе в двух амплуа: атакующего защитника и разыгрывающего игрока. Поскольку все же наиболее сильной моей стороной является бросок, начну с него.
Мой излюбленный бросок — в прыжке одной рукой, обязательно после прохода на высокой скорости. Получаю мяч, обманным движением освобождаюсь от опеки и, пройдя два-три шага с ведением мяча, делаю резкую остановку метрах в четырех от кольца. Потом следует взлет и бросок.
Так уж случилось, что в сборной СССР я надел майку с номером 10, номером, под которым столько лет блестяще играл в нашей главной команде страны Сергей Белов. Это ко многому обязывало. Конечно же, еще раньше, едва увидев Белова, старался подражать ему. Тем более что наши броски по манере исполнения похожи.
Однако сходство это чисто внешнее. Специалисты знают, что наши броски имеют существенные различия. У Белова взрывным был сам прыжок: этакий настоящий взлет после мощного отталкивания ногами. Сам же бросок у него был помягче, он всегда чуть-чуть задерживал мяч, прежде чем выпустить его из руки.
Я выбрасываю мяч и резче, и быстрее. А вот прыжок чуть затягиваю, чтобы отдать мяч партнеру, если вдруг в последний момент соперник попытается накрыть мой бросок или вижу, что партнер оказался в лучшем положении для атаки.
Как тренировать броски? Вроде бы нехитрый вопрос. Бросай и бросай по кольцу с определенных точек, скажем, сериями по 10 бросков в прыжке, без прыжка —лишь бы побольше. Но при ритмах современного баскетбола в игре такие броски уже не проходят. Не очень-то дают сейчас защитники снайперам возможности обстреливать кольцо с излюбленных точек.
Значит, и тренировку следует приближать к игровым условиям: все, и бросок в том числе, выполнять в движении с сопротивлением. Мало того, это сопротивление я стараюсь максимально усложнить: на тренировках выбираю в партнеры нападающего двухметрового роста и пытаюсь обыгрывать его один на один.
Пусть преодолеть барьер рук великанов труднее, да и процент попаданий при этом неизбежно снижается. Зато вырабатывается особое чувство броска. К тому же игрок вынужден максимально усложнять бросок. Знаю, что в игре никто из высокорослых соперников не будет держать меня так близко, не сумеет в течение всего тайма, к примеру, накрывать мои броски. Однако тренируюсь так, будто в игре встречусь именно с подобным сопротивлением. Выполняю по 150—200 бросков. Словом, действовать следует по принципу: «Тяжело в ученье, легко в бою».
Обязательно отрабатываю игру один на один с подвижным защитником, какой наверняка будет опекать меня в матче. Плотная персональная опека для снайпера всегда таит опасность. Условливаюсь с опекуном, что с ведением мяча я делаю только один шаг. Это значит, что помешать моему проходу ему не составит труда, в нужный момент он сможет закрыть бросок. Сознательно ставя себя в трудное положение, я вынужден искать какие-то дополнительные пути к атаке. Например, в усложненном. неожиданном для соперника броске.
Поскольку в матчах чемпионата страны меня чаще всего опекают персонально, соперники неизбежно получают много фолов, а я соответственно пробиваю много штрафных. Следовательно, и на тренировках над ними надо трудиться особо. Для себя я выработал критерий: бросаю 100 раз. Если попадаю менее 95 — плохо. Вполне удовлетворенным ухожу с тренировки, когда цели достигают 99 бросков.
Я упоминал о возможности уже в прыжке на бросок отказаться от него и передать мяч партнеру, оказавшемуся в более выгодном положении для атаки. Мяч в этом случае я посылаю тем же движением кисти: быстрым, резким, отрывистым, неожиданным для соперника.
Есть тут. правда, опасность, как бы такая передача не оказалась неожиданной и для адресата, особенно для малоподвижного и часто неловкого высокорослого центрового. Такое у меня нередко случалось с нашими клубными центровыми. Они в ВЭФе, скажем прямо, оставляли желать лучшего. Правда, теперь с приходом Алексея Караваева и Александра Дудорова у нас наладилось неплохое взаимодействие с центровыми.
Зато с центровыми сборной СССР, игроками высокого класса, взаимодействовать легко. Особенно с Арвидасом Сабонисом, с которым у нас наиграно немало комбинаций. В атаку мы, как правило, идем вместе. Если я получаю пас, то делаю все, как при обычном проходе под щит. Однако — достигается ли это боковым зрением или каким-то особым чувством — я всегда четко знаю, в какой точке может оказаться Сабонис под мою возможную передачу. Взлетаю, как на бросок, и, если наш центровой хоть на миг открывается, отдаю мяч ему. Доверить бросок вблизи кольца высокорослому центровому, конечно же, надежней.
Такое взаимодействие мы непрестанно отрабатываем на тренировках при разучивании быстрого прорыва. С менее подвижным Владимиром Ткаченко больше наигрываем комбинации позиционного нападения, основанные на передачах мяча центровому чаще всего с флангов.
Чтобы успешно выполнять функции разыгрывающего, от баскетболиста требуется не только высокая техника владения мячом. Нужно еще иметь и авторитет в команде. В ВЭФе такой авторитет, смею думать, мною завоеван. Поэтому при ведении игры своей клубной команды у меня проблем не возникает.
Куда труднее дирижировать игрой сборной страны. Здесь много ярких индивидуальностей, каждый имеет свое мнение, свой взгляд, скажем, на продолжение атаки. Не дашь вовремя пас — обидится, приходится учитывать и такие нюансы.
Когда мы выступаем на площадке вместе со Станиславом Ереминым, игру ведет он, я же возвращаюсь к своим обязанностям атакующего защитника. Хотя это вовсе не освобождает меня от розыгрыша мяча в отдельных фрагментах матча.
Пройдя хорошую школу разыгрывающего в ВЭФе, я и там вернулся к игре атакующим защитником, которая, что ни говори, больше импонирует мне. Это стало возможным с появлением в команде Игоря Миглиниекса. Он прекрасно проявил себя как разыгрывающий в сборной юниоров СССР, а теперь является кандидатом именно на это место и в национальной сборной.
Миглиниекс — яркии пример того, как много может достичь упорной работой спортсмен, даже не очень одаренный от природы. Единственно, что мне хотелось бы пожелать товарищу — это побольше рисковать в игре. Да, именно рисковать. Миглиниекс может прекрасно дать пас. Но иногда мало, чтобы передача была выполнена грамотно, квалифицированно. Она должна быть еще и острой, а значит, рискованной. Разыгрывающему следует смело идти на рискованные обострения.
Над пасом надо работать, образно говоря, не только руками, но и головой. До сих пор у нас мало мастеров с таким прекрасным видением поля, как. скажем, Иван Едешко, умевший выполнить точную, а главное острую передачу.
Искусный разыгрывающий не стремится к сверхсложным передачам, но умеет выбрать момент, когда партнер освобождается от опеки и без промедления посылает мяч в свободную зону. Слабость же многих наших игроков этого амплуа в том, что они упускают именно эти бесценные мгновения для передач, а таких упущений уже не наверстать.
На тренировках я всегда стараюсь выбирать рискованные продолжения атаки. Запоминаю их, выверяю Чем больше у игрока таких вариантов, тем свободнее, раскованнее он может вести игру.
Прочитал в «Спортивных играх» статью Станислава Еремина о перехватах. Да. перехваты, выбивания, отбор мяча Еремин выполняет мастерски. У него настолько обостренное чувство мяча, что он безошибочно определяет, куда последует передача соперника. Если против него действуют даже двое соперников, это еще не означает, что его непременно обыграют. Конечно, для всего этого нужно постоянно иметь высокую физическую готовность.
Я на перехватах играю мало. А вот возможность отобрать мяч у высокорослого центрового соперника никогда не упущу. Скажем, в момент, когда он начинает выполнять бросок крюком, я еще внизу выбиваю у него мяч из руки. Иногда мяч приходится попросту вырывать. Тут нужны сильные пальцы. Именно за счет их силы, а также резкости и точности действий можно вырвать мяч без фола. Возможностей же таких в современном баскетболе много — сейчас арбитры не спешат со свистком, дают соперникам побороться за мяч подольше.
Комментарий тренера
Майгонис Валдманис, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер Латвийской ССР:
— Валтерс начинал играть в детской команде как один из высокорослых баскетболистов. Однако любил поиграть не только под щитами, но и в поле. У него рано развились чувства мяча, партнера, паса. Он умел выбрать момент для точной, острой передачи. Эти качества и навели меня на мысль сделать из великолепного снайпера еще и разыгрывающего игрока, столь необходимого в ту пору ВЭФу.
Игру Валтерса как разыгрывающего я старался строить на большой точности. Между действиями разыгрывающего моего времени и нынешнего — дистанция огромного размера. Жесткое ограничение времени на атаку 30 секундами требует от разыгрывающего и быстроты мышления и скоростной техники.
Как я уже говорил, Валтерс неплохо освоил пас. Но ведение игры отнюдь не ограничивается распасовкой. Не случайно разыгрывающих называют диспетчерами. Понятие это емкое. Организации игры такой баскетболист должен уделять почти все свое внимание, атаковать самому следует только при крайней необходимости.
Для снайпера это означало наступить на горло собственной песне. И. Валтерс наступил. Игроки задней линии бывают либо атакующими защитниками, либо чистыми разыгрывающими. Валтерс в этом смысле стал универсалом. Но случайно он был назван лучшим баскетболистом Европы на чемпионате континента 1981 года.