Что такое европейские кубковые турниры? Задайте этот вопрос любому из тренеров, чья команда хотя бы раз участвовала в подобных соревнованиях, и он, кроме всего прочего, задумчиво ответит: «Это... такая школа...»
Баскетболисты каунасского «Жальгириса» впервые были приняты в эту своеобразную школу шесть лет назад. Как шло их обучение, вы можете узнать из приведенных статистических данных. А разговор пойдет о том, что «Жальгирис» приобрел, выступая на европейских баскетбольных аренах, какие получил домашние задания.
На вопросы Ромы Гринбергене отвечает старший тренер каунасского «Жальгириса» заслуженный тренер СССР Владас Гарастас. И первый вопрос к нему конечно же:
— Что такое европейские кубковые турниры?
— Это смотр лучших клубных команд Европы и отчаянный спор за пальму первенства. Одно только участие в соревнованиях — большая честь для клуба, а те команды, которым удается взойти на пьедестал почета, обеспечивают себе признание на долгие годы. Самый престижный среди турниров клубных команд — турнир чемпионов европейских стран на Кубок, учрежденный французской газетой «Экип» 28 лет назад. Вслед за ним в табели о рангах значатся соревнования за Кубок обладателей национальных кубков и Мемориал выдающегося баскетболиста Югославии Радивое Корача. В каком бы из этих турниров команда ни выступала, как бы ни выступила, она всегда остается в выигрыше. Каждый турнир — это такая школа, которую смело можно назвать университетом.
— Чему учат в таких университетах?
— Многому. На кубковых турнирах приходится встречаться с командами разных стилей игры, и почти у каждой есть чему поучиться. Особенно это касается западноевропейских клубов. Дело в том, что у них намного больше источников баскетбольной информации, значит, больше возможностей вовремя определять, в какую сторону дует баскетбольный ветер.
Кроме того, в западноевропейские клубные команды вместе с «импортными» игроками импортируются новейшие баскетбольные моды из США. Вот почему в игре этих клубов постоянно чувствуется пульс времени и играть с ними не только интересно, но и очень полезно: расширяется баскетбольный кругозор, умножаются специальные знания. Притом каждый матч с сильным соперником еще и неоценимый практический урок закалки, тем более если от исхода его зависит «быть или не быть?». А сколько таких матчей «Жальгирис» сыграл только в турнире чемпионов? Десять в финале плюс суперфинал... В то же время на чемпионате страны у нас был только один соперник, каждый раз требовавший полной отдачи сил, — ЦСКА.
— Чем отличается игра советских клубных команд от западноевропейских?
— Наш баскетбол однообразнее и проще. В игре европейских соперников больше до автоматизма наигранных комбинаций, которые исполняются так естественно, будто они не заранее разучены, а вытекают из только что сложившейся ситуации. В нашем же баскетболе еще не умолкло эхо тех времен, когда был брошен и многими принят клич: «Долой всяческие схемы! Да здравствует импровизация и находчивость игроков!» Импровизировать на площадке, конечно же, можно и нужно, но, если соперник успевает всем своим «корпусом» вернуться в защиту и защищается организованно, нападающей пятерке без домашних заготовок трудно обойтись. Даже самые находчивые игроки иногда так теряются, что им просто необходим «спасательный круг» в виде наигранной комбинации. Естественно, что к комбинационной игре сейчас прибегают почти все наши команды. Но вот в чем беда: некоторые из них готовятся к исполнению очередного тактического варианта так очевидно, что соперник без труда успевает поднять в своих рядах боевую тревогу, и комбинации как не бывало. Этим, между прочим, страдает и «Жальгирис». Иногда игроки слишком уж явно выводят на бросок Сабониса и передают ему мяч так, что любому защитнику заранее известно, кому последует передача. Лучшие зарубежные команды опережают наши и в игровой дисциплине.
— В том числе баскетболистов «Жальгириса»?
— Игровая дисциплина и у нас пока еще не на должной высоте, хотя все игроки отлично знают, сколько может стоить один-единственный «недисциплинированный» бросок. В прошлом году в финале розыгрыша Кубка кубков, когда баскетболисты Барселоны были впереди всего на два очка, а до истечения основного времени оставалось 33 секунды, «Жальгирис» овладел мячом. Осталось разыграть его «до верного», применив одну из наигранных комбинаций. Увы... Бросок был сделан из очень неудобной позиции лишь для того, чтобы бросить, и мяч оказался в руках испанцев.
А сколько раз «Жальгирис» попадал в затруднительное положение только потому, что партнеры забывали Сабониса и начинали «солировать», хотя броски у них в тот день не получались!
— Как вы реагируете на ошибки игроков?
— По-разному. Но всегда стараюсь избегать оскорбительных слов, чтобы потом самому за себя не было стыдно.
— А если игрок делает роковую ошибку?
— Тоже стараюсь не поддаться эмоциям, но это очень трудно.
— Что вы в этом году в Будапеште сказали Сабонису, когда он перешагнул границы спортивной борьбы, за это был удален, и стало ясно, что Кубок чемпионов к себе домой увезет «Цибона»?
— Сказал, что он подвел всю команду, что своими руками разрушил все, что сам так старательно и самозабвенно строил.
— Молчал. На следующий день тоже молчал, даже из комнаты не выходил и сам себе голодовку устроил. Думаю, тогда он казнил себя очень строго и понял: даже в труднейших ситуациях нельзя терять контроль над собой. К сожалению, в Каунасе нашлись люди, которые бросились доказывать, что Сабонис «абсолютно не виновен», во всем виноваты зрители, судьи и соперники, выведшие Арви-даса из равновесия. Это медвежья услуга молодому спортсмену. Я согласен с тем, что атмосфера матча была ненормальная, и считаю, что мы поступили правильно, не предприняв против Арвидаса никаких санкций. Наказывать спортсмена за проступок не всегда обязательно, тем более если он сознает свою вину. Но зачем оправдывать? Пускай он сам себя оправдывает дальнейшим поведением, игрой.
— После матча в Будапеште раздавались голоса, что старший тренер «Цибоны» Павличевич перехитрил Гарастаса. Мол, Гарастас решил, что «Цибона» будет играть на Дражена Петровича, и соответственно построил свою тактику, а когда стало ясно, что погоду делают партнеры Дражена, «Жальгирис» растерялся, и это стоило ему победы. Так ли было на самом деле?
— Не скрою, в Будапеште «Цибона» преподнесла мне сюрприз. И не только мне — всей команде. Но мы сумели перестроиться, сократили разрыв с 12 до 5 очков и могли даже выиграть, если бы не лишились основного игрока. Нельзя забывать и о том, что на площадке была только тень от нашего лучшего снайпера Куртинайтиса, к тому же накануне заболел Чивилис.
— Куртинайтис был сам не свой не только в этой игре. Что с ним происходило?
— К концу сезона Римас очень устал и наверняка поэтому потерял бросок. Ведь бросок — это автоматика. Если где-нибудь что-нибудь не в порядке, выходит из строя вся налаженная система и мяч перестает слушаться. Особенно чувствителен к неполадкам дальний бросок — конек Римаса. После одного-двух неудачных матчей надо было дать ему время прийти в себя. Но мы этого сделать не могли: нужны были его опыт и мужество. И Римас продолжал играть «без броска». Сколько ему это стоило духовных сил, можно себе представить. Римас был в положении потерявшего голос певца, которому все равно приходится выходить на сцену.
— На чемпионате СССР «Жальгирис» прямо-таки блещет молниеносными контратаками. В кубковых играх они удаются команде значительно реже. Почему?
— Чем соперник сильнее, тем труднее контратаковать. Лучшие команды Европы дорожат мячом и очень надежно подстраховывают свой тыл. На чемпионате страны мы в среднем результативно завершаем 20—25 контратак, в кубковых же матчах — лишь 9—10. Можно и нужно добиваться большего. Это наш резерв.
— На европейских кубковых турнирах «Жальгирису» часто приходилось встречаться с командами, которых вы раньше и в глаза не видели. Как подбираете ключи к ним?
— Приходится гадать... Обычно предусматриваем два варианта защиты. Специалистами доказано: слишком набивать головы игроков вариантами рискованно, они могут забыть главное. Если видим, что первый вариант выгоднее сопернику, переходим к запасному, затем вносим коррективы во время минутных перерывов. В нападении — почти то же самое. Сначала пробуем «свою игру», и постепенно становится ясно, как действовать дальше. После перерыва уже можно как следует перестроиться, если это необходимо. Но у меня есть правило: не спеши выбрасывать все козыри, чтобы соперник не успел с ними освоиться до «финишной прямой». Это правило нам помогло в Лиможе. В первом тайме мы никак не могли справиться с американцем Найтом. Было видно: нужна защита «четыре плюс один персонально». Но примени мы этот вариант до перерыва, вряд ли он дал бы такой эффект.
— Вы не раз подчеркивали, что на европейских кубковых турнирах многое решает психологическая подготовка игроков. Нужен ли команде психолог?
— От хорошего психолога я бы не отказался. И все же лучший психолог — это опыт игроков. Жаль только, что за отсутствие его подчас приходится платить проигранными матчами. Но если подсчитать, сколько «Жальгирис» потерял, набираясь ценнейшего опыта, и сколько за это время приобрел, окажется, что мы остались в выигрыше. Команда научилась сражаться за победу и побеждать даже в черные для себя дни, когда и тому игроку не везет, и у этого мало что получается, когда даже болельщики-оптимисты теряют надежду. Так мы в этом году дома выиграли у «Симака» и «Реала». Опыт, набранный в кубковых турнирах, существенно помог нам дважды подряд стать чемпионами СССР. Я никогда не забуду, как мы три года назад, победив ЦСКА в Москве, дважды уступили москвичам дома, упустив, казалось, стопроцентный шанс стать чемпионами СССР. Помню, как после той нашей победы в Москве Станислав Еремин дал нашим игрокам дружеский совет: «Не спешите радоваться. Чемпионами все равно будем мы». Он знал, что говорил. ЦСКА уже тогда имел огромный опыт игр в сложнейших психологических условиях, под давлением многочисленных зрителей.
— Большая ли разница между турнирами на Кубок кубков и на Кубок чемпионов?
— Немалая. Чемпионам уделяется значительно больше внимания со стороны прессы и общественности. Например, на нашей игре с «Реалом» в Мадриде присутствовал сам король Испании. И еще. Хотя мы проиграли решающий матч «Цибоне» и оказались вторыми, нас пригласили в Сан-Паулу для участия на турнире Кубка Джонса, где собираются сильнейшие клубные команды Европы, Америки, Азии и Африки. Мы с «Цибоной» будем представлять Европу. От редакции: Баскетболисты «Жальгириса» выиграли Межконтинентальный кубок, победив в финале аргентинскую команду «Ферро Каррил Оесте» — 84:78.
— Игры — поездки — игры. В разгар сезона эта карусель так раскручивается, что под угрозой оказывается нормальный тренировочный режим. Как вы его сохраняете?
— Мы научились тренироваться везде и всюду. Если, прибыв в город очередного матча, узнаем, что в этот день в спортивный зал не попадем, отправляемся на тренировку в ближайший парк. Благо европейский климат даже зимой не самый суровый. Погода нас подвела только в Милане. Из пяти запланированных тренировок смогли провести только две с половиной. Думаю, это тоже сказалось на нашей игре и результате той встречи с «Симаком». Даже малейшая брешь в тренировочном режиме сказывается на игре, а тут получился настоящий сбой. Раньше, в осеннюю и зимнюю пору, когда погода капризничает, мы предпочитали ездить в Москву ночным поездом, чтобы была гарантия, что не опоздаем на самолет, на котором нам лететь в город очередного кубкового матча. Но длина спальных полок в поездах — 190 сантиметров, и баскетболистам, кто повыше, выспаться на них — задача не из легких. Приезжаем, бывало, в Москву утром, надо тренироваться (свой зал нам предоставляют баскетболисты ЦСКА), а наших высокорослых тянет ко сну. Пришлось отказаться от поездов. Чтобы не опаздывать на зарубежные рейсы, вылетаем из Каунаса на сутки раньше и в оставшееся до вылета за границу время тренируемся в Москве. А по пути в Мадрид тренировались еще и в Будапеште.
— Куда, по-вашему, идет баскетбол?
— К еще большим скоростям. Возможно, игра станет еще атлетичнее и жестче. Уже сейчас некоторые судьи разрешают такие «воздушные схватки», какие до сих пор бывали только в играх американских профессионалов. Может быть, по примеру профессионального баскетбола еще на метр отодвинут трехочковую линию. Как бы там ни было, а руки, способные точно поражать кольцо с дальних дистанций, в будущем будут цениться не менее, чем рост.
— Один литовский дирижер как-то заявил: «Если бы моих оркестрантов хвалили столько же, сколько баскетболистов «Жальгириса», я с ними (оркестрантами) уже давно не мог бы найти общего языка». А как относится к такой громкой популярности ваш «оркестр»?
— Нельзя сказать, что она на них вовсе не действует и что мы с игроками всегда понимаем друг друга с полуслова, но общий язык до сих пор находили без особых трудностей.
— В «Жальгирисе» осталось «парней так мало холостых». С кем легче работать, с семейными игроками или с холостыми?
— Семейные тверже стоят на земле, однако у них больше забот вне команды.
— И последний вопрос: как часто за последние два сезона у вас бывали дни, когда вы были счастливы, спокойны и всем довольны?
— В течение сезона таких дней не бывает вовсе. Лишь считанные часы. Кто-то из футбольных тренеров сказал: «Мое счастье даже после выигранного важнейшего матча длится только до полуночи, а с новым днем наступают новые заботы». Так вот у меня почти то же самое. Наверное, у всех тренеров иначе не бывает. Такая у нас работа.
1980/81 г. Кубок обладателей кубков. 1/8 финала. «Жальгирис» — ББК (Сандвик) 101:68 и 111:67. 1/4 финала. «Жальгирис» — «Цибона» (Загреб) 77:107 и 75:82; «Жальгирис» — «Модерн» (Ле Ман) 87:111 и 93:87; «Жальгирис» СКВИББ (Канту) 75:82 и 59:94 «Жальгирис» занял последнее место в своей подгруппе и в полуфинал не попал. Обладателем Кубка кубков стал СКВИББ (Канту).
1984/85 г Кубок обладателем кубков. 1/8 финала. «Жальгирис» — «Спартак» (Плевен) 108:89 и 131:79. 1/4 финала. «Жальгирис» — ПАОК (Салоники) 78:72 и 102:96; «Жальгирис» — «Ландис унд Гир» (Вена) 116:99 и 139:115: «Жальгирис» — КАИ (Сарагоса) 95:90 и 89:65. 1/2 финала. «Жальгирис» — АСВЕЛ (Виллердан) 84:78 и 88:93. Финал Гренобль. «Жальгирис» — ФК (Барселона) 73:77
1985/86 г. Кубок чемпионов. Предварительные игры. «Жальгирис» — «Интер» (Братислава) 123:97 и 106:70; «Жальгирис» — «Академик (Варна) 125:87 и 97:65. Финальная часть турнира. «Жальгирис» — «Олимпия Симак» (Милан) 80:79 и 66:95: «Жальгирис» — ЦСП (Лимож) 112:100 и 116:104: «Жальгирис» — «Цибона» (Загреб) 94:91 и 90:99; «Жальгирис» — «Маккаби» (Тель-Авив) 94:77 и 86:88: «Жальгирис» — «Реал» (Мадрид) 95:87 и 98:95. Финал. Будапешт «Жальгирис» — «Цибона — 82:94.