За плечами этой выдающейся баскетболистки большой и славный путь в сборной страны. Много раз подруги избирали ее комсоргом команды — это ли не высшее проявление доверия и уважения?! В ее богатой коллекции золотые медали чемпионки страны, Европы, мира, олимпийских игр.
Ферябникова, приехав в Москву из далекого поселка Октябрьский, что в двенадцати километрах от заполярной Воркуты, поступать в Московский технологический институт, вскоре вошла в основной состав «Спартака» из Подмосковья. Все успехи этого коллектива связаны с именем Нелли Ферябниковой.
Игрок она универсальный. Сколько дискуссий велось об игре центровых, сколько упреков раздавалось в их адрес по поводу однообразия действий, этакой боязни отойти подальше от щита. Ферябникова — одна из первых центровых нашего женского баскетбола, которая сумела снять с повестки дня эту проблему. Она настолько умело сочетает борьбу под щитом с точными бросками со средних дистанций, что дать точное определение ее амплуа — центровая она или крайняя нападающая — совсем не просто. Правильнее сказать, что Нелли Ферябникова — баскетболистка нового, утверждающего себя стиля игры.
— Перед началом прошлого сезона я решила, что пришла пора проститься с большим баскетболом, с подмосковным «Спартаком», в котором провела столько прекрасных и трудных лет. Моя дочь Оля пошла в школу, и, конечно, требовала к себе все больше внимания. А тут бесконечные игры, частые разъезды. Это только со стороны, наверное, кажется, что жизнь в большом спорте — сплошной праздник. Наши невидимые зрителю будни нелегки.
Баскетболу я отдала многие годы жизни. Кажется, все мечты сбылись. Чего же еще?
Итак, я решила, что ухожу. Но «Спартаку» было трудно: заболели две наши центровые — Сухарнова и Петухова, и, по существу, команда осталась без ключевых игроков. Мы долго беседовали тогда с нашим тренером Д. Я. Берлиным. С ним я прошла путь от новичка до олимпийских вершин. Этот отзывчивый, душевный человек не уговаривал и не просил меня остаться. Беседовали мы на отвлеченные темы, как говорится, о жизни. Не было ни громких слов, ни призывов. Оба понимали, что команде нелегко и что я. ее капитан, не могу пока покидать капитанского мостика. И я осталась.
Мне претят высокопарные слова. Даже самые правильные из-за частого употребления становятся обычными, воспринимаются порой как пустой звук.
И все-таки... Мне бы хотелось рассказать, как мы были счастливы и рады, как не скрывали своих слез после победы на Олимпиадах в Монреале и Москве. И с каким волнением слушали Гимн нашей Родины, звучащий под сводами Дворцов спорта.
Баскетбол, спорт дали мне возможность познакомиться со многими людьми в нашей стране и за рубежом, где мы чувствуем и считаем себя полпредами нашей страны.
А еще баскетбол подарил мне дружбу. На чемпионатах страны мы соперницы — рижанка Иулияка Семенова и я. Много лет длится наша дуэль. Противоборствовать Иулияке нелегко. Я всегда старалась играть против нее жестко, агрессивно, но никогда не позволяла себе выйти за рамки правил, сыграть грубо, некорректно. Так же вела себя и Уля.
Есть такое выражение: «верная мужская дружба». Хорошее выражение, правильное. Но я убедилась, что не менее крепко могут дружить и девчата. Команда — это одно целое, один коллектив, и если плохо одному — плохо всем остальным. Никто из нас — ни в «Спартаке», ни в сборной — не миновал семейных или житейских неурядиц, травм, в конце концов. Мы всегда приходили и приходим на помощь друг другу. Бывает, и поплачем вместе, и на душе легче станет.
Таня Овечкина как-то сказала обо мне корреспонденту, что плохие люди в сборной долго не играют. Как я благодарила ее за эти слова. Их могу повторить и я, назвав прекрасными, замечательными людьми ту же Таню Овечкину из московского «Динамо», мою подругу по «Спартаку» Олю Сухарнову, Улю Семенову, очаровательную Ангелю Рупшене из Вильнюса, алмаатинку Надю Ольхову и других девчат, с которыми мне приходилось выходить на площадку. Наша команда — сборная СССР —интернациональная. У всех у нас, конечно, свои склонности, привычки, характеры, характеры непростые, порой ершистые, занозистые. Но соберемся вместе, потолкуем по душам, и если даже не снимем все наболевшие вопросы, то недомолвок у нас не остается. Надо быть честным и перед собой, и перед товарищами.
Вспоминаю, как много лет назад, в 1971 году, меня, еще новичка сборной, подруги избрали своим комсоргом. Да кто я такая? Ведь рядом известные прославленные чемпионки мира — Л. Базаревич, С. Смилдзиня, Н. Захарова... Но они-то и стали моими первыми учителями и помощниками. Подсказали, научили — словом, заставили поверить в себя не только на баскетбольной площадке, но и в жизни, в общественной работе. Ведь я, девчонка, по существу, начинала свою жизнь в большом спорте. И я благодарна своим старшим подругам, что они поддержали меня в ту минуту. И никогда я не встречала ни у кого из наших девушек отказа, если надо было написать заметку в газету, навестить заболевшую подругу или сделать политинформацию.
Вот эта дружба, эта преемственность поколений уже много лет существуют в нашей команде. Они традиционны, как наши победы, они помогают побеждать, быть сильнейшими в мире.
Школа сборной, опека опытных баскетболисток над менее опытными, бесспорно, сыграли свою роль в моем нравственном воспитании, сделали меня более доброй, щедрой, открытой к людям, ко всему хорошему. И когда в «Спартак», а затем и в сборную пришла Оля Сухарнова, я старалась, как могла, помочь ей, передать все, что знаю и умею сама. А сейчас Оля так же щедро делится своими знаниями с молодыми баскетболистками.
Весной этого года меня избрали делегатом XVII съезда профсоюзов. С большим волнением слушала я выступления делегатов. И спрашивала себя: «А что я могу сделать, чтобы физкультура и спорт стали еще более массовыми и популярными в стране?» Времени, как я уже сказала, у спортсменов в обрез. Но разве можем мы отказаться, если нашу команду приглашают на фабрику или завод, чтобы повидаться, поговорить с нами? Нас ждут люди. И мы идем к ним. Иначе нельзя, нас связывают крепкие узы дружбы.