Эдуард Мильнер, заслуженный тренер РСФСР, тренер ЦШВСМ.
Мне, как, наверное, и многим любителям и специалистам баскетбола, до сих пор памятен центральный матч турнира Игр доброй воли между баскетболистками СССР и США. Даже неискушенному зрителю было видно, как американки переигрывали наших спортсменок в защите. Сборная СССР и матч-то проиграла главным образом потому, что проиграла борьбу под своим щитом и вообще позволяла гостьям хозяйничать в собственной зоне штрафного броска.
Спустя месяц картина повторилась, но с куда более серьезными последствиями. После стольких лет безраздельного господства на мировой арене советские баскетболистки сдали полномочия американкам. Хотя и в меньшей степени, но те же причины привели к поражению и нашу мужскую команду на чемпионате мира в Испании. На экранах телевизоров мы видели, с каким азартом сражались за свой щит американцы, кстати, очень юные; как, например, обыгрывал соперников в защите — на перехватах, под щитом их малыш Тайрон Боже (159 см).
Создается впечатление, что для американцев игра в защите — в удовольствие, для наших же игроков — тяжкий труд, хоть и необходимая, но скучная обязанность. Да так оно и есть. В этом можно убедиться, побывав на тренировках любой клубной нашей команды, женской или мужской — все равно.
Словом, мы воочию убедились, какое место занимает защита в американской школе баскетбола. И не только в ней, сейчас подтянулись и другие ведущие команды мира. Но поскольку наиболее яркий, наглядный урок нам преподали американцы, о соревновании с ними и надо говорить.
О простом копировании речи тут быть не может. Момент упущен, а в догонялки нам играть негоже. Пока будешь копировать сегодняшние образцы, соперники уйдут еще дальше. Ну да экстренные меры — забота тренеров национальных сборных. Мне же хотелось поговорить о подготовке резервов, а значит, о перспективе.
Долгое время я работал в СДЮШОР Тимирязевского района Москвы. Право же, наши команды уже в ту пору, а было это в 1963—1978 гг., играли в быстрый, а не позиционный баскетбол. И очень много внимания уделяли защите. Именно благодаря этому в 1969 году выиграли, (после того как московские команды не знали успехов добрых полтора десятилетия) первенство страны среди юношей старшего возраста и три года удерживали его.
Я бы мог вспомнить, что наша школа дала баскетболу чемпиона мира 1974 года Александра Харченкова, до сих пор с успехом защищающего цвета ленинградского «Спартака». А каждый, кто знает тренера этого клуба, поймет, что Владимир Кондрашин не держал бы так долго в составе баскетболиста с пробелами в игре в защите. Но остановлюсь на более свежем примере.
В этой спортшколе вырос Сергей Попов. Вы и сейчас можете его видеть в составе ЦСКА. Его выпускают на площадку, когда нужно укрепить оборону. К сожалению, у Сергея нет врожденного чувства кольца, так свойственного снайперам. Добавь он результативности — стал бы по-настоящему классным игроком.
На моих глазах выросли в цеэсковской школе Александр Гусев, а в ДЮСШ Куйбышевского района (потом — в ЦСКА) Виктор Кузьмин. У последнего отменные данные: рост за 2 метра, может играть и далеко в поле, с хорошим броском. Не случайно он вместе с Гинтарасом Крапикасом после победы на юношеском чемпионате Европы 1980 года в Югославии был включен в символическую сборную континента.
У Гусева данные поскромнее, но его отличает прямо-таки обостренное чувство кольца. Пойдут броски — Александра не остановишь. И тут он просто неоценим. Но обоих роднит одно, увы, отнюдь не достоинство: не привили им в детстве ни любви, ни умения играть в защите. Более того. Гусева так даже освобождали от необходимости опекать соперников, его уделом был бросок и только бросок.
Потом, уже в команде мастеров он пытался копировать Сергея Белова. Но его игра была лишь тенью игры Белова в расцвете таланта Сергея. Белов знал, что оборона — не самая сильная сторона его мастерства. С возрастом почувствовал, что приходится еще труднее. Но не прятался за спины товарищей, наоборот, искал соперников потруднее, а чтобы не отстать, укреплял ноги в тренажерном зале, много работал со штангой. И оставался лидером сборной страны на протяжении многих лет.
Гусев же только стучался в тренировочный состав сборной. Да и в ЦСКА и ему и Кузьмину все чаще предпочитают умеющего играть в защите Попова.
Я привел эти примеры, чтобы показать, как брак в подготовке ребят в спортшколах, брак, понятное дело, в первую очередь тренерский, сказывается в дальнейшем на судьбах баскетболистов. А в конечном счете и на судьбах нашего баскетбола в целом.
Удастся внушить, втолковать детям, что для успеха на баскетбольной площадке хорошо, надежно защищаться не менее важно, чем точно атаковать корзину, легче будет и научить их игре в обороне, привить вкус к ней.
В нашем же детском баскетболе сложилось такое положение, что не только сами юные игроки, но и многие их тренеры не имеют элементарных знаний по теории, а главное — практике игры в обороне. Очки, погоня за сиюминутным результатом затмевают все. Детей учат, как попадать в кольцо. но не учат тому, как не дать попасть.
Отбирая игроков в юношеские сборные, я вижу, что многие даже не знают, например, разницы между открытой и закрытой стойками при игре в обороне. Эта статья не задумывалась как методическая, но некоторые понятия, видно, придется объяснить.
Открытая стойка позволяет держать под контролем и мяч, и нападающего соперника, да и всю площадку, лицом к которой ты и располагаешься. В закрытой же за мячом следить не надо, но зато нельзя выпускать из-под контроля подопечного — нападающего из команды противника, сопровождать его хоть до самой лицевой при ведении мяча, активно мешая этому ведению. Если ему все же удастся уйти тебе за спину, следует развернуться и постараться воспрепятствовать передачу мяча соперником своему партнеру.
Характерные черты современной стойки защитника, опекающего игрока с мячом: плечи впереди, одна рука вытянута к мячу с угрозой выбить его или хотя бы помешать ведению, другая выставлена в сторону и перекрывает направление возможной передачи.
Не поддавайтесь соблазну ринуться на отбор мяча. Да и нападающий не дремлет: рванется и уйдет из-под опеки. Это чревато фолами. Но и двигаясь параллельно нападающему, старайтесь чуть-чуть опережать его. чтобы он постоянно находился под неким прессом. Не давайте ведущему свободы. А то наши защитники частенько деликатничают, держат дистанцию метра в полтора.
Вступать же в борьбу за неконтролируемый мяч надо обязательно. Что я имею в виду? Находясь под прессом, нападающий рано или поздно может отпустить мяч в сторону, а значит, хоть на миг потерять контроль над ним. На борьбу за такие мячи и надо нацеливать защитников.
Вот пример активной обороны, когда защитник опекает нападающего в зоне первой передачи. Тот ведет мяч вдоль боковой линии. Защитник в открытой стойке лицом к нему старается вытеснить соперника в поле. Не страшно, если нападающий рванется к лицевой линии — там можно применить уже наигранные элементы командной защиты — подстраховку.
В описанном случае не возбраняется принять и высокую стойку, как и тогда, когда опекаешь соперника близ своей лицевой и ждешь, что ему последует длинная передача. Из высокой стойки легче предвосхитить рывок соперника, да и мяч перехватить.
Кстати, перехватам следует учить специально. У нас же не учат, и это один из пробелов нашей школы баскетбола. Мне довелось посмотреть в видеозаписи финальный матч Олимпиады-84 в Лос-Анджелесе. Хозяева выиграли его у испанцев с преимуществом в добрых три десятка очков. И выиграли прежде всего благодаря очень активной, сверхплотной защите. Знаменитому Хуану Антонио Корбалану, например.позволили бросить по кольцу всего два раза.
Так американцы опекали своих соперников как раз в зоне первой передачи. И постоянно провоцировали их: пусть, дескать, прорываются вдоль боковой линии к лицевой, пусть туда партнеры дают им длинные передачи, ибо едва ли не все такие передачи американские защитники перехватывали. Если испанцы и получали мяч, то в условиях сверхжесткого пресса теряли его.
Для успеха в игре на перехватах необходима очень высокая стартовая скорость. В общем, все тренеры, полагаю, хорошо знают упражнения для развития этого специфического качества у юных баскетболистов. Эффективно, например, упражнение, в котором два защитника пытаются отобрать мяч у трех нападающих, располагающихся на площадке треугольником.
Оно достаточно известно. Только один совет: не перехватил передачу, не пытайся потом отбирать мяч у ее адресата — непременно сфолишь. Помни: правила разрешают нападающему всего 5 секунд владеть мячом, стоя на месте. Правда, сегодня нападающие не часто получают передачи, стоя на месте. Они много играют без мяча, постоянно открываются для получения мяча на скорости, в движении. Не зря же над всем этим столько бьются все игроки. Не случайно и так выросли счета баскетбольных матчей. Даже детские команды набирают под сотню очков за встречу.
Но и свободно давать получать мяч нападающему нельзя. А это извечная ошибка наших защитников: дадут сопернику возможность получить мяч и только потом пытаются его отобрать. Это старый баскетбол, лучшие зарубежные команды в него уже не играют.
А в баскетболе современном на первые роли в комплексе защитных действий выходит еще и блокирование соперника при борьбе за отскоки мячей от щита. Тут мы проигрываем уже и европейцам. Проигрываем, на всех уровнях: от детских команд до команд мастеров. А все потому, что предаем забвению еще одну из баскетбольных заповедей: не провожать глазами мяч после броска, гадая: попадет — не попадет?, а сразу начинать движение навстречу своему подопечному. Идти на него прямо, во фронт, чтобы погасить в зародыше его рывок под щит. А уж потом только развернуться лицом к кольцу — это, собственно, и есть грамотная блокировка — и вступить в борьбу за отскоки.
Надо учить ребят и умению «подставляться». У хоккеистов этот прием называется «поймать соперника на корпус». Они и пользуются им чаще, ибо в хоккее правила повольнее. В баскетболе же приходится постоянно следить за тем, чтобы не оказаться виновником столкновения. Дистанция в один шаг для баскетбольного защитника обязательна.
Но вот нападающий получает передачу, оказываясь спиной к тебе, защитнику. Тут-то и следует «подставиться». От неожиданности соперник может потерять мяч: «воткнется» в тебя или сделает пробежку. А соблюдение дистанции тут уж его забота. Если прежде у арбитров всегда был виноват защитник, то теперь они значительно чаще штрафуют и нападающих.
Я отдаю себе отчет в том, что особых откровений для себя специалисты на этих страницах не найдут. Но одно дело что-то знать в теории, совсем другое — активно применять на практике. Защита же в нашем баскетболе нуждается в коренной перестройке. Начинать эту перестройку надо во всех звеньях, а в самом первом — баскетболе детском — делать это особенно решительно. Немедленно, сейчас.