Трудный возраст, трудный подросток — эти слова прочно вошли в лексикон педагогов, врачей, родителей. Однако вы не услышите их в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва по баскетболу Фрунзенского района Москвы. Может быть, в баскетбольные секции принимают только примерных учеников? Нет. Как раз треть воспитанников СДЮШОР именно те ребята, которые в обычных школах считаются конфликтными. Тренеры посмотрели на так называемых трудных не со стороны их отрицательных качеств, а попытались найти в них что-то хорошее, в первую очередь обратили внимание на двигательную активность подростков, их инициативность. И ребят назвали «инициативными».
Кстати, со многими из них тренеры СДЮШОР познакомились просто на улице: заметят подвижного резкого дворового заводилу — и приглашают на тренировки. А уже в секции через спортивные нагрузки, через труд одновременно с ростом показателей идет воспитание подростка. «Труд — основа спортивных результатов» — под таким девизом работает школа уже сорок лет. Среди ее воспитанников 25 мастеров спорта, восемь победителей и призеров европейских первенств, два олимпийских чемпиона — заслуженные мастера спорта Любовь Шармай и Геннадий Вольнов. В кабинете директора школы Михаила Иосифовича Духовного блестят позолоченными боками многочисленные кубки, завоеванные баскетболистами школы на городских и всесоюзных соревнованиях.
Педагогическое кредо тренеров — комплексный подход к воспитанию детей. Это означает тесную связь СДЮШОР с общеобразовательной школой и родителями. Проводятся совместные педсоветы, вырабатываются планы совместной воспитательной работы.
Часто учитель судит об учениках только по успеваемости: пятерки — хорош, двойки — плох.
Как сломать этот стереотип восприятия учителем учеников? — такой вопрос задали себе тренеры. Ведь реформа общеобразовательной школы, принятая в 1985 году, прямо указывает на то, что необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся в целях воспитания гармонически развитой личности. Ответ был найден быстро: решили пригласить школьных учителей на тренировки и соревнования. И надо было видеть лица педагогов, когда неспособный и ленивый, по их мнению, Виталий Силантьев до седьмого пота отрабатывал проходы под кольцо или труднейший из трудных Дима Грызлов раз за разом выводил на ударную позицию товарищей по команде. Учителя увидели перед собой не серых двоечников, а ярких, увлеченных подростков. Увидели подопечных в любимом деле. Стереотип был сломан, и вот уже преподаватели сами находят время, чтобы лично подтянуть подростка в учебе.
Нередко классные руководители и даже другие школьные учителя выезжают с ребятами в другие города на турниры. Кто как не учитель истории, например, лучше расскажет им о мемориалах Славы в Волгограде, в Риге или о трагедии деревни Хатынь в Белоруссии. Во время соревнований обязанности четко разделены: тренер следит за ходом турнира, классный руководитель берет на себя воспитательную работу. Не только учитель лучше узнает учеников, но и ученики по-новому открывают для себя педагога. Перед ними не привычная фигура, ставящая оценки в дневник и периодически вызывающая родителей, а живой, интересный человек, переживающий за них. Так рождается доверие, от которого обе стороны только выигрывают.
Школа тоже может обратиться к тренерам за помощью. Например, от директора школы №142, где учится большинство юных баскетболистов, Галины Владимировны Мозер поступил сигнал: «Плохо учат иностранный язык. Не выполняют заданий, прогуливают уроки». Ясно, что одними увещеваниями делу не поможешь. Тогда на тренерском совете решено было собрать и принести в школу вырезки из газет и журналов на баскетбольную тему на английском языке. Так сказать, действовать через профессиональный интерес. И что же? Поначалу, когда текстов хватало только на отстающих, успевающие жаловались тренеру, что им не дали статей для перевода. Сейчас текстов хватает всем, а двойка по английскому языку стала редкостью.
Как следствие этого успеха возникла еще одна идея: что если задачи по математике также построить с учетом специфики спортивной игры. Пусть вместо количества яблок на овощебазе рассчитывают количество добытых очков или полученных фолов, а вместо размеров дачного участка вычисляют размеры баскетбольной площадки. Но это пока проекты.
Бывает, что избранный метод не срабатывает. Тогда принимаются крайние меры: отлучение от тренировок, соревнований, хотя это часто идет в ущерб спортивным интересам школы. Например, нахватал Дима Конуков, игрок сборной Москвы, двоек — тренеры СДЮШОР позвонили старшему тренеру сборной Москвы Эдуарду Михайловичу Мильнеру и попросили не допускать его к тренировкам. Средство оказалось действенным. Через неделю, как обычно, во вторник Дима принес в тренерскую дневник на подпись. И Валерий Георгиевич Луничкин и Владимир Сергеевич Афоничев с удовлетворением его подписали — ни одного «неуда».
С Виталием Силантьевым было сложнее. Взяли его на заметку тренеры сборной юниоров страны, пригласили в тренировочный лагерь в Сухуми. А у него по четырем предметам двойки, уроки запущены. Однако тренерский совет решил отпустить парня в поездку, но с условием исправить оценки. Правы оказались тренеры — вернувшись из Сухуми, Виталий взялся за учебу, исправил свои отметки. Помогло, значит, доверие.
Лучших ребят переводят из второй команды в первую, берут в лучшие спортивные лагеря, например в Бендеры. Есть у фрунзенцев договор о творческом сотрудничестве с бен-дерской ДЮСШ № 2 (директор Юрий Иванович Смирнов, завуч судья всесоюзной категории по баскетболу Аркадий Самойлович Клок). В прошлом году в этот город поехали сорок человек — команды девочек и мальчиков 1970 и юноши 1969 годов рождения.
Тренировались четыре раза в день. Труд на баскетбольной площадке способствовал не только повышению мастерства, но и воспитанию подростков. К примеру, взяли в Бендеры Диму Грызлова, 1971 года рождения, который не без оснований считался трудным: чересчур независим, расхлябан, несговорчив. Успехи в баскетболе позволили перевести его в старшую по возрасту команду. Но там к Диме отнеслись как к маленькому: ему все прощалось, и ответственности за поражение команды он не ощущал. Тогда тренеры Афоничев и Луничкин стали постоянно включать его в игру 2 на 2. Есть такое упражнение, когда две пары баскетболистов, соревнуясь между собой, бросают в одно кольцо. Устроили даже турниры мини-команд. Диму поставили в пару со старшим товарищем, который, тренируясь сам, заставлял работать и его. При такой игре каждый баскетболист — фактически полкоманды, за спину партнера не спрячешься. В этих тренировочных поединках Дима впервые почувствовал ответственность за игру, за результат своей команды. Теперь сам стал для сверстников примером сознательного отношения к делу.
Однако баскетбольная площадка не единственное средство воспитания. Что ни говори, а никакие тренировочные нагрузки не сравнятся с непосредственным производительным трудом, например хлебороба. И раз в пять дней баскетболисты выезжали в совхоз на уборку урожая. Устанавливались определенные нормы, и никто не уходил с поля, не выполнив плана. В спорте подростки труда не замечают: баскетбол для них увлекательная игра, а тут сразу и спина заныла, и мозоли появились. Зато черешню потом ели свою, заработанную.
О трудолюбии, честности, товариществе ребятам рассказывали игроки сборной СССР заслуженные мастера спорта Андрей Лопатов и Анатолий Мышкин. Знаменитые баскетболисты, приходя к подросткам, делятся спортивным и жизненным опытом, проводят тренировки. В свою очередь, воспитанники СДЮШОР частые гости на тренировках сборной СССР и ЦСКА.
Юные баскетболисты начинают выступать в соревнованиях с двенадцати лет. Это уже коллектив, объединенный общей целью. Именно с этого момента начинается психологическая работа с баскетболистами. Проводятся социометрические исследования, изучаются взаимосвязи внутри команды, отношения с тренерами, выявляются лидеры. Методом постоянных наблюдений и тестов определяется система ценностей подростка, его мировоззрение. СДЮШОР Фрунзенского района Москвы, единственная спортивная школа страны, где проводятся подобные исследования, причем ведутся они на общественных началах.
С помощью глубокого психологического анализа формируются команды, стартовые пятерки, разрабатываются рекомендации тренерам по поводу того или иного игрока.
Первое же социометрическое исследование, проведенное два года назад, дало неожиданный результат. Оказалось, что ни в одной команде школы капитан не был лидером. А ведь именно капитан должен помогать тренеру управлять командой. Он же выполняет и определенную воспитательную задачу. Когда приходит инициативный подросток, то самый болезненный период — это вживание его в коллектив. Здесь немаловажная роль отводится лидеру — в противном случае, инициативный поведет за собой команду, а не команда поведет за собой инициативного. В идеальном варианте такое воспитание ведется совместными усилиями тренера и коллектива.
В команде тренера Владимира Степановича Баканова играет ОлегСкро-бот, баскетболист способный, интересный. Но было время, возомнил себя премьером, тренировался спустя рукава, свысока разговаривал с ребятами, грубил тренеру. Тогда Владимир Степанович перестал брать зазнайку на соревнования, в поездки. Команде туго пришлось без основного игрока, но она продолжала выигрывать. Для Олега это стало наукой. И вернулся парень в команду не как суперзвезда, а как надежный баскетболист, на которого могут положиться товарищи и тренер.
В этой же команде психологические исследования помогли определить стартовую пятерку. Вроде бы все пять баскетболистов хороши: и техничны, и работоспособны, и надежны, но игра в дебюте не ладилась. Оказалось, что один из подростков по психологической несовместимости выпадал из стартового состава. Тогда тренеры стали выпускать его на площадку в середине матча, и это сразу же положительно сказалось на результатах. Кстати, сейчас команда одна из самых перспективных в СДЮШОР. И сила ее прежде всего в сплоченности. В этом проявление и творческого кредо тренера: «Команда выигрывает не за счет отдельных ярких баскетболистов, а за счет ровного, сбалансированного состава».
Интересно, что за всю долгую историю школы не было случая перехода воспитанника в другую спортивную школу, общество или вообще другой вид спорта. Хотя, признаться, попытки переманивания талантливых баскетболистов были. А если кто прекращал занятия в секции, то либо потому что переезжал очень далеко, либо по болезни.
Не все, конечно, бывает гладко. В прошлом году, например, за недостойное поведение пришлось отчислить двоих ребят. И тренеры винят прежде всего себя: «Упустили!» Для одного из них это была расплата за курение. После происшествия сами тренеры бросили курить, что только увеличило доверие к ним ребят, отбило охоту к сигарете. Важно то, что взрослые не боятся признать перед подростками свои просчеты. Ведь самое важное для них — справедливость старших.
Был случай — наказали нескольких ребят за то, что сломали приемник в гостинице. И, как потом оказалось, ошибочно. Тогда тренеры на линейке, построив всю команду, извинились перед несправедливо наказанными. Зато вдвойне досталось тем, кто, сломав приемник, воспользовался молчанием товарищей.
Так, через спортивную игру, через баскетбол, происходит воспитание личности. Не всем суждено стать известными спортсменами, но достойными членами нашего общества они будут. Работа коллектива двадцати трех единомышленников СДЮШОР во главе с заслуженным тренером СССР Юрием Ивановичем Бирюковым убеждает в этом.