Изменения в правилах баскетбола заставляют специалистов искать новые пути развития игры. Шестиметровая дуга, появившаяся на площадке после Конгресса ФИБА 1984 года, была введена если не для уравнения, то, по крайней мере, для сближения возможностей гигантов и «малышей», поиска надежных форм использования снайперских способностей игроков задней линии. Короче говоря, перед тренерами и баскетболистами открылись более широкие игровые горизонты.
Каковы пути тренерского творчества в открывшемся направлении? Насколько активно включились наши специалисты в работу по развитию новых игровых идей? Появились ли в действиях наших команд черты «трехочковой» тактики, и какие резервы она еще таит? По этим и другим вопросам, связанным с дальними бросками, мы приглашаем высказаться специалистов баскетбола.
Пожалуй, лишь увеличение размеров баскетбольной площадки до 28 м в длину и 16 м в ширину и появление трехочкового броска явились наиболее серьезными изменениями в своде баскетбольных законов в нынешнем олимпийском цикле. Сейчас можно с уверенностью сказать, что нововведения себя оправдали. Баскетбол стал интереснее, зрелищнее, достигнута и основная цель —многие, отнюдь не высокорослые игроки, в большей мере компенсируют свой ростовой недостаток повысившейся результативностью.
Однако было бы неверно считать, что влияние трехочкового броска на игру ограничилось только перечисленными фактами. Новое правило в первую очередь сделало баскетбол значительно богаче в тактическом плане. Тренеры с успехом находят варианты расширения тактических схем с использованием бросков из-за шестиметровой линии. Например, раньше тренеры в обязательном порядке требовали от игроков завершать быстрый прорыв броском из-под кольца. Сейчас многие из них изменили свой взгляд. Если команда идет в прорыв, имея численное преимущество хотя бы в одного игрока, то есть возникает ситуация 2 против 1 или 3 против 2, то имеет смысл завершать такую атаку броском из-за трехочковой линии и в случае промаха вести активную борьбу под щитом за отскочивший мяч. Команды с успехом применяют различные варианты комбинаций, в которых высокорослый центровой получает мяч на границе 3-секундной зоны соперников и, угрожая проходом, стягивает к себе дополнительно 1—2 подстраховывающих защитников, после чего отдает передачу освободившемуся партнеру для трехочкового броска.
Новое правило повлияло не только на нападение, но и на защиту. Концентрированные варианты как зонной, так и личной защиты, видимо, отжили свой век. Противник может «расстрелять» такую защиту трехочковыми бросками. Все команды вынуждены теперь защищаться активно, встречая соперников в 9—11 м от кольца, то есть почти от середины площадки. Таким образом зона в радиусе 4—5 м от кольца расчистилась от чрезмерного скопления игроков.
Современный баскетбол предъявляет к защищающимся очень высокие требования. Это требования физического характера — скоростная выносливость, сила, прыгучесть, реакция; технические — правильные передвижения в защитной стойке, умение выбивать мяч у соперника при ведении и из рук без фола; тактического характера — правильно оценивать игровую ситуацию, выбрать нужную защитную стойку, менять ее по мере передвижения соперника к кольцу или от кольца. Самое важное воспитать в защищающемся умение бороться за получение мяча. До введения трехочкового броска борьба за мяч начиналась на подступах к трехсекундной зоне, теперь она начинается много раньше —на подступах к периметру шестиметровой линии. А это требует от защиты новых навыков и огромной работоспособности, базирующейся на отличной физической подготовке.
Наибольшее влияние введение нового правила оказало на доигрывание концовок таймов и матчей. Около трети всех матчей двух последних чемпионатов страны держали в напряжении тренеров, игроков и зрителей до последнего момента, и побеждала та команда, которая увереннее проводила концовку. Недаром многие специалисты баскетбола посвятили теме доигрывания трудных концовок матчей целый ряд статей. Писали об этом ведущие тренеры в США — Генри Айба, Джо Халл, Джон Холден, Бобби Найт. В Европе вопрос изучали Мирко Новосел. Алесандро Г амба, Диас Мигель. В нашей стране больше других тренеров занимался теорией концовок заслуженный тренер СССР Владимир Кондрашин. Руководимый им более 20 лет ленинградский «Спартак» всегда отличался сильным проведением трудных концовок матчей. Много блестящих побед одержали спартаковцы даже не на последних минутах, а на последних секундах игр. Команда всегда точно и быстро выполняла указания тренера, и чувствовалось, что это не экспромт, а заранее отшлифованные на тренировках комбинации, взаимодействия, защитные схемы. Словом, продуманные варианты действий в сложных игровых обстоятельствах.
Перечисленные тренеры высказывали различные точки зрения на тактику игры в конце встречи при небольшой разнице в счете. Однако в одном все единодушны: этот раздел игры требует специальной и очень кропотливой работы в учебно-тренировочном процессе как в предсоревновательный период, так и в течение всего сезона.
Для успешного проведения концовки матча в первую очередь необходимо правильно рассчитывать количество оставшихся атак у обеих команд. Эти атаки надо начинать считать за 120—110 с до конца встречи. Расчет количества атак выглядит приблизительно так: команда, ведущая в счете с небольшой разницей, будет стремиться затянуть розыгрыш мяча до 23—28 с с тем, чтобы найти своего лидера нападения в удобной для броска позиции, то есть сыграть «до верного»; команда, отстающая в счете, постарается проводить стремительные контратаки по 8—12 с, пытаясь завершать их либо броском из-под кольца, либо трехочковым броском. Значит, суммарное время на две обоюдные атаки составит 31—40 с. Таким образом, за 2 мин. до конца встречи у каждой команды остается по 3 атаки, причем последняя в игре атака будет у того из соперников, который в этот момент защищается. Успешное проведение концовки матча предполагает, что команда и ее тренер сделают все возможное для получения права на последний бросок в игре, который может оказаться решающим. И если тренер защищающейся команды согласится с приведенным расчетом, то тренер команды, владеющей мячом, будет изыскивать средства для того, чтобы последняя атака все же досталась его воспитанникам.
Вот несколько методических рекомендаций по тактике проведения концовок напряженных игр.
1. Оставить на концовку матча хотя бы один тайм-аут. Нет лучшего способа вносить коррективы в игру, чем используя минутный перерыв, особенно за несколько секунд до конца игры. В этом тайм-ауте тренер должен четко, ясно и предельно сжато изложить игрокам то, что им сейчас придется воплотить в жизнь, — количество времени на оставшиеся атаки, указать способ их завершения (двух-или трехочковые броски), выделить игрока или игроков, которым поручается это сделать, обязательно остановиться на варианте защиты, выбранном для концовки.
2. Замены. Те запасные игроки, которых тренер собирается использовать в концовке матча, должны быть заранее предупреждены и готовы сразу выйти на площадку. Некоторые специалисты, в частности Бобби Найт, предлагают в концовках игр проводить замены по гандбольному принципу — кто-то из игроков участвует только в нападении, а при переходе в защиту, если будет остановка игры, уступает свое место партнеру, который лучше защищается. Имеет смысл прибегать к этому приему, если в команде есть суперснайпер, который плохо защищается. Так, например, используют Александра Гусева в ЦСКА. Нужно напомнить, что замены необходимы и при пробитии штрафных бросков. При назначении штрафного лучше выпустить дополнительно высокорослого игрока, чтобы обеспечить подбор мяча. Нужна замена и когда ваша команда додерживает мяч. В этой ситуации на площадке необходимо иметь двух искусных дриблеров, способных преодолеть плотный прессинг.
3. Иметь на концовку одну отшлифованную, быструю комбинацию в два или три хода, чтобы вывести снайпера на бросок из-за трехочковой линии. Такое взаимодействие каждый тренер выберет сам, исходя из состава исполнителей. Общее в комбинации только одно для всех команд — последующая борьба на щите за отскочивший мяч с участием трех или четырех игроков.
4. Обязательно отработать взаимодействие с участием всей пятерки для удержания мяча в течение 20—25 с с неожиданным продолжением, например долгая «восьмерка» с участием четырех игроков, а центровой поочередно ставит заслон игрокам без мяча в углу площадки для входа под кольцо.
5. Команда должна выучить на тренировках как минимум две комбинации для вбрасывания мяча из аута. Одна — для выноса мяча из-за боковой или лицевой линии на своей половине площадки, другая — для выноса мяча из-за боковой на половине площадки соперника с последующей быстрой атакой кольца.
Лучшие баскетболисты страны все увереннее пользуются дальними бросками по корзине. Отрепетировав их на тренировках, игроки почувствовали уверенность в меткости обстрела цели из-за 6-метровой линии и включили такие атаки в свой тактический арсенал. Успешнее других выполняют 3-очковые броски игроки команд-лидеров каунасского «Жальгириса» и ЦСКА. Причем на такие броски решаются не только игроки задней линии, но и нападающие и даже центровые.
На снимке комбинационная атака спортсменов ЦСКА завершается дальним броском.