Одним из существенных изменений в баскетбольных правилах, принятых XII конгрессом ФИБА, явилось введение начисления трех очков за бросок из-за дуги радиусом 6 м 25 см. В первых матчах 52-го чемпионата страны мужские команды производили 4—6 трехочковых бросков за игру, в заключительных турах этот показатель у ряда команд возрос до 8—10 броское (30—40% попаданий). Так, наши сильнейшие мужские команды «Жальгирис» и ЦСКА в некоторых матчах выполняли по 10—12 трехочковых бросков (50—58% реализации), что составило 15—16% от всей суммы добытых очков. У сильнейших зарубежных клубов («Цибона», «Реал», «Барселона» и др.) аналогичные показатели значительно выше — 12—15 трехочковых бросков при 8—9 попаданиях, это примерно 30% вклада в общую сумму очков за игру.
Анализ I Всесоюзных юношеских спортивных игр в Ленинграде позволил определить эффективность дальних бросков в исполнении молодых баскетболистов, смены нашим мастерам.
У команд финалистов юношеского турнира следующие результаты реализации трехочковых бросков: сборная Литвы, чемпион игр, — 84 дальних броска, 36 попаданий: команды Грузии — 172, 69; Латвии — 123, 43: Украины — 90, 37; Белоруссии — 108, 37; Молдавии — 124, 37: Казахстана — 119, 40; Азербайджана — 163, 59. 8 группах, где разыгрывались места с 9-го по 17-е, лучший результат у сборной Армении — 201, 58, а худший — у москвичей —54.6.
Приведенные цифры свидетельствуют, что юные баскетболисты, особенно участники финала, довольно успешно использовали дальние броски.
Так, сборная Грузии трехочковыми бросками (207 очков, что составляет 52% от общей суммы очков) и сборная Азербайджана (177 очков, 46%) действия в нападении строят на завершении атак именно дальними бросками. Остальные команды-финалисты хотя и применяют дальние броски (108—129 очков, 20—25% от общей суммы очков) с достаточно высоким процентом попаданий (30—40%), однако в их количестве уступают двум названным сборным. У этих команд средства атаки более сбалансированы, а сумма набранных очков слагается более равномерно (броски с разных дистанций, штрафные броски и т. д.).
При сопоставлении аналогичных показателей наших мужских команд нужно отдать предпочтение юным баскетболистам как в количестве, так и в меткости трехочковых бросков.
Каждая юношеская команда имела в составе от одного до трех исполнителей дальних бросков. Причем количество таких игроков и особенно их точность и инициативность существенно влияли на результаты матчей. По 3 снайпера было в сборных Грузии, Литвы, Азербайджана. Казахстана; по 2 — в командах Украины, Латвии, Белоруссии и Молдавии.
Следует отметить лучших снайперов турнира; Э. Газарян (Азербайджан) произвел 67 бросков, набрал 78 очков; Л. Дзидзава(Грузия) — 41, 75; Б. Гогелия (Грузия) — 48, 66; И. Польшин (Азербайджан) — 52,57; В. Райский (Молдавия) — 61, 51. Во второй группе команд был также свой лидер — Н. Манучарян (Армения) — 80, 78.
Заслуживают внимания выбор игровых позиций для трехочковых бросков и их реализация баскетболистами различных амплуа. На схеме показаны зоны (1—5). откуда производятся дальние броски. Зоны 1 и 5 находятся в углах площадки, из них соответственно были произведены 12% и 8% всех бросков. Из зон 2 и 4, расположенных под углом 45° к щиту, — 20% и 25%. И наконец, из зоны 3, по центру площадки, произведено 35% всех дальних бросков (средние данные).
В отличие от мужского баскетбола, где мы привыкли видеть дальние броски игроков передней линии и центровых из зон 1 и 5, игроков задней и передней линий из зон 2 и 4. а также активные действия игроков задней линии из зоны 3, в матчах юношеского турнира почти из всех зон за редким исключением дальние броски выполняли только игроки задней линии (85%). Такой узконаправленный подход тренеров юношеских команд в воспитании игроков-снайперов среди баскетболистов лишь одного профиля вызывает озабоченность.
В играх чемпионата СССР мы видим, как успешно завершают атаки дальними бросками игроки передней линии и центровые С. Тараканов, А. Волков, В. Тихоненко, А. Лопатов, А. Сабонис, Н. Дерюгин и др. Очевидно, подготовка снайперов для большого баскетбола из числа игроков передней линии и центровых — первоочередная задача тренеров юношеских команд.
Трехочковые броски можно разделить на выполняемые в результате личной инициативы, индивидуальных усилий игроков (за всех дальних бросков) и путем элементарных взаимодействий (%).
Анализируя статистические показатели, связанные с дальними бросками, нельзя не упомянуть о противодействии этим броскам. Именно упомянуть, так как активного противодействия дальним броскам на исследуемых соревнованиях практически не было. Нельзя же всерьез принимать те 6—7 персональных замечаний, полученных за весь турнир, при противодействии 1802 трехочковым броскам. Очевидно, высокий процент реализации трехочковых бросков (34,6%) связан именно с отсутствием противодействия. Так, каждым Ю дальним броскам пытались помешать лишь в двух случаях.
Интересно, что в первых таймах игр идет постепенное нарастание результативности (врабатываемость функциональных систем организма), во вторых таймах наблюдается сохранение бросковой активности с максимальным нарастанием ее в конце игры.
Комплекс вопросов, связанных с точной реализацией трехочковых бросков, должен решаться на основе воспитания снайперских качеств у игроков всех амплуа, их бросковой активности и функциональной готовности на протяжении всей игры, психологической устойчивости к различным сбивающим факторам, а также путем логического завершения комбинационных взаимодействий на базе творческой импровизации.
Вот несколько методических рекомендаций для выработки эффективных навыков при выполнении дальних бросков.
1. Серийные броски
Дальние трехочковые броски в учебном процессе следует отрабатывать серийно (без противодействия и с противодействием). Упражнения выполняются в парах (игрок, производящий бросок, и его партнер, передающий мяч). Серии могут состоять из 50 бросков (5 серий по 10 бросков), из 100, 150 и т. д. После каждых 5 бросков игроки меняются ролями. При бросках с противодействием игрок, передающий мяч для броска, сближается с партнером на расстояние 1,5—2 м и либо имитирует противодействие, стоя на месте с высоко поднятой рукой, либо активно противодействует в прыжке.
2. Индивидуальная подготовка
При стабильном навыке выполнения дальних бросков их следует отрабатывать индивидуально. Например, игрок производит бросок и сам подбирает мяч. Программа тренировок должна иметь разную направленность. Так, баскетболист-универсал может ставить задачу совершенствования бросков из различных позиций (точек) по кругу.
3. Применение финтов
Перед дальним броском целесообразно выполнять обманные движения.
4. Опорные броски
Против зонной или концентрированной личной защиты лучше применять броски из опорного положения. Стационарные броски наиболее эффективны в условиях пассивного противодействия.
5. Безопорные броски
Против плотной личной защиты целесообразно выполнять броски в прыжке после маневренного ведения,после заслона своего партнера или наведения.
6. Моделирование физической нагрузки
Перед каждым броском или серией бросков необходимо моделировать игровую нагрузку (рывки, ускорения, прыжки и др.).
7. Моделирование игровой ситуации
Моделирование игровой ситуации при дефиците в счете (1—2 очка) в конце игры (15—20 сек.). Следует планировать взаимодействия для освобождения игрока-снайпера от плотной опеки защитника и выполнения прицельного трехочкового броска.
8. Воспитание снайперских качеств
В командной и индивидуальной тренировке надо уделять внимание выработке эффективных навыков дальнего броска у игроков всех амплуа.
9. Противодействие броску
В каждом учебном занятии необходимо вырабатывать навыки противодействия трехочковому броску.