В Литве считают, что каждый литовский мальчишка должен пройти через баскетбол — тогда он станет мужчиной. Столь категоричное обобщение может показаться преувеличением, пока не познакомишься с баскетбольной жизнью Каунаса например. Для тех же, кто побывал в этом городе, приведенная фраза звучит естественно. Ибо нет в Литве, и особенно в Каунасе (не зря его именуют баскетбольной столицей республики), мальчишки, который бы не мечтал когда-нибудь надеть форму «Жальгириса».
Живя в насыщенной баскетболом атмосфере, каунасские ребята начинают мечтать об этом рано. И первой встречи с настоящим тренером им долго ждать не приходится. Из большинства детских садов города поступает информация о наиболее одаренных в физическом отношении детях. «Кунцевичюс Паулюс, — пишут из детского сада шелкового комбината им. П. Зибертаса, — 1977 года рождения, активный, хорошо развитый, может быть рекомендован для занятий баскетболом». Вначале в руки тренера СДЮШОР «Жальгириса» Антанаса Дзевочки попадает эта информация, а вслед за ней — и сам Паулюс Кунцевичюс.
Давно отдав свое сердце мини-баскетболу, Дзевочка много лет работает над подготовкой детей младшего возраста. Плод его неустанных трудов — замечательно оборудованный зал мини-баскетбола в каунасском филиале института проектирования городского строительства, куда собираются дети из разных районов города. Но речь у нас пойдет не о сверкающем паркете этого зала (хотя и об этом можно было бы поговорить), а об опыте и мыслях, накопленных тренером за годы работы. Мини-баскетбол — первый шаг в игру, в большой спорт, поэтому, думается, рассказ тренера будет интересен всем, кто, как и он, занимается этим нелегким черновым трудом.
— Да, был такой день, когда у нас в Каунасе собрали всех заведующих детскими садами и попросили дать сведения о детях. Мы получили информацию от воспитательниц старших групп 105 садиков. И не только из садиков. В прошлом году, например, наши приглашения (отпечатанные типографским способом, с эмблемой) были разосланы школьникам 74 младших классов города. Мы уже знали о них — как учатся, как в семье, не забыли и про длину ног. Теперь многие из них тренируются у нас.
Здание института, который помог нам оборудовать зал, находится в центре Каунаса, поэтому детям удобно сюда добираться. Главное в работе — чтобы дети научились обращаться с мячом. Дать каждому мяч — вот задача, причем каждому нужно дать именно тот мяч, который соответствует его возрасту, его возможностям.
Взрослые баскетболисты играют, как известно, мячом, весящим 600—650 граммов, окружность его — 75—78 сантиметров. Исследования свидетельствуют, что эти показатели соответствуют длине плоскости ладони взрослого игрока (180—210 миллиметров). Длина плоскости ладони ребенка — в среднем 105 миллиметров, а ему в руки дают стандартный мини-баскетбольный мяч (вес около 510 граммов, окружность 73,5 сантиметра), который для него явно велик и тяжел. Отрабатывать с его помощью технические приемы, доводить их до виртуозности — сложно. Поэтому наши новички занимаются маленькими резиновыми мячами (весом 400—410 граммов, окружностью 60,5 сантиметра), отрабатывая технику на месте, потом — в движении, учатся жонглировать, передавать в парах. Очень важно, чтобы ребенок мог взять мяч ладонью, как взрослый баскетболист — большой мяч, тогда он владеет мячом, а не мяч им. Ни в коем случае нельзя форсировать изучение элементов игры, пока они не заучены назубок. Это касается и броска в прыжке, и дриблинга (с обязательным переводом мяча за спиной), и других технических элементов. Поэтому наши дошкольники и ученики первых-вторых классов упражняются только с такими мячами. И лишь потом получают обычные, мини-баскетбольные.
То же касается и баскетбольных колец. Официально принятая высота кольца в мини-баскетболе — 260 сантиметров. Но я никак не могу согласиться, что на таких кольцах можно работать с младшими детьми. Мальчик должен с малолетства учиться доставать кольцо в прыжке, забивать мяч сверху, а на стандартных высотах это невозможно. Поэтому мы сконструировали и сделали специальные стойки-конструкции, которые позволяют варьировать высоту кольца. Для самых младших оно находится на высоте двух метров от площадки, а потом, с ростом детей, «растет» и кольцо — до 220, 240 и, наконец, до стандартных 260 сантиметров. Потом, когда дети уже кое-чему научились, высота кольца их уже не отпугнет и не озадачит, а, наоборот, будет стимулировать. А пока, на минимальной высоте, ребята значительно лучше усвоят то, чему надо научиться, почувствуют себя увереннее.
Самое важное в работе с детьми — терпение. Ни в коем случае нельзя спешить бросать их в горнило соревнований, рано начинать соревноваться очень вредно. Пусть дети состязаются в овладении техническими элементами игры, встречаясь между собой в стенах школы. В нашей школе работа поставлена именно так. Начинающие баскетболисты выступают в роли игроков, дети постарше — тренеров и судей. Для оценки умения ребят мы придумали много дополнительных правил. Например, за меткий бросок левой рукой дается не два, а три очка, за правильно выполненный проход под щит, если он не закончился взятием кольца, — очко. А вот если мальчик смотрит на мяч при ведении, то есть нарушает наши правила, — мяч передается соперникам. Часто устраиваем мы и соревнования команд по росту. В одной собираем тех детей, которые повыше, в другой — малышей. Пусть высокие посоревнуются с маленькими в быстроте и ловкости, а малыши с ними — в прыгучести. Конечно, есть у нас и свои награды — медали, которые специально изготовляются.
Есть большой смысл и в том, что наши дети примеряются к ролям тренера и арбитра. Мы ведь знаем, что далеко не все из воспитанников дойдут до большого баскетбола. А проблема тренерских и судейских кадров в баскетболе не из последних. Поэтому тренер обязан присмотреться к детям и заметить, кто из них, скажем, организационно одарен, кто интересуется теорией, историей баскетбола, вопросами судейства. Очень хорошо, если в итоге мы вырастим игрока команде мастеров, но не менее важно воспитывать и представителей других баскетбольных профессий — тренеров, судей, секретарей, умеющих правильно писать протокол. Очевидно, для старшеклассников стоит организовать специальные тренерские классы и собрать в них наиболее одаренных будущих тренеров, рекомендуя их затем в институты. А искать таких детей нужно, повторяю, с малых лет.