В нашем баскетболе медленно, но неуклонно проходит процесс универсализации игроков, и в первую очередь центровых. Они становятся все более подвижными и техничными, а потому в соответствующих ситуациях успешно справляются с теми задачами. с которыми обычно встречаются крайние нападающие или игроки задней линии.
Характерный пример — центровой игрок команды ЦСКА и сборной СССР Олеся Барель. Ей по плечу и выполнить острый пас, и принять любой сложности передачу, и бросить по цепи с дальней дистанции, и выйти на острие быстрого прорыва.
Как раз эпизод с завершением стремительной атаки был зафиксирован на фотопленку в 1983 году на юбилейном. 50-м чемпионате страны. Тут Барель быстрее всех промчалась через всю площадку и искусно завершила прорыв. О нюансах заключительного единоборства с защитницей подмосковного «Спартака» расскажет сама заслуженный мастер спорта Олеся Барель.
— Подруги по команде вовремя заметили мой рывок по левому краю и передали мне мяч. Приближаясь к 3-секундной зоне спартаковок, я повела его левой рукой, чтобы укрыть телом от соперниц, бежавших по центру поля (снимок 1).
Татьяна Лучкина (13, в белой форме) вступила в трапецию раньше меня, но дорогу под щит закрыть еще не успела. Этим я и воспользовалась, направившись к цели по свободному пути.
Сблизившись с защитницей, я взяла мяч в обе руки и на ходу отвела налево. Достать его здесь у Лучкиной не было шансов (снимок 2).
Последним широким шагом я миновала соперницу и. подпрыгнув, в полете приготовилась к броску: переложила мяч на правую руку, вынесла его вверх, поближе к корзине, сосредоточила внимание на цели и слегка прогнулась назад, как бы замедляя движение туловища (снимок 3).
И вот (снимок 4) заключительный аккорд быстрого прорыва: с близкой дистанции я послала мяч в кольцо.