Ни одна баскетбольная встреча не начинается без разминки игроков. Ее цель — подготовить двигательный аппарат спортсменов к выполнению специфических действий: бега, рывков, ускорений, различных поворотов, прыжков вверх с места, в движении и т. д. Последовательность упражнений, входящих в разминку, у всех команд — мужских и женских, юношеских и детских — одинакова и словно передается по наследству из поколения в поколение неизменно вот уже 30—40 лет.
Ветераны нашего баскетбола, в частности заслуженные мастера спорта С. С. Спандарян и К. И. Травин, утверждают, что в тридцатые годы теми же упражнениями разминались гораздо интенсивнее, до пота. В то же время до 1956 года правила не ограничивали время владения мячом и команды могли медленно разыгрывать мяч. переходить в атаку шагом. Особых требований к разминке не было.
С тех пор заметно возрос атлетизм баскетболистов, выросло их мастерство, изменились и правила игры, что сделало баскетбол значительно динамичнее и зрелищнее. Средняя длительность атаки команд высшей лиги — 11 секунд. Характер же разминки остался прежним, причем до пота игроки давно не разминаются. И если раньше это не сказывалось на эффективности игровых действий, то теперь заметно сказывается, особенно при выполнении движений, требующих высокой точности.
Но укоренившееся однообразие разминки настолько привычно для тренеров и игроков, что у них и мысли не возникает о каких-либо изменениях. Наставники знают, как меняется частота пульса баскетболистов в игре, но вопрос о частоте пульса во время разминки способен поставить их в тупик.
Простейшие, общедоступные исследования интенсивности разминки показывают, что в течение ее первых 4—5 минут частота пульса игроков постепенно поднимается до 150 ударов в минуту. В последующие 4—5 минут, во время бросковых упражнении или игры 5 на 5, частота пульса снижается до 120—130 уд/мин. Разминка завершается, как правило, выполнением в течение 1—2 минут штрафных бросков. Затем игроки покидают площадку, готовятся к игре, основная пятерка вновь выходит на площадку — все это занимает около 2 минут, за которые частота пульса падает до 90 уд/мин. И если сравнить интенсивность разминки с интенсивностью игровой деятельности, когда частота пульса достигает 190—200 уд/мин. становится очевидно, что баскетболисты начинают встречу неподготовленными. Вопросы срабатывания организма в условия предстоящей игровой деятельности подобной разминкой не решаются.
Резкий переход от такого предыгрового состояния к двигательной деятельности околопредельной интенсивности. когда за первые 2—3 минуты игры частота пульса достигает высших пределов, отрицательно сказывается на эффективности игровых действий. Результативность дистанционных бросков во второй игровой пятиминутке по сравнению с первой обычно снижается на 6—12 процентов с постепенным ростом после десятой минуты матча. На этом игровом отрезке можно наблюдать и снижение точности передач, рост технического брака. С точки зрения физиологии и биохимии это закономерно: резкий переход к высокоинтенсивной двигательной деятельности приводит к временному снижению энергетического потенциала организма, затрудняет управление движениями, что отражается на точности передач и бросков.
По данным профессора н. Н. Яковлева и академика М. И. Виноградова, срабатывание систем человеческого организма в физическую деятельность высокой интенсивности требует 6—8 минут. Только после этого его работа стабилизируется и устойчиво поддерживается в течение длительного времени. Современная разминка такого срабатывания не обеспечивает, поэтому на него тратятся первые 6—10 минут игры со всеми отрицательными последствиями для эффективности игровых действий. Еще более глубок и продолжителен отрицательный эффект входа в игру запасных игроков на 6—10-й минутах встречи. Если при замене одного баскетболиста это не так бросается в глаза, то при выходе на площадку сразу 2—3 резервистов становится очевидным.
Чтобы соответствовать игровой деятельности баскетболистов, разминка должна состоять из двух этапов. Задача первого из них — подготовка мышечно-связочного аппарата; ее следует решать за пределами площадки до начала десятиминутной основной разминки путем выполнения специальных подготовительных упражнении, на втором этапе должна быть достигнута мобилизация вегетативных систем организма спортсменов для обеспечения их высокой работоспособности и подготовка нервно-мышечной системы к выполнению специфических двигательных действий. Эти задачи решаются в десятиминутной разминке с мячами на площадке В нее надо включать высокоинтенсивные упражнения, соответствующие специфике игровых движений. Поскольку разминка непродолжительна. максимальный эффект дадут комплексные упражнения, требующие выполнения нескольких различных приемов (ведение мяча, передачи, броски, преодоление сопротивления и др.) в условиях, по возможности приближенных по структуре, напряженности и интенсивности к игровым.
Структура разминки стартовой пятерки и ближайшего резерва должна быть такой, чтобы ее интенсивность постепенно росла, и в последние 5 минут частота пульса спортсменов доходила до 170—190 уд/мин. Это обеспечит включение в работу и настройку всех систем организма, подготовит его к выполнению двигательных действий околопредельной интенсивности.
Приведу примерные разминочные упражнения, пригодные для этой цели.
Упражнение 1 выполняется пятью мячами (схема 1). Игроки 4, 5, 6, 7, 8 и 9. двигаясь по кругу, передают мяч друг другу в прыжке. Баскетболист 4 получив передачу от вышедшего ему навстречу игрока 12, с ведением обыгрывает его, меняя направление движения. проходит к щиту и выполняет бросок в корзину. Игрок 14 подбирает мяч, устремляется за лицевую линию и выполняет передачу партнеру 13, который с изменением направления, скорости и отвлекающими действиями ведет мяч к средней линии. «Пятнадцатый» делает рывок с ведением мяча к линии штрафного броска.
Следующее упражнение выполняется игроками в тройках двумя мячами (схема 2). «Защитник» после выполнения броска «нападающим» устремляется под щит. стремясь не дать мячу коснуться площадки. В это время третий партнер после короткого ведения из-под щита передает мяч с отскоком от поверхности площадки «нападающему» и начинает выполнять функции «защитника». После каждых пяти попаданий или пяти бросков происходит смена «нападающего». За 3 минуты каждый игрок выполняет 20—25 бросков, частота пульса 175—185 уд/мин. «Защитник» не должен касаться мяча при выполнении бросков «нападающим».
На схеме 3 показано упражнение, которое выполняется четырьмя мячами. Игрок 6 передает мяч и «открывается» для получения его. В это время «десятый» передает мяч баскетболисту 9 для выполнения броска с дистанции 6—6 м, после чего направляется под щит. Игрок 4 подбирает мяч. брошенный «девятым», передает его игроку 8 и становится «защитником» против соперника 13, после чего занимает место за игроком 8 и ожидает передачи из-под щита. Баскетболист 6 после передачи делает рывок с изменением направления движения и становится за «пятнадцатым» Игрок 10 после передачи смещается для выполнения броска. Баскетболист 13 после завершения атаки подбирает свой мяч и передает его игроку 5, устремляясь в угол площадки. При выполнении упражнения частота пульса баскетболистов достигает 180—190 уд/мин.