В последние годы большое развитие получила новая форма работы с юными спортсменами — специализированные классы с продленным днем обучения в общеобразовательных школах.
В специализированных классах общеобразовательных школ города Бухары мы провели длительный педагогический эксперимент, в котором участвовали ребята и девочки 10—12 лет. Результаты эксперимента в тестах: беге на 20, 60 и 300 м, беге на время — 40 сек., в челночном беге на 91 м; прыжках в высоту и в длину с места, серийных прыжках с касанием подвешенного предмета; метании набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками сидя; тестах на гибкость (наклоны туловища вперед) и скорость зрительно-моторной реакции показывают более высокий уровень подготовки юных баскетболистов экспериментальных классов по сравнению с контрольными.
Нами были созданы специализированные классы «А» и «Б». Отличие их в том, что в экспериментальных классах «А» на занятия методом заданий отводилось 70% общего времени, а в контрольных группах «Б» — 30%. Оказалось, что за два года в экспериментальной группе мальчиков результаты в беге на 20 м и 60 м улучшились на 0,53 и 1,41 сек., в группе «А» девочек — на 0,59 и 2,14 сек., тогда как в группах «Б» прирост оказался соответственно на 0,47 и 1,14 сек. у мальчиков и на 0,41 и 0,78 сек. у девочек.
Результаты в прыжках в длину с места у мальчиков в группе «А» увеличились на 36 см, в группе «Б» — на 27,6; в экспериментальной группе девочек — на 32,53 см, в группе «Б» — на 22 см. В скорости зрительно-моторной реакции по группам соответственно на 12,1 и 8,3 сек. у мальчиков и на 13,06 и 8,33 сек. у девочек. Аналогичная картина и в других показателях.
Важная информация была получена при сравнении результатов групп «А» и «Б» с учащимися специализированных баскетбольных классов, которые не находились под нашим наблюдением (с так называемыми фоновыми данными).
Уже на начальном этапе обучения юных баскетболистов центральное место занимает технико-тактическая подготовка. Но, чтобы она была полноценной, учащимся прежде всего нужно быть основательно подготовленными физически.
Развитие физических качеств, специфичных именно для баскетбола, и обучение техническим приемам — это две стороны единого целого в базовой подготовке юных баскетболистов на начальном этапе занятий в спецклас-сах. Как нетрудно догадаться, преимущество учащихся экспериментальных групп «А» над сверстниками из групп «Б» в физическом отношении положительно сказалось и на освоении ими техники баскетбола. Уже в первый год в экспериментальных группах мальчиков и девочек произошли значительные сдвиги по всем показателям: в комбинированном тесте, включающем перемещения правым и левым боком в защитной стойке, в рывках без мяча и с мячом, в ведении, в бросках правой и левой рукой, в перемещениях по площадке (5X6 м), в штрафных бросках, бросках, с точек, в ведении мяча по прямой, в ведении с обводкой области штрафного броска и броском в кольцо, в передачах мяча с ударом о стену.
Второй год занятий принес еще более высокие результаты.
Итак, благодаря целенаправленным занятиям баскетболом ребята и девочки из групп «А» быстрее приобретают навыки игры, чем их сверстники из контрольных групп. При этом их преимущество тем заметнее, чем сложнее оказываются условия контрольных испытаний по технической подготовке. Видимо, здесь в большей мере проявляется влияние специально разработанных средств и методов как технической, так и физической подготовки.
Такими средствами для совершенствования физической подготовки стали упражнения на скорость перемещений по площадке различными способами: бегом, приставными шагами — лицом, боком и спиной вперед; прыжки на одной и обеих ногах. Передвижения различными способами с изменением направления: обегание препятствий, челночный бег. Наконец, бег на отрезках 30—40 м из различных стартовых положений, перемещения с ускорением в пределах отмеченных границ и в ответ на сигналы (преимущественно зрительные), повороты на 180 и 360°.
Сюда же были включены и упражнения на развитие скоростно-силовых качеств. Например, прыжки с набивными мячами весом 1—2 кг, прыжки в длину с последующим выпрыгиванием вверх, а также броски и ловля набивных мячей на месте и в движении. Кроме того, почти во все тренировки мы включали подвижные игры и эстафеты.
На занятиях по технической подготовке особое внимание обращалось на правильное овладение учащимися наиболее рациональными техническими приемами уже на начальных этапах. Шли мы от простого к сложному: по мере освоения юными баскетболистами отдельных элементов игры объединяли разученное в различного рода сочетания и комбинации. Условия выполнения технических приемов постоянно варьировались с учетом, скажем, специфики соревнований.
Соревновательная деятельность, конечно же, должна носить целостный характер. Поэтому и на экспериментальных занятиях мы чередовали задания по физической подготовке с заданиями по технике баскетбола. Даже применяли те или иные упражнения по технике в различных сочетаниях. Все это способствовало приобретению ребятами игровых навыков в целом.
По окончании эксперимента мы сделали сравнительный анализ физической, технической и тактической подготовленности всех учащихся. В конце первого и особенно второго года занятий выявилось, что уровень подготовки ребят групп «А» и «Б» значительно превышает уровень учащихся из фоновых групп. Но, что особенно важно, было доказано значительное различие в уровне подготовки между самими группами «А» и «Б» в пользу первых.
Специализированные классы, призванные готовить спортсменов высокой квалификации, имеют еще и другие особенности. Так, по сравнению с группами ДЮСШ в спецклассах более стабильные состав учащихся и расписание. А в отличие от интернатов спортивного профиля учащиеся спецклассов не оторваны от родителей, что является важным психолого-педагогическим фактором.
В специализированных классах наряду с успешной учебой и тренировочными занятиями формируются такие черты советского образа жизни, как коллективизм, взаимовыручка, социальная активность. Эти классы являются подлинными маяками в своих школах, убедительно демонстрируют возможности физического воспитания, создают оптимальные условия для выработки активной жизненной позиции будущих строителей коммунизма.