В. Корягин, кандидат педагогических наук, М. Паулаускас, заслуженный мастер спорта.
Современный баскетбол предъявляет большие требования не только к технической, тактической, психологической подготовке спортсменов, но и к их физическим кондициям. Чтобы успешно вести игру, баскетболисты должны овладеть сложным искусством выполнять технические приемы на высоких скоростях, нередко после основательной физической нагрузки.
Предлагаемые упражнения способствуют росту технического мастерства, развитию тактического мышления, физическому совершенствованию баскетболистов. Приступать к выполнению упражнений следует после разминки.
Баскетболисты делятся на две группы, каждая выстраивается на лицевой линии. По сигналу игроки ведут мяч левой или правой рукой на полной скорости к противоположной линии и назад. В упражнениях, выполняемых на высокой скорости и направленных на развитие специальных физических качеств, очень важно правильно выбирать параметры физической нагрузки: интенсивность, продолжительность, величину пауз отдыха, количество повторений. Приведенное упражнение выполняется при максимальной интенсивности, продолжительность его — 6—10 сек., пауза отдыха — 50—60 сек., количество повторений — 8—10. Если баскетболистам дается задание выполнить это упражнение при предельной интенсивности, но не 1 раз от лицевой линии, а 3 раза, то продолжительность его составит 18—30 сек., а паузы отдыха — 2—2,5 мин. В этом случае упражнение в большей степени будет способствовать тренировке специальной скоростной выносливости. Поэтому выбору дозировки физической нагрузки, как показывают примеры, следует уделять особое внимание.
Второе упражнение (схема 1) включает в себя быстрый бег с ведением мяча и передвижение в защитной стойке. Последовательность выполнения упражнения такая: баскетболист с угла площадки на предельной скорости ведет мяч к средней линии и передает его партнеру, стоящему на другой половине площадки. После передачи мяча он передвигается в защитной стойке вдоль центральной линии, а от места пересечения центральной и боковой линий делает рывок к щиту, где получает мяч назад от партнера и забрасывает его в корзину. Затем, подобрав мяч после броска, возвращается с ведением вдоль боковой линии к месту старта. При выполнении упражнения необходимо следить за правильной стойкой и передвижениями баскетболистов. Стартовать игроки должны на расстоянии двух метров друг от друга. Упражнение следует включать в каждую тренировку и выполнять как с ведением мяча, так и без него (схема 2).
Начинают упражнение игроки 4 и 10 (схема 3). «Четвертый» передает мяч «седьмому» и движется, как показано на схеме. В середине площадки он получает мяч обратно и передает его баскетболисту 8. После передачи мяча «четвертый» направляется прямо к щиту и, получив мяч от партнера 8, выполняет бросок в корзину, после чего становится в конец колонны за баскетболистом 9. Мяч подбирает следующий за ним от центра площадки игрок 7 и передает его баскетболисту 11, а сам становится в конец колонны за игроком 12. К середине площадки на смену «седьмому» сразу же после его передачи баскетболисту 4 движется партнер 8. Одновременно аналогичным образом действуют баскетболисты и на другой половине площадки. Продолжительность упражнения — 10—15 мин. Его можно выполнять и в другую сторону, но тогда мячи должны находиться у игроков 8 и 9, которые начинают упражнение. Броски мяча в корзину в этом случае выполняются левой рукой. Задание можно усложнить тем, что игрок 7 после передачи мяча партнеру 4 становится защитником и препятствует получению нападающим 4 мяча от «восьмого» и дальнейшим его действиям вплоть до броска мяча в корзину.
Следующее упражнение — это также бег с передачами мяча. Игроки располагаются на площадке, как показано на схеме 4. Баскетболист 4 передает мяч игроку 5, стоящему на боковой линии, и движется к центру. Примерно на 1/4 площадки он получает мяч обратно, передает его игроку 6 и вновь получает на середине площадки, откуда посылает его партнеру 7, который возвращает мяч «четвертому» для броска в корзину в движении. Сделав подбор, игрок 4 продолжает выполнять упражнение с другой стороны площадки, взаимодействуя с партнерами 8, 9, 10, и возвращается к месту старта. После второй передачи «четвертого» из-за лицевой линии на дистанцию выходит следующий игрок. Как только баскетболисты выполнят упражнение 6—8 раз, тренеру надо сделать перерыв, высказать игрокам замечания и снова повторить упражнение 4—5 раз. Затем игроки меняются ролями, то есть передающие становятся в общую группу, и наоборот. Упражнение можно выполнять в обе стороны, но так, чтобы спортсмены бросали мяч в корзину левой и правой рукой.
На схеме 5 изображено еще одно упражнение в беге с передачами мяча. Игроки 4, 8, 9 и 10 с мячами в руках. Баскетболист 4 передает мяч ударом об пол «восьмому», а тот, в свою очередь, передает мяч по воздуху «четвертому», который устремляется к противоположному щиту. Поймав мяч от «восьмого», игрок 4 передает его ударом об пол партнеру 9, а он по воздуху пасует четвертому». Поймав мяч, игрок 4 посылает его ударом об пол «десятому», получает от него мяч по воздуху, бросает в кольцо и становится на место баскетболиста 10, который, приняв пас от «четвертого», кладет мяч на пол и бежит на место игрока 9, занимающего после передачи позицию партнера 8, а тот становится в конец колонны за баскетболистом 7. Так игроки друг за другом со сменой мест выполняют упражнение. Мячи после выполнения броска в корзину передает за противоположную лицевую линию тренер или специально выделенный для этого игрок. Продолжительность упражнения — 10—15 мин.
В трех последних упражнениях передачи мяча можно выполнять правой и левой рукой, двумя руками от груди, ударом об пол, по воздуху и т. п. Задача тренера — правильно определить, с какого места, каким способом и в каком направлении должен передавать мяч баскетболист.
Хороший эффект для тренировки специальной выносливости дает бег по площадке с ведением мяча. Бег с ведением мяча баскетболисты начинают от лицевой линии, бегут до ближайшей линии штрафного броска, возвращаются к лицевой линии, разворачиваются и бегут с ведением мяча до центра площадки и назад, затем до противоположной лицевой линии и назад. Интенсивность выполнения упражнения предельная, продолжительность — 30—40 сек., паузы отдыха между повторениями — 2—2,5 мин., число повторений — 3—4 раза.
Для тренировки специальной скоростной выносливости полезно и такое упражнение. Игроки стартуют на лицевой линии и бегут до противоположной лицевой линии. Как только нога баскетболиста коснется ее, он поворачивает в обратную сторону и т. д. в течение 40 сек. После минутного отдыха упражнение выполняется снова, и так 3 раза.
Предложенными упражнениями не ограничивается круг возможных вариантов. Тренеры должны творчески подходить к их подбору и обязательно учитывать, что для тренировки специальных физических качеств надо правильно выбирать параметры физической нагрузки. Кроме того, все упражнения на физическое совершенствование должны развивать у спортсменов игровое мышление, а также эффективную технику выполнения передвижений, передач, ведения и бросков мяча в корзину.