С появлением броска в прыжке сразу возросло их количество. Исчезли стационарные броски, вошел в практику скоростной способ выполнения приема, не требующий предварительной подготовки. В настоящее время шире стали применяться броски-проходы «таранного» типа, а также единоборства под щитом, что вызвало более частое использование повторных бросков после овладения отскочившим от кольца мячом. Повышению эффективности нападения в значительной степени способствовало применение быстрого прорыва. В среднем общее число бросков за игру возросло с 40 до 85.
Противодействие нападению не отвечает современным требованиям. Специалисты утверждают, что в учебно-тренировочной работе максимум внимания уделяется совершенствованию средств нападения и минимум — защите. Попытаемся аргументировать это цифрами. Наблюдения, проведенные в матчах мужских команд высшей лиги, дали следующие среднестатистические показатели игры в защите: противодействия передачам мяча — 70%, ведению мяча — 70, приему передач мяча — 40, броску-проходу (ближнему броску) — 70, броску в прыжке — 40, повторному броску в прыжке после овладения отскочившим мячом — 40, добиванию мяча — 30, забиванию мяча сверху вниз — 25, броску в прорыве — 25%. Особую тревогу вызывают показатели противодействия различным броскам. Учитывая, что бросок в прыжке составляет примерно 75% всех способов нападения, можно подсчитать, что только 4 из каждых 10 бросков в прыжке были встречены с сопротивлением. Удельный вес бросков в прорыве значительно меньше. Однако и здесь весьма низкие результаты: из 10 бросков противодействие отмечено всего лишь в 2—3 случаях.
Итак, приведенные данные подтверждают, что специфическим приемам защиты в учебном процессе уделяется недостаточно внимания и времени. Не изучаются техника и способы выполнения бросков различными нападающими команд предполагаемого соперника. Так, С. Белов (ЦСКА) производил бросок в прыжке после ведения и резкой остановки, В. Валтерс (ВЭФ) сочетает аналогичный прием с опорным дальним броском, В. Хомичюс («Жальгирис») и А. Попков (РТИ) бросают в прыжке с отклонением корпуса, Н. Дерюгин («Динамо», Тбилиси) владеет силовым броском «таранного» типа». С. Тараканов (ЦСКА) и А. Якубенко (РТИ) обстреливают корзину с углов площадки и т. д.
Нужны не только отработка техники защитных действий, но и индивидуальный подход к их планированию против различных нападающих.
Практика показывает, что затруднения баскетболиста, пытающегося провести защитный прием против броска в прыжке, связаны с неожиданностью броска, с замедленной реакцией защитника или правдоподобностью выполнения обманного движения.
Однако, комментируя статистические показатели противодействия броску в прыжке, выраженные соотношением 10:4, приходится признать пренебрежительное отношение к игре в защите. Не раз доводилось видеть, как даже ведущие баскетболисты клубов словно со стороны наблюдают за своим подопечным, выполняющим бросок в прыжке, не пытаются поднять руку и хотя бы «обозначить» противодействие. Причем эти же игроки, попадая в состав сборной команды страны, где требования к игре в защите значительно выше, чем в клубной команде, демонстрируют и желание активно защищаться, и необходимые навыки.
Показатели противодействия ведению мяча и передачам, а также наблюдение за игровой активностью защитников. направленной на выбор позиции, на борьбу за отскочивший мяч, на игру без мяча и т. п., свидетельствуют о том, что баскетболисты проявляют максимум желания и энергии. В то же время, когда дело доходит до противодействия броску, их активность значительно снижается. Получается парадокс: игроки обороны ограничивают соперника и розыгрыше мяча и снижают активность в момент выполнения броска.
Необходимо отметить, что в настоящее время индивидуальные и групповые действия мужских команд в защите снивелированы. Еще несколько лет назад были команды со своеобразным почерком активной защиты. Это киевский «Строитель», ленинградский «Спартак», таллинский «Калев» и др. Сейчас таких команд нет.
Мы не задавались целью специально выяснить, кто лучше играет в защите, активно противодействует броскам: команды, ведущие борьбу за медали чемпионата СССР, или команды, борющиеся за право остаться в высшей лиге? Однако статистика показывает, что чем выше стимул команд, тем активнее они играют в защите. Так, во встрече лидеров — ЦСКА и «Жапьгириса» противодействие броску составило соответственно 49 и 43%. У команд, оспаривающих места с 7-го по 12-е. аналогичные показатели ниже: ленинградский «Спартак» — 40%, ВЭФ — 37, РТИ и «Статиба» — по 35, московское «Динамо» и СКА Риги — по 33%.
Из сказанного следует, что необходима серьезная перестройка учебного процесса по отработке защитных действий баскетболистов. Приведу комплекс ситуационных игровых упражнений, направленных на противодействие броску.
Противодействие броску в прыжке (со средних дистанций)
1. Нападающий располагается лицом к щиту, защитник — спиной к щиту в 1 м друг от друга. Защитник передает мяч нападающему для броска в прыжке и, сближаясь с ним, в прыжке же препятствует броску. Каждый игрок поочередно производит по 10 бросков. Упражнение выполняется до 15—20 попаданий.
В этом и последующих упражнениях защитник после противодействия броску разворачивается спиной к нападающему, отсекает его корпусом, и оба борются за отскочивший мяч. Так вырабатывается навык не только противодействия броску, но и борьбы за отскочивший мяч.
2. Нападающий на скорости ведет мяч к щиту по диагонали площадки, защитник сопровождает его. После резкой остановки нападающий выполняет бросок в прыжке. Защитник, стараясь интуитивно определить момент остановки, активно в прыжке пытается заблокировать бросок. Упражнение повторяется игроками поочередно до 15 попаданий.
3. Упражнение выполняется в четверках (2x2). Нападающий (5) «наводит» своего опекуна на центрового (6) и производит бросок в прыжке (схема 1). Задача защитника, попавшего под заслон, — помешать броску, а опекуна центрового, находящегося на расстоянии от нападающего, — в прыжке противодействовать броску.
4. Встречное ведение мяча в двух колоннах (схема 2) по диагонали. Ведущий, передав мяч нападающему, активно мешает его броску в прыжке. Затем игроки направляются в противоположные колонны. Упражнение выполняется на время — 10—15 мин.
5. Ответная передача — бросок в прыжке — противодействие (схема 3). Баскетболист 4 передает мяч первому игроку встречной колонны, делает финт влево, рывок вправо, получает ответную передачу и производит бросок в прыжке. Передавший мяч для броска становится защитником и пытается блокировать бросок. После борьбы за отскочивший мяч игроки меняются местами. Время выполнения упражнения — 10—15 мин.
При противодействии броску в прорыве защитник должен проявлять активность и когда его соперник ведет мяч (выбивание, перехват), и в момент броска (блокирование).
1. Игрок нападения выполняет скоростное ведение мяча к кольцу (схема 4). Задача защитника — обогнать соперника. вытеснить его к боковой линии, заставить прекратить ведение. Если это не удается, воспрепятствовать броску.
2. Защитник располагается в 1 м от нападающего (схема 5). Его цель догнать нападающего до линии штрафного броска и попытаться выбить мяч в момент ведения.
3. Задача защитника, находящегося в 1.5—2 м от соперника, — догнать его и активно противодействовать броску (схема 6). Упражнения в прорыве выполняются поочередно 8—10 раз.
Расположение игроков показано на схеме 7. Баскетболист 5 производит бросок в прыжке с противодействием. Нападающие 6 и 7 стараются добить отскочивший мяч. а защитники сорвать добивание или овладение мячом. За попадание начисляется 1 очко, за добивание — 2 очка; защитник. овладевший мячом, зарабатывает 1 очко, а помешавший добиванию — 2 очка. Упражнение выполняется до 25—30 очков, затем баскетболисты меняются ролями.
Противодействие повторному броску
Противодействие повторному броску в прыжке после овладения отскочившим мячом.
1. Игрок с мячом выполняет бросок в прыжке из-под кольца с сопротивлением защитника. При промахе оба спортсмена борются за отскочивший мяч. Выигравший единоборство производит повторный бросок в прыжке при активном противодействии. После попадания игрок снова бросает мяч в прыжке и т. д. до счета 15—20.
2. Расположение игроков дано на схеме 8. После броска в прыжке нападающего 5 его партнеры 6 и 7 пытаются овладеть отскочившим мячом, а затем выполнить бросок в прыжке с сопротивлением защитника. В случае промаха игроки борются за мяч, и один из нападающих делает повторный бросок в прыжке также с сопротивлением. После серии бросков (10—15) баскетболисты меняются местами.
Противодействия забиванию мяча
Противодействия забиванию мяча сверху вниз в кольцо (одной, двумя руками). При отработке защитных действий в данном случае можно использовать упражнения, рекомендуемые при добивании мяча и выполнении повторных бросков в прыжке.
Цель комплекса элементарных ситуационных игровых упражнений — выработка прочного навыка противодействия броску, основанного на многократном повторении.