Основное внимание в детских командах баскетболистов уделяется технической подготовке. Тем не менее многие тренеры отмечают, что часто даже целенаправленные занятия техникой не приводят к желаемым результатам. Техническая «школа» выпускников ДЮСШ редко удовлетворяет и наставников команд мастеров. Налицо явное противоречие между затраченным трудом и его результатами. В чем же дело? Причин, видимо, немало. И многие из них известны. Например, устаревшие методики, неинтересное построение занятий. Но среди всех выделяется одна, которая лежит на поверхности и потому не всегда учитывается. Речь идет о прямолинейном, «лобовом», способе технической подготовки, когда чуть ли не единственным средством обучения являются сами упражнения, содержащие изучаемый элемент Лозунг здесь простой: хочешь научиться броскам — побольше бросай, передачам — передавай и т. п. Никто не может отвергнуть этот метод. Он, безусловно, имеет право на жизнь. Особенно в период закрепления навыков.
Но для младших возрастных групп нужны такие средства, которые оказывали бы воздействие не на структуру технических элементов, а на те качества или способности, которые обеспечивают совершенство исполнения. Подобный подход позволяет с гораздо большей эффективностью и в сравнительно короткие сроки реализовать программу технической подготовки.
Особое внимание при этом следует уделять тем качествам или свойствам, которые существенно влияют на процесс становления мастерства. Как известно, к ним относятся: реакция на движущийся объект (РДО), мышечно-двигательная чувствительность (МДЧ), свойства внимания.
Формированию РДО могут способствовать упражнения, в которых необходимым условием успешности выполнения заданий является верная оценка игроком пространственно-временных характеристик движения. Приведем некоторые из них.
В упражнении участвуют два баскетболиста. Игрок без мяча стоит спиной к стене на расстоянии 2 м от нее, другой игрок с мячом — лицом к стене на расстоянии 3 м. По сигналу он выполняет передачу в стенку, а его товарищ должен успеть повернуться и поймать мяч.
Усложнение достигается изменением расстояния до стены или изменением направления передачи мяча в стенку. Движущимся объектом для баскетболиста, стоящего спиной к стене, является мяч. Чтобы его поймать, игроку надо правильно рассчитать направление и скорость движения мяча.
Спортсмены выстраиваются в две колонны. Игроки колонны А без мячей располагаются вдоль стены, колонны Б — перпендикулярно к стене на расстоянии 5 м от нее. По сигналу тренера баскетболисту из колонны А следует как можно быстрее пробежать вдоль стены к противоположной отметке (расстояние 12 м), а игрок из колонны Б должен попытаться попасть в него мячом и затем занять место в конце строя. Упражнение продолжают следующие игроки обеих колонн. Через 5 мин. колонны меняются заданиями.
Движущийся объект для баскетболиста с мячом — игрок без мяча. Точность его реакции определяется прогнозированием скорости, изменения темпа и ритма бега. В то же время для игрока без мяча движущимся объектом, на который необходимо реагировать, является мяч, скорость и направление движения которого он должен определить.
Баскетболисты выстраиваются, как в предыдущем упражнении, в две колонны. Игрок колонны Б выполняет передачу в стенку, в то время как игрок из колонны А начинает бег вдоль стены и ловит отскочивший мяч. Выполнив передачу, игрок из колонны Б занимает последнее место в колонне А, а игрок из колонны А становится с мячом в конце колонны Б.
Спортсмены строятся в две колонны. Колонна А — на уровне штрафной линии, колонна Б — под углом 45° к кольцу и в 4 м от него. Игроки колонны А по очереди выполняют бросок по кольцу. Игрок колонны Б должен своим мячом сбить мяч с траектории полета. Затем колонны меняются местами. Это упражнение-соревнование.
Формирование реакции на движущийся объект происходит при правильном прогнозировании направления и скорости движения мяча. Баскетболист может сбить мяч с траектории только в том случае, если правильно рассчитает, с какой скоростью и в какую точку следует послать свой мяч.
Для развития МДЧ могут использоваться упражнения, способствующие расширению двигательных возможностей. В частности, хорошие результаты дал прием, связанный с выполнением движений без зрительного контроля.
Игроки становятся в ряд вдоль стены в 2 м от нее. У каждого в руках мяч. По сигналу они выполняют передачу мяча в стенку сначала с открытыми, потом с закрытыми глазами.
Выключение зрительного анализатора способствует улучшению мышечно-двигательной чувствительности. Повторный зрительный контроль помогает проводить коррекцию движений рук, уточнить некоторые движения, формирует мышечно-двигательную чувствительность.
Баскетболисты располагаются на лицевой линии площадки в колонны с двумя мячами в руках. Их задание: одной рукой вести мяч, а другой — катить мяч по полу до противоположной лицевой линии. При выполнении упражнения в обратном направлении сменить действия рук.
Формирование мышечно-двигательной чувствительности происходит при условии дифференцирования движений рук. Сложность упражнения — в одновременном выполнении заданий, каждое из которых требует тонкой и специфической мышечно-двигательной чувствительности. Спортсмен должен выполнять ведение по определенной амплитуде, а также тонко ощущать усилия руки, которая катит мяч. Это также способствует формированию специализированного восприятия (чувства мяча).
Тренер очерчивает мелом круги на полу и на стене. Игроки с мячом становятся в колонну в 2—3 м от круга на полу. Задача — попасть в круг на полу так, чтобы мяч отскочил в круг на стене.
Упражнение способствует развитию мышечно-двигательной чувствительности, так как здесь необходимо точно рассчитать амплитуду движения рук, а также корректировать усилия в случае ошибки.
Для развития свойств внимания подходят упражнения, в которых игроку необходимо проявить сосредоточенность и удержать ее длительное время (устойчивость внимания) или сохранить уровень сосредоточенности при смене действий (переключение внимания).
Два игрока А и Б с мячами в руках встают напротив друг друга на расстоянии 1,5 м. Баскетболисту надо выполнить каждой рукой Ю ударов мячом об пол. При этом он должен смотреть на игрока Б, который произвольно (в любом темпе и любой рукой) выполняет удары мяча об пол, стараясь помешать партнеру.
Успешное выполнение упражнения игроком А требует от него концентрации внимания на собственном задании независимо от сбивающих действий игрока Б. Упражнение способствует также улучшению устойчивости внимания.
Трое спортсменов образуют треугольник, а четвертый встает позади «второго». Игроки 3 и 2 одеты в красные майки, а игроки 1 и 4 — в белые. «Второй» и «третий» передают мяч по очереди «первому». Заранее оговаривается, что в направлении А Б баскетболист 1 выполняет передачу над головой игроку в красной майке, а в направлении АВ — от пола. Игроку же в белой майке в любом направлении мяч передается способом от груди.
Баскетболист 2 передает мяч «первому» и движется к игроку 3. Место игрока 2 быстро занимает «четвертый». Игрок 1 выполняет заранее оговоренную передачу баскетболисту 4. «Третий» передает мяч игроку 1 и затем занимает позицию баскетболиста 4. «Второй» быстро становится на место «третьего». Игрок 1 выполняет соответствующую передачу баскетболисту 2. Позицию «первого» по очереди занимает каждый из участвующих.
Переключение внимания обеспечивается выполнением баскетболистами разных задач в минимальный промежуток времени. Игрок должен быстро определить, во-первых, какую передачу он должен выполнить в зависимости от направления, во-вторых, — вид передачи с учетом цвета майки партнеров. Причем и направление передачи мяча, и цвет маек игроков постоянно меняются, а это заставляет баскетболиста быстро и часто переключать внимание с одного действия на другое.
Игроки располагаются четырехугольником. Баскетболист А передает мяч от груди игроку Б, затем бежит по диагонали и становится в конце противоположной колонны. Игрок Б, получив мяч, передает пас от пола партнеру В, бежит и занимает позицию в конце колонны, куда передавал мяч. Игрок В передает мяч правой рукой от груди баскетболисту Г, бежит по диагонали и становится в конце колонны, а тот, получив мяч, ведет его к кольцу и бросает в кольцо.
Всякий раз баскетболист выполняет различные виды передач, то есть переключается с одного объекта на другой. Кроме того, после передачи мяча игрок переключает внимание на продвижение в определенном направлении, и от того, насколько быстро он сможет перейти к другому действию, зависит успех выполнения игрового упражнения.
Эффективность этих упражнений проверена. В экспериментальной и контрольной группах (ДЮСШ Октябрьского и Первомайского районов Москвы) были проведены испытания с целью установить уровень подготовленности спортсменов обеих групп. Оказалось, что между ними нет явных различий ни в технических, ни в психологических показателях. Тогда в экспериментальной группе начались занятия, каждое из которых включало 1—2 из описанных упражнений. В контрольной группе ребята готовились по обычной программе. Через полгода в экспериментальной группе улучшились три психологические характеристики, а из технических показателей — время ведения мяча на отрезке 20 м, меткость штрафных бросков, количество передач о стенку за 30 сек. и некоторые другие. В контрольной группе изменились лишь два показателя. Следовательно, даже за короткий срок преимущество экспериментальной группы стало очевидным.
Через год после начала эксперимента был проведен новый анализ показателей. Результаты еще четче выразили различия в группах. Если в экспериментальной группе из 15 показателей лишь 2 не дали значительного изменения, то в контрольной группе из того же количества улучшился лишь один показатель (количество передач за 30 сек.), да и то ненамного.
Таким образом, целенаправленное влияние на развитие свойств внимания, мышечно-двигательной чувствительности, РДО с помощью упражнений дает весьма ощутимый рост технического мастерства. Поэтому имеет смысл систематически включать в тренировочные занятия с юными баскетболистами различные сочетания рекомендуемых упражнений. На одном уроке рационально использовать не более двух упражнений, желательно разной направленности.