В 1984 г. мировой рекорд в прыжке с шестом «подрос» на 11 см (с 5,83 до 5,94), а достижения целой группы советских и зарубежных атлетов находятся в пределах 5,70—5,94. Эти факты позволяют считать прыжок на 6 м уже реальным будущим.
Однако исследования последних лет показывают, что прыжки на 6-метровую высоту возможны лишь при достижении спортсменом в разбеге скорости близкой к 10—10,5 м/с. На практике же только С. Бубка в своих лучших прыжках показывал скорость равную 9,54 м/с. Большинство же членов сборной команды СССР выполняют прыжки на скорости 9,0—9,3 м/с.
Низкая степень реализации скоростных возможностей прыгунов и потеря скорости в конце разбега обусловливается следующими факторами:
1. Нерациональным выбором длины разбега.
2. Неправильным положением туловища и шеста в разбеге.
3. Несвоевременным опусканием шеста и постановки его в упор.
4. Неправильным построением ритмотемповой структуры разбега.
Опрос и анкетирование тренерского состава, проведенные В. Душенковым (ВНИИФК), позволили отметить некоторую недооценку роли разбега в прыжке с шестом, вызванную увеличенным вниманием к овладению формой движения на самом шесте. Результатом такого положения можно считать, в частности, и прыжки, выполняемые большинством спортсменов на Кубке и первенстве СССР с 14—16 беговых шагов (29—32 м) разбега.
В основе такого положения следует отметить еще две причины. Первая причина (техническая) — несовершенство держания, несения и выноса шеста. В результате этой причины возникают неудобства при использовании большого разбега. Вторая (методическая) — отсутствие у тренеров четкого представления о взаимосвязи отдельных сторон тренировочного процесса и места каждого средства в системе годичной подготовки. Вследствие этой причины прыгуны испытывают недостаток времени для перехода на большой разбег. Естественно, не может считаться положительным тот факт, когда в главном старте спортсмен впервые встает на свой боевой разбег.
Структура разбега
Чтобы достичь в разбеге скорости близкой к 10—10,5 м/с, спортсмен должен обладать высоким уровнем скоростных возможностей, а также рядом умений, навыков и знаний.
Разбег как часть прыжка имеет свои составные части — фазы, которые, будучи взаимосвязаны, и обусловливают деятельность прыгуна на всем протяжении разбега. Изменение или нарушение одной из фаз снижает скорость и эффективность разбега в целом.
Учитывая, что шест (как всякое физическое тело) обладает определенным весом и, стало быть, ускорением свободного падения и способен воздействовать на характер и форму разбега, условно разделим разбег на составные части (фазы) и рассмотрим их основное содержание (рис.)
В последние годы все лучшие прыгуны мира и Европы используют разбег в пределах 36—42 м. Такая длина обеспечивает реализацию скоростных возможностей спортсмена и позволяет плавно набрать скорость, обеспечивая несение шеста без вибрирующих колебаний.
I фаза (стандартная) — старт и стартовое ускорение. Эта часть разбега выполняется на отрезке, пробегаемом за 4—6 беговых шагов. Основной задачей является создание удобного положения для несения шеста и плавного набора скорости без тряски и колебаний снаряда. С целью достижения стабильности выполнения всего разбега спортсмен при использовании любых раз-бегов (от короткого до длинного) должен стремиться I фазу разбега оставлять неизменной, добиваясь стабильности длины и частоты шагов. От стандартного выполнения этой части разбега во многом зависят его ритмотемповая структура и точность попадания на место отталкивания.
II фаза (изменяющаяся) — бег по разбегу. Эта фаза выполняется на отрезке, пробегаемом за 10 беговых шагов. Основной задачей является достижение наивысшей контролируемой скорости для каждого спортсмена. Эту фазу можно сравнить с бегом с ходу, где предварительная скорость набирается на стандартном, ограниченном рамками первой фазы участке. Предпосылками к решению задач этой фазы разбега могут служить: наклон шеста под углом 65—70° к горизонту и участок разбега (не менее 15 м), способствующий проявлению скоростных возможностей спортсмена.
III фаза (стандартная) — постановка шеста в упор и толчковой ноги на отталкивание.
Эта фаза обусловлена механикой равномерно ускоренного падения переднего конца шеста по ходу разбега и осуществляется на отрезке, пробегаемом спортсменом за 4—6 беговых шагов. Основной задачей является создание на достигнутой скорости благоприятных условий для постановки шеста в упор и попадания толчковой ногой на место отталкивания. Учитывая, что высота хвата и ускорение падения переднего конца шеста — постоянные величины, условия опускания и постановки шеста для каждого спортсмена будут постоянными.
От стандартного и четкого исполнения этой части разбега зависит сохранение и эффективное использование набранной в разбеге скорости.
Учитывая необходимость сохранения стандартных условий I и III фаз разбега, было установлено, что изменение разбега в сторону укорочения до 16, 14, 12, 10 и т. д. беговых шагов, приводит к уменьшению II фазы, необходимой для развития максимальной контролируемой скорости, и к некоторому перераспределению задач каждой из фаз разбега, а вследствие этого к менее эффективному использованию скоростных возможностей спортсмена.
Длина разбега
Выбор длины разбега должен соответствовать скоростным возможностям спортсмена. Поэтому при её определении ориентировочно можно воспользоваться показателями в беге на 30 и 100 м (табл.)
Достигнув более высокого уровня скоростных возможностей, следует переходить на более длинный разбег, чтобы не адаптироваться к условиям предыдущего разбега.
При использовании слишком длинных разбегов возникают трудности длительного поддержания набранной скорости, а раннее опускание шеста сопровождается отклонением плеч назад и чрезмерным прогибом в спине для создания противовеса с целью удержания шеста в горизонтальном положении. Все это в конечном счете сопровождается значительным закрепощением мышц и неудобствами в выполнении последних шагов разбега.
Использование слишком коротких разбегов приводит к чрезмерно большим напряжениям, связанным с достижением наивысшей скорости на очень коротком отрезке. Это не дает возможности спортсмену сосредоточиться на действиях, связанных с опусканием шеста и подготовкой к отталкиванию.
В соревнованиях следует применять только полные раз-беги. Использование же укороченных разбегов в соревнованиях свидетельствует о низком уровне физических качеств или же о несостоятельности подготовки, предшествующей соревнованиям.
Угол наклона шеста к горизонту
Используя высокие хваты и тяжелые шесты, жесткость которых в несколько раз превышает расчетный вес спортсмена, современные прыгуны подвержены большим динамическим нагрузкам, связанным с несением, опусканием, удержанием и постановкой шеста. На основании научных данных и практического опыта установлено, что наклон шеста под углом в 60—70° к горизонту создает наилучшие условия для набора скорости в разбеге. Удержание верхнего конца шеста на уровне головы, как это было ранее, на современном этапе становится нецелесообразным и считается ошибкой.
Скорость в разбеге
В зависимости от скоростных возможностей и длины разбега оптимальная скорость достигается за 6—8 м до места отталкивания. В системе взаимосвязей отдельных частей разбега достижение оптимальной скорости является сигналом для последующих действий: опускания шеста и подготовки к отталкиванию.
Следовательно, несвоевременный набор скорости может вызвать нежелательные перестройки в структуре разбега, приводящие к затруднениям при выносе шеста и к снижению скорости в конце разбега.
Разбег должен быть прост, рационален и создавать предпосылки для наилучшей реализации скоростных возможностей спортсмена. На разбеге должно быть всего две отметки: первая — в начале разбега, вторая, обозначающая границу, в районе 17—21 м от передней стенки ящика.
Использование большого количества отметок на разбеге, а также подбежек, подходов, приплясывания и подпрыгивания на старте особых преимуществ не дает, но отвлекает внимание от главных действий в разбеге.
Консерватизм ритма и скоростная адаптация
Эффективная реализация скоростных возможностей спортсмена в спортивный результат возможна только при условии, когда каждое действие в разбеге обусловленно, целесообразно, своевременно и вытекает одно из другого.
В процессе тренировок, где длительное время условия остаются постоянными, формируется определенная последовательность действий, обусловленных количеством шагов, длительностью и величиной усилий, а также скоростными параметрами фаз разбега, присущих данному уровню развития физических качеств. Длительное использование одинаковых условий приводит к созданию устойчивых ощущений, которые стабилизируют деятельность спортсмена в определенных рамках.
Переходя в процессе тренировок на новый функциональный и технический уровень (увеличение скорости, высоты хвата, жесткости шеста, длины разбега), спортсмен нередко пытается сохранить существовавшие ранее форму и содержание разбега, подчиняясь выработанному стереотипу. Такой подход к изменившимся условиям приводит к приспособлению более высокого уровня физических качеств к ритмической картине старого разбега. Применение в тренировочных занятиях длительное время одинаковых скоростных режимов, соответствующих промежуточным разбегам, приводит к возникновению устойчивых ощущений скорости, необходимой для выполнения прыжка. При этом, переходя к прыжкам с полного разбега, спортсмен длительное время достигает лишь привычных уровней скорости, значительно уступающих его скоростным возможностям, удобных для исполнения прыжка.
Используя в тренировках промежуточные разбеги, следует все время помнить о конечной цели процесса — большом разбеге и в каждом конкретном случае отрабатывать одну из его составных фаз, усложняя ее и приближая к соревновательным условиям. Такой подход даст возможность в более короткий срок объединить ранее отработанные фазы разбега в единую цепь, объединенную единым ритмическим рисунком.
Повышение хввта является необходимым условием для достижения высокого результата. Ко увеличение высоты хвата приводит и к увеличению нагрузки на мышцы рук (при хвате 4,80 м и весе шеста 3 кг она составляет 18 и 15 кг). Незначительное увеличение длины переднего конца шеста (за счет высоты хвата) сильно увеличивает вращательный момент, опрокидывающий спортсмена по ходу разбега вперед.
Следовательно, увеличивая высоту хвата, необходимо несколько изменить условия несения, опускания и постановки шеста, чтобы снизить влияние факторов, вызывающих закрепощение плечевого пояса и отклонение корпуса назад. Во-первых, следует изменить угол наклона шеста, подняв его передний конец выше во время бега. Во-вторых, можно изменить расстояние между руками (ширину хвата). В-третьих, следует внести коррекцию в технику постановки шеста в упор. В некоторых случаях все эти изменения нужно вносить одновременно.
Ширина хвата — это деталь техники, от которой зависят свобода и правильность выполнения элементов постановки шеста в упор и перехода в вис на шесте. Относительно узкий хват (40—50 см) значительно затрудняет несение шеста и постановку его в упор, но несколько облегчает переход в вис. Относительно широкий хват (90—100 см) облегчает несение шеста, но затрудняет постановку шеста и переход в вис. Ширина хвата — дело сугубо индивидуальное и в основном зависит от длины рук. Оптимальной шириной хвата можно считать расстояние между руками в пределах 60—70 см. Такое расстояние в большей мере удовлетворяет обоим условиям: несению и постановке шеста и переходу прыгуна в вис.
Вес шеста. Тяжелый (более жесткий) снаряд значительно затрудняет выполнение движений в разбеге и постановку шеста в упор. Основным условием перехода на более жесткий шест должно являться достижение более высокого уровня развития силы мышц верхнего плечевого пояса и спины, а также переход на новый уровень скоростных возможностей. Переходя на шест повышенной жесткости, спортсмен должен внести соответствующие коррективы в высоту и ширину хвата, изменить угол наклона шеста к горизонту и при необходимости изменить технику постановки шеста. В противном случае уровень силы и скорости, приобретенный в процессе тренировки, не может быть реализован.
Достижение высокого результата в различных погодных условиях является наивысшей степенью мастерства спортсмена. Неумение использовать погодные условия в соревнованиях, где время на подготовку к прыжку ограничено, часто приводит к неудаче даже хорошо подготовленных спортсменов.
При встречном ветре следует укоротить разбег на одну или две ступни (зависит от силы ветра) и немного наклонить передний конец шеста. При попутном ветре следует увеличить разбег на одну-две ступни и несколько выше поднять передний конец шеста. При ветре слева следует вынести передний конец шеста несколько влево от основной линии разбега и несколько развернуть корпус в ту же сторону. При ветре справа (при невозможности вынести передний конец шеста вправо) следует незначительно изменить условия разбега. Для этого начальную точку разбега надо сместить на две-три ступни к левой стороне дорожки (этим самым изменив угол направления ветра), а линию разбега направить к правому углу ящика. Такие действия дадут возможность на последних шагах разбега занять положение, необходимое для постановки шеста в упор и отталкивания.