Целью занятий в школьном КЛБ является оздоровление, повышение функциональных возможностей и общей работоспособности школьников. Это с большим успехом будет осуществляться на фоне гармонического физического развития, которое является основой для овладения разнообразными жизненно важными двигательными навыками и способствует формированию у школьников устойчивых интересов к систематическим тренировкам в видах легкой атлетики, требующих проявления выносливости. Продолжительный медленный бег, сочетающийся с другими средствами и методами общей и специальной физической подготовки, будет более эффективно развивать у школьников помимо выносливости и другие физические качества — быстроту, силу, гибкость и ловкость.
Для развития моторики на занятиях оздоровительным бегом следует предусмотреть и другие средства физической подготовки. На быстроту положительно влияют общеразвивающие упражнения, выполняемые в быстром темпе: бег на коротких отрезках, подвижные игры. На силу — общеразвивающие упражнения без предметов, с набивными мячами, разновидности лазанья, прыжковые упражнения, висы и упоры, упражнения с сопротивлением партнера, подвижные игры. На гибкость — общеразвивающие упражнения с предметами, упражнения, выполняемые с партнером, упражнения, выполняемые с большой амплитудой. На ловкость — упражнения с большими и малыми мячами, на гимнастической стенке и скамейке, в равновесии, элементы акробатики, метания в цель, подвижные и спортивные игры, упражнения со скакалкой.
Каждый возрастной этап имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации занятий, направленных на развитие того или иного двигательного качества. Примерное процентное соотношение дозировки упражнений, направленных на развитие определенных двигательных способностей и физических качеств в зависимости от возраста, представлено в таблице.
Оптимизация моторной плотности занятий, применение современных форм организации занятий, использование целенаправленных нагрузок на развитие тех или иных качеств в сочетании с бегом и ходьбой значительно увеличат физическую работоспособность детей и подростков, создадут условия для их гармонического развития. При этом следует базироваться на естественных темпах прогрессирования двигательных способностей в различные периоды развития школьника. Прежде всего следует помнить, что они не одинаковы и зависят от биологических закономерностей становления организма на различных возрастных этапах. В значительной мере эти изменения определяются индивидуальными, социальными и экологическими качествами, а также явлениями акселерации и влиянием гипокинезии. Однако ведущая роль в совершенствовании двигательных качеств школьников принадлежит целенаправленным воздействиям физических упражнений. Важнейшим требованием при этом является дифференцирование нагрузок в соответствии с возрастно-половыми и индивидуальными особенностями. Физические качества совершенствуются в результате направленного воздействия путем методических приемов при использовании соответствующих общеразвивающих и специальных упражнений.
Наиболее распространенными в практике подготовки бегунов являются упражнения, приведенные на рисунках. Упражнения распределены по их преимущественному воздействию и направленности. Из числа приведенных упражнений по выбору можно составить комплексы (из 8—10 упражнений) утренней зарядки, подготовительной части урока — разминки, аэробной ритмической гимнастики, а также специальные комплексы, выполняемые в основной части занятия методом круговой тренировки, направленные на совершенствование отстающих в развитии качеств и мышечных групп. Упражнения на рисунке распределены на следующие подгруппы:
I — упр. 1—7 способствуют укреплению мышечных групп рук, плечевого пояса и шеи;
II — упр. 8—16 воздействуют на мышцы туловища;
III — упр. 17—22 — для основных мышечных групп ног;
IV — упр. 23—40 — способствуют подвижности в суставах;
V — упр. 41—46 — для развития гибкости, выполняются с помощью партнера;
VI — упр. 47—56 — специальные силовые с собственным весом;
VII — упр. 57—61 — силовые, выполняемые с партнером;
VIII — упр. 62—73 — для совершенствования силы и скоростно-силовых способностей, выполняются с набивными мячами;
IX — упр. 74—89 — специальные силовые с отягощением (гантели, диски от штанги, мешок с песком, медицинбол);
X — упр. 90—91 — силового характера, выполняемые в изометрическом режиме;
XI — упр. 92—99 направлены на улучшение быстроты движений и развитие скоростносиловых способностей;
XII — упр. 100—107 — для совершенствования техники бега, они же могут выполняться специально для развития быстроты, силы и скоростно-силовых способностей;
XIII — упр. 108—115 — прыжки, многоскоки, различные выпрыгивания и упражнения со скакалкой, направленные на развитие прыгучести и скоростно-силовых способностей.
Все эти упражнения, выполняемые в медленном темпе и продолжительностью более 1 минуты будут способствовать совершенствованию общей или локальной выносливости отдельных мышечных групп. При использовании упражнений необходимо учитывать, что в возрасте 7—10 лет быстрыми темпами развиваются гибкость, быстрота, ловкость. В то же время выносливость и сила находятся на низком уровне. Благодаря морфофункциональным особенностям и состоянию центральной нервной системы школьники этого возраста более расположены к скоростно-силовым упражнениям и упражнениям на быстроту. Упражнения скоростно-силового характера в этом возрасте оказывают комплексное воздействие и эффективно способствуют развитию выносливости и силы.
Отличительной особенностью детей 11—12 лет являются различия в уровне полового созревания мальчиков и девочек, что и оказывает свое влияние на изменение двигательной функции организма. У мальчиков в этот период продолжают активно развиваться гибкость и ловкость. Выносливость и сила остаются на низком уровне, сохраняется расположенность к скоростно-силовым упражнениям. У девочек этого возраста отмечается резкое увеличение показателей выносливости и силы. Хорошими темпами развиваются ловкость и гибкость, особенно позвоночного столба. В то же время замедляется совершенствование быстроты и скоростно-силовых способностей.
В 13—14 лет на развитие двигательной функции подростков существенное влияние оказывает уровень биологической зрелости. У мальчиков в 13 лет происходит увеличение показателей выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств и замедление развития силы и гибкости, а в 14 лет и выносливости. Развитие ловкости достигает значительных величин как у мальчиков, так и у девочек. У девочек с опережающими темпами полового развития снижается прирост выносливости, быстроты и скоростно-силовых показателей. Показатели абсолютной силы продолжают увеличиваться, а относительной — уменьшаться.
Период 15—17 лет отличается еще большими различиями в уровне двигательной подготовленности юношей и девушек. В 15 лет у юношей замедляется прирост силы, ловкости, гибкости и особенно выносливости, а к 16—17 годам, наоборот, наблюдается значительный прирост в развитии основных двигательных качеств за исключением гибкости. Это явление связано с завершением полового созревания у юношей. У девушек этого возраста характерно замедление и даже снижение показателей основных двигательных качеств. Более высокий уровень двигательной подготовленности в это время наблюдается у девушек с запаздывающим половым развитием. Взаимосвязь физических качеств в этом возрасте слабая, каждое из них проявляется как бы обособленно и требует специальных, присущих только ему средств воздействия. Очевидно, в этом возрастном периоде целесообразно физическую подготовку осуществлять более индивидуально, чтобы создать возможность подтянуть слабые стороны физического развития и подготовленности каждого ученика.