Со старшим сыном Алешей мы начали заниматься бегом, когда ему было три года. Сейчас ему одиннадцать, следовательно, наш спортивный стаж — восемь лет. Почему я начал с ним заниматься? В первую очередь потому, что хотелось видеть его здоровым. А кроме того, очень хотелось как можно раньше открыть для него то чувство радости, которое я сам испытывал от выступления в соревнованиях, когда еще активно занимался лыжным спортом.
Наши совместные занятия начались незаметно. Каждый день мы направлялись с ним в детский сад, до которого было примерно 3 км. Ехали на троллейбусе, и от дома до остановки быстро проходили расстояние 400 м. Иногда выходили с опозданием, и приходилось бежать. Стал замечать, что эти пробежки даются Алеше значительно легче, чем я ожидал. Стали бегать уже сознательно, и вскоре почувствовали, что дистанция для нас коротка. Тогда побежали до следующей остановки (примерно 800 м), позднее до третьей (это уже больше километра), и через 2 года, когда ему было 5 лет, мы перестали пользоваться троллейбусом и все 3 км преодолевали бегом-шагом, а то и просто бегом. Вечером повторяли этот путь в обратном направлении. Бегали как бы играя. Алеше это нравилось, и часто он сам предлагал перейти с ходьбы на бег. Во время бега мы все время разговаривали, и по его ответам можно было легко контролировать дыхание. Если ответы становились слегка отрывистыми, темп тут же снижали, но делалось это незаметно для него. Лишь много позднее он научился сам поддерживать темп на пределе «свободного разговора», и только тогда получил разрешение самостоятельно бегать на соревнованиях.
Боясь перегрузить Алешу, я постоянно сдерживал его попытки увеличить скорость, но вскоре понял, что это приносит как раз обратный эффект. Стал позволять ему делать небольшие ускорения, каждый раз проверяя частоту пульса. В спокойном состоянии она у него 70—75 ударов в минуту, при равномерном беге средней интенсивности поднимается до 96—100 ударов, а при ускорениях достигает 120—130. Заметил, что в среднем через 3 мин после ускорения частота уже вновь находится в пределах 100 ударов при простом снижении темпа бега. При резкой остановке частота пульса снижается почти так же, но его субъективные ощущения при этом хуже: дыхание учащается, щеки краснеют, выступает пот. Итак, ускорения я ему разрешаю, но никогда не позволяю после резко останавливаться. Кстати, когда был снят запрет на ускорения, желание ускоряться заметно уменьшилось.
Предвижу вопрос: что же, так весь год и бегали? А если дождь? А зимой? Конечно, при плохой погоде изредка ездили на троллейбусе, а зимой не бегали, но шагом (по возможности быстрым) ходили все время. По выходным дням становились на лыжи и проходили иногда до 15 км. Правда, самостоятельно он проходил 2—3 км, а остальное расстояние шел на буксире, в качестве которого использовались два связанных резиновых бинта. Двигаясь со сравнительно высокой для него скоростью, он привыкал правильно направлять лыжи при поворотах, а на подъемах активно помогал мне, работая палками. Так что нагрузки нам хватало и зимой.
С пятилетнего возраста начали заниматься спортивным ориентированием. Постепенно осваивали чтение карты, работу с компасом, движение по азимуту, учились сличать карту с местностью и другие технические приемы. Продолжаем и сейчас заниматься этим.
Кроме того, мы всегда отдавали должное спортивным играм (футболу, бадминтону, настольному теннису), а дома у нас есть поролоновый коврик, на котором ребята любят кувыркаться, прыгать, делать стойки, мостики и т. д. Таким образом, Алеша хоть и не обладал высокими физическими данными, но рос подвижным, гибким и достаточно ловким.
Шел 1980 г., приближалась Московская олимпиада. В ее честь Калужский облсовет ДСО «Спартак» и клуб любителей бега «Пульс» организовали для всех желающих конкурс под названием «Олимпийская тропа». По условиям конкурса в течение месяца перед олимпиадой по субботам и воскресеньям участники бегут или идут на километраж. Контрольное время — 2 ч. Победители определяются по сумме километров за все дни конкурса. Мы сразу почувствовали, что это как раз то, что нам надо: и соревнование и игра одновременно. В первый день Алеша легко пробежал 10 км. Он был самым маленьким среди взрослых участников, и на него почти сразу обратили внимание. Мнения любителей бега разделились. Одни весело приветствовали его, другие подходили ко мне и убеждали, что в его возрасте так много бегать нельзя.
Так или иначе, но Алеша почувствовал общую доброжелательность. Уважаемые в городе члены КЛВ «Пульс», о которых он раньше только слышал с моих слов, подходили к нему и без тени превосходства, как равному, пожимали руку, поздравляли с успехом. Что это значило для семилетнего мальчика, объяснять по-видимому не требуется. В последующие дни у Алеши появился на тропе друг-соперник 9-летний Витя Орлов, отец которого тоже участвовал в конкурсе. Вдвоем мальчики пробегали уже по 15—16 км, из которых только 3—4 км шли шагом. После каждого дня бега проводил тщательное медицинское обследование сына. По моим наблюдениям, все было нормально, у него жалоб тоже не было. После бега в субботу он за сутки успевал полностью восстановиться и в воскресенье бежал не хуже, а иногда и лучше, чем накануне. Бегал по-прежнему с удовольствием.
Всего Алеша пробежал 128 км за 8 беговых дней. По окончании конкурса он прошел медицинское обследование в Калужском областном врачебно-физкультурном диспансере. Оно подтвердило, что состояние здоровья хорошее: данные анализов, электрокардиограмма, давление крови — в норме, противопоказаний к занятиям бегом нет. С тех пор медосмотры мы проходим регулярно весной и осенью.
В сентябре того же года мы приняли участие еще в одном замечательном соревновании — IV пробеге памяти С. П. Королева в подмосковном Калининграде. Решили для начала вместе пробежать дистанцию 10 км. Тогда-то Алеша впервые почувствовал, что бежать не только интересно, но и трудно. Сначала все шло нормально. С общего старта уходим одними из последних, но постепенно улучшаем свою позицию. На втором километре замечаем невдалеке похожую на нас пару. Как потом узнали — Алексей Лукаш с девятилетним сыном Сергеем. Бегут легко, спокойно. Видно, что бегать привыкли, могут и побыстрее, но отец считает, что быстрее пока не нужно. Несколько километров бежим вместе, но на седьмом километре Алеша начинает уставать. Немного снижаем темп. Лукаши уходят вперед. Алеша начинает злиться, но сил от этого не прибавляется, скорее наоборот. Говорит о желании остановиться и сойти, Я соглашаюсь, но предупреждаю, что через несколько минут он отдохнет и будет очень жалеть, что не добежал до конца. «К тому же, — говорю, — на твоей майке написано «Калуга». Подумают, что калужане такие уж слабаки?» Он задумался и говорит: «Ладно, попробую продержаться». Бежим медленно, постепенно становится легче, вот уже скорость почти прежняя. На финише Алеша ускоряется, я его рывок как бы не замечаю, и он, страшно довольный, обгоняет меня на два шага. Вскоре он мне говорит: «А знаешь, если бы мы сошли, я бы действительно очень пожалел».
Вот так прошли первые четыре года наших занятий бегом, и, как мне кажется, значение этих лет трудно переоценить. Бег стал для Алеши увлечением, дал ему хорошее здоровье и работоспособность, а кроме того явился очень хорошей формой воспитания. Об этом мне хотелось бы сказать подробнее.
Рассказывая о наших первых пробежках, я часто упоминал о том, что мы разговаривали во время бега. Как я понял позднее, разговор на бегу оказался важен не только для контроля дыхания. Еще важнее оказалось то, как сын воспринимал содержание этих разговоров. Говорили о многом, чаще всего приходилось отвечать на его бесконечные «почему?», говорили о жизни, о технике бега (и тут же пробовали применить это на практике), шутя выучили таблицу умножения, азбуку Морзе, научились определять расстояние по числу шагов и многое другое. Любопытно, что на бегу все это постигалось им необыкновенно легко и все это он до сих пор хорошо помнит. Много говорили с ним о честности в спортивной борьбе, об уважении к сопернику, о чувстве команды, о спортивном патриотизме и его примерах. На бегу он особенно остро воспринимал рассказы о том, как в 1954 г. «терпел» на дистанции 50 км лыжник В. Кузин, как в борьбе с К. Чатуэем и Г. Цири проигрывал и все же побеждал В. Куц, как почти без сознания в страшной жаре бежал X. Пярнакиви, как боролись на олимпиадах В. Веденин и В. Капитонов.
Конечно, не обходилось и без обсуждения отрицательных примеров. Я всегда старался узнать его собственное мнение. И вот стал замечать, что, отдавая должное героям спорта, Алеше больше импонируют те спортсмены, которые в трудные для своей команды время оставались до конца верными ей, или те, которые помогали сопернику на дистанции, хотя сами из-за этого проигрывали. Хорошо, думал я, если такие примеры станут для Алеши главными на всю жизнь. Ну а пока приятно уже то, что он думает об этом.
Вообще мне кажется, что в трудной беговой обстановке появляется необыкновенная легкость восприятия и эффективность воздействия слова. Например, одно дело твердить о вреде курения, и совсем другое — сказать об этом тогда, когда дорог каждый глоток воздуха.
Так что, дорогие папы и мамы, подумайте над таким способом внушения нужных мыслей. Я, по крайней мере, почувствовал большое воспитательное значение тех разговоров немного позднее, когда он пошел в школу.
Как у всех, начало учебы вызвало некоторые трудности с режимом дня. Но мальчик довольно быстро привык к новому режиму. Более того, он вдруг проявил интерес еще и к музыке (в семье у нас до него музыкантов не было). Проверили способности, оказалось, кое-что есть. Стал проситься в музыкальную школу. Разрешили готовиться, но с условием, чтобы это не помешало основной учебе. Обещал и слово держит: сейчас в обеих школах учится отлично. Уроки готовит сам, без напоминаний (считаю, что сказались разговоры о честности спортивной борьбы), немного ревниво, но доброжелательно и без зависти относится к успехам товарищей (уважение к сопернику), радуется успехам своего класса и сожалеет при неудачах (чувство команды).
Бегать мы продолжаем, но теперь уже не каждый день. Вместе бегаем примерно 3 раза в неделю. Дистанции от 7 до 15 км. По выходным дням — на «Олимпийскую тропу» или участвуем в каком-нибудь пробеге в Калуге или в области. Теперь уже бегаем раздельно — каждый в свою силу и на свою дистанцию. Алеша пока в соревнованиях больше 10 км не бегал, но на «Олимпийской тропе» уже преодолевал и 30 км. Медицинская проверка после этого снова показала нормальное состояние организма.
Тренировка у нас рассматривается как подготовка к какому-либо конкретному пробегу. Это интереснее, чем тренироваться вообще, без видимой цели. О пробегах мы знаем заранее: из календаря КЛБ «Пульс». Главным стартом года считаем пробег памяти С. П. Королева в Калининграде, где стартовали уже четыре раза. Этот пробег, проводимый КЛБ «Муравей», считаем образцом организации соревнований для любителей бега. Кстати, до сих пор это был единственный пробег, где на дистанции 10 км официально допускались участники в возрасте до 10 лет, и стоило видеть, с каким удовольствием бежали там малыши и как много их там было.
Ну а теперь специально для тех, кто не согласен с таким способом воспитания, приведу результат другого (облегченного) варианта.
Дочь Юля на два года младше Алеши. Ходила в детский сад, расположенный рядом с домом, так что бегать было незачем. Однако в шесть лет и она заявила: «Вы все бегаете, а я?» Стали брать и ее. Конечно, бежать за нами она не могла, но мы ее и не подгоняли. Алеша убегал вперед, возвращался, а мы с Юлей бежали и шли вместе. Стали брать ее на «Олимпийскую тропу», и, оказалось, не зря, В 1981 г. именно ее 105 км (из общих 790) обеспечили победу нашей семейной команде. Но главное не в победах, а в том, что и она полюбила бег. Сейчас, в 9 лет, девочка пробегает без остановки не больше 6 км, но бегом-шагом проходит и до 15 км. Мы с ней не делаем никаких волевых усилий: бежим только в том случае если есть желание. Контроль обычный: по дыханию и пульсу. Бегает один раз среди недели и по выходным дням. В соревнованиях (кроме конкурса) еще не участвовала. Зимой ходит с нами на лыжах. За счет буксировки ходим довольно быстро и много (16—17 км). Воспитанием на бегу я с ней стал заниматься позже только потому, что еще не видел результатов невольного эксперимента с Алешей. Кстати, Юля очень любит бегать со мной именно из-за возможности поговорить. Занимался я с ней меньше, и примерно пропорциональны этому ее школьные успехи. Второй свой учебный год она заканчивала с одной четверкой, и в музыке успехи довольно скромные, зато очень общительна и любит выступать в художественной самодеятельности. Замечаний по поведению нет. Немного рассеяна и нуждается в большем контроле.
Доволен ли я своими детьми? Пока доволен. Они не капризны, редко болеют, охотно помогают в домашних делах, хорошо учатся при минимальном контроле с нашей стороны. И все же забот с ними немало, как и со всеми детьми — недостатков у каждого из них хватает. Будут ли они хорошими спортсменами? Если захотят, то будут. Но этот вопрос пусть решат сами, когда подрастут. Я же хочу вырастить их просто здоровыми, жизнерадостными людьми, любителями бега, лыж и ориентирования. Пусть любят эти виды спорта всю жизнь, и пусть будут счастливы.
Ну а если вы, дорогие родители, решили тоже использовать такой способ воспитания, то позвольте предупредить вас о двух подводных камнях, которые могут вызвать крушение корабля ваших надежд. Первый — родительское тщеславие. При малейших успехах родителям может показаться, что их ребенок способен на большее, и возникает большой соблазн форсировать его подготовку. Ребенка нельзя заставлять бежать быстро. Пусть бежит как хочет, лишь бы хотел. Не нужна слава, нужны здоровье и радость. Второй камень — «медные трубы», испытание славой. Легко получаемые призы и грамоты «самому молодому участнику» или «за участие в...» легко могут вскружить голову юному победителю, и тем болезненней будут переноситься неизбежные в будущем поражения. Сколько таких юных чемпионов не только не стали хорошими спортсменами, но и вообще не остались в спорте. Я считаю, что уже с самого начала нужно учить ребенка объективно оценивать свои достижения и обязательно учить его проигрывать достойно, подобно тому, как в борьбе самбо учат сначала правильно падать, а уж потом всему остальному.
Итак, нужно ли самим родителям заниматься с детьми бегом? Считаю, что нуясно. Вижу это и по своему личному опыту и по наблюдениям за детьми, отцы (а иногда и матери) которых поступают так же. Уверен даже в большем: кроме родителей, это и делать-то некому — спортшколы любят получать подготовленных бегунов, а не новичков.
И последнее. Начиная с детьми «играть в бег», родители получают превосходный стимул для собственных занятий бегом, как произошло, например, со мной.