Олимпийский год, как известно, заметно поднимает общий уровень высоких достижений. Не составил исключения и нынешний сезон. И хотя по вине организаторов Игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе, а точнее вашингтонской администрации, спортсмены стран социалистического содружества не смогли продемонстрировать свое мастерство на олимпийских аренах, сезон от этого не стал менее напряженным. Достаточно сказать, что уже с начала года одно за одним устанавливались высшие мировые достижения, пало немало национальных, европейских и мировых рекордов. И активность советских легкоатлетов в этом была особенно заметна. Только на всесоюзных стартах в Киеве нашими атлетами было установлено три мировых рекорда.
Впрочем, предыдущий год — год первого чемпионата мира в Хельсинки, VIII Спартакиады народов СССР — тоже для наших атлетов сложился удачно. Желание спортсменов стать участниками спартакиадного турнира, успешно выступить на нем, войти в сборную команду страны для участия на мировом первенстве, естественно, подняло общий уровень высокого результата во всех видах легкоатлетического спорта, что в конечном итоге не могло не сказаться и на расстановке мест в списках мировой табели о рангах: 228 советских атлетов вошли в списки 25 лучших мира. Причем в большинстве видов преимущество наших спортсменов было подавляющим. Например, в беге на 800 м у женщин из 25 мест 14 принадлежали нашим спортсменкам, а на дистанции 3000 м и того больше — 16. 14 советских прыгуний в длину по праву заняли высокие места среди сильнейших мира. Хорошее положение сложилось у женщин и в прыжке в высоту, метании диска, толкании ядра, семиборье. У мужчин тоже прогресс по сравнению с прошлыми годами.
Единственное, в чем пока еще заметно отставание наших спортсменов от лучших показателей, — это в беге на средние и длинные дистанции. И последнее. Если по итогам позапрошлого года списки мировой . элиты возглавляли только три советских атлета, то в прошлом сезоне — семь. Словом, и результаты прошлого года, и особенно нынешнего показывают, что наш легкоатлетический спорт вышел на новый уровень и задача теперь состоит в том, чтобы сохранить взятый темп и еще больше укрепить позиции советских легкоатлетов на международной арене.
Для этого в первую очередь необходимо значительно повысить эффективность труда тренеров за счет вооружения их передовой методикой, постоянной заботы об профессиональном уровне их подготовки, создания необходимых условий для качественной работы. У нас же еще тренер зачастую встречает неизжитые междуведомственные барьеры, что значительно снижает работоспособность специалистов, разобщает их в деле, которое, наоборот, требует совместных усилий, одинаковой заинтересованности. Ведь бывает так: базу вроде бы предоставили тренеру, условия создали, а душа у него к работе не лежит. Чувствует он себя на этом стадионе чужим. Ибо он на самом деле здесь «чужой» — из другого общества. И надо сказать, что такие случаи еще нередки.
Да, проявить заботу о специалисте, создать ему необходимые условия для нормальной работы — это далеко не просто выказать любезность: мол, пользуйся нашим стадионом. Конечно, база, особенно хорошая — много значит для тренера. Но еще большую пользу принесет истинная забота и заинтересованность.
Предоставить условия тренеру — это не просто пустить его на стадион, а создать ему прежде всего настрой к работе, обеспечить инвентарем, выделить удобное для работы время, освободить его от посторонних забот.
Да, и от забот. В каких только ролях не приходится видеть сегодня нашего тренера! Он и кирпич для строительства манежа «выбивает», и спортивное оборудование, а отправляясь на соревнования, везет уйму поручений, квитанций, счетов. Он и судья на состязаниях, и представитель команды, и билеты с боем на транспорт достает, и места в гостинице. А ведь его прямая обязанность — тренировать, растить чемпионов и мастеров. И вот тут руководители физкультурных организаций должны повернуться лицом к тренеру, освободить егр от посторонней работы, не использовать его авторитет, любовь к спорту как пробивную силу. Сделать все возможное, дабы ничто постороннее не отвлекало тренера от его прямых обязанностей. И в такой опеке немалую активность должны проявить местные федерации легкой атлетики. Помощь общественного органа в этом плане может быть ощутимой.
У нас сегодня около 18 тыс. тренеров. Каждый из них, готовящий резерв или работающий с новичками, воспитывающий мастеров спорта или «международников», достоин уважения, требует одинакового внимания к себе. Тут нельзя, отдавая почести одному, проявляя внимание к другому, не замечать забот третьего. Каждый тренер, повторяем, и «свой» и «не свой», имеет право на творческий труд, который должен подкрепляться постоянной заботой и вниманием со стороны руководителей физкультурных организаций.
Важнейшим звеном в деле повышения эффективности работы тренеров является неукоснительное ими выполнение своих обязательств. Каждая спортивная организация, как мы знаем, ежегодно планирует подготовку спортсменов массовых и высших разрядов, мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. Эти планы составлены главным образом на основе принятых тренерами обязательств. Всем ясно, что без плана, без его выполнения, без перспективы трудно развивать наш вид спорта. Это с одной стороны. А с другой — вот уже который год физкультурные организации страны не выполняют планов подготовки мастеров спорта и мсмк. В Таджикистане, например, в прошлом году было запланировано подготовить 11 мастеров спорта, тренеры же не воспитали ни одного спортсмена на это звание. Впрочем, удивляться тут не приходится. Складывается впечатление,что в республике никого не заботит проблема тренерских кадров. Вот уже который год в самой большой области республики — Ленинабадской, в сельском обществе «Хосилот» нет ни одного (!) специалиста по легкой атлетике. Ни одного тренера! И это мало беспокоит руководство областного совета общества. Легкая атлетика в таком большом регионе развивается за счет энтузиастов-любителей.
Ни одного мастера спорта не дали легкоатлетическому спорту в прошлом году специалисты Армении, в то время как обязались воспитать 13 спортсменов с этим званием. Одного из запланированных 10 мастеров вырастили в Грузии. Даже москвичи, имеющие лучшую базу в стране, большой отряд высококвалифицированных специалистов, выполнили план подготовки мастеров спорта только на 30 (!) процентов. Почему столь мало эффективна работа тренеров? Думается, от того, что специалисты брали свои обязательства без учета реальных возможностей, не имея крепкого резерва, а руководство плохо контролировало ход выполнения плановых заданий. Не подкрепляло свою заботу действенной помощью. В стороне от насущных проблем оказались и большинство местных федераций, которые должны, обязаны были заботиться о том, чтобы тренерам создали все условия и они к концу года пришли с хорошими показателями. Не позаботились, не проконтролировали и главное не сделали из этого выводов. Почему же, допустим, рабочего, не выполняющего норму, чувствительно бьют по карману, а тренер, не выполнивший свои обязательства, этого пока не ощущает, коллектив предприятия, не справившегося с планом, лишают премии, а для физкультурных организаций такое проходит гладко?
Республиканским спорткомитетам следует уже сейчас более строго контролировать выполнение физкультурными организациями всех запланированных мероприятий, направленных на улучшение условий работы тренера, обеспечить в каждом коллективе действенную и широкую организацию социалистического соревнования, всеми возможными силами и средствами укреплять и развивать инициативу, творческую активность наставников, бороться с пассивностью, безынициативностью и равнодушием. А то бывает так. Один тренер ежегодно дает пополнение в сборные команды, постоянно готовит разрядников, мастеров спорта, растит чемпионов и рекордсменов, а другой давно уже ничего этого не делает. Но труд и того и другого оценивается одинаково. Хотя каждому видно, где работа хорошая, а где ее совсем нет. У нас есть немало возможностей, как отметить активность специалиста: вручить грамоту, присвоить звание заслуженного тренера республики, дать соответствующую категорию. Однако эти меры не всегда могут оперативно отразить истинную картину. Переаттестация тренеров проводится раз в четыре года, звание заслуженного тренера республики порой превращается в «пожизненную пенсию», ибо с получением оного иные тренеры просто-напросто прекращают практическую деятельность. А стимулы за хорошую работу и меры наказания за плохую должны быть гибкими. Скажем, можно влиять в определенной степени на зарплату, выделить специальный поощрительный фонд и платить тренеру в соответствии с выполнением им планов и обязательств. Все это, конечно, необходимо закрепить соответствующим финансовым документом, внести в условия социалистического соревнования. Такими мерами можно у тренера повысить не только серьезность отношения к составлению своих обязательств, но и ответственность за их выполнение.
Особого разговора заслуживает работа тренеров с резервом. За последние годы наши юные атлеты значительно подняли уровень своего мастерства. Об этом говорят и итоги матчевых встреч со сверстниками из ГДР, первенства страны, особенно последнего чемпионата Европы среди юниоров. Научились наши тренеры, работающие с главным резервом, подводить своих воспитанников к основным стартам сезона в наилучшей форме. К примеру, на юниорском чемпионате континента в прошлом году более 50 процентов участников сборной команды СССР показали свои личные достижения. Однако, если работа на высшем мастерстве поставлена более или менее хорошо, то в среднем звене пока еще сбои. И особенно в тех видах, где и во взрослой легкой атлетике издержки очевидны, — в спринте, в беге на средние и длинные дистанции, стипльчезе.
Тут больше всего претензий нужно адресовать тренерам детских спортивных школ, их руководителям. Первые зачастую стараются идти по пути наименьшего сопротивления, форсируя подготовку своих учеников, вторые слабо контролируют подготовку молодых спортсменов, пассивно относятся к разработке методических, педагогических принципов в работе тренера, не вникают в суть тренировочного процесса, стоят в стороне от насущных вопросов наставников, больше полагаясь на их знания и опыт. Такое отношение в целом ослабляет наш резерв, а это соответственно сказывается на высшем мастерстве. И не случайно еще мал пока процент перехода юниоров во взрослые сборные команды страны, республик и советов ДСО.
Качество резерва, мастерство юных спортсменов во многом предопределены квалификацией специалистов. Вооруженный современной методикой, использующий передовой опыт своих коллег, тренер всегда будет работать на перспективу, а не на сиюминутный результат. Однако, как показывает жизнь, нынешние теоретические и практические познания тренеров еще далеки от современного уровня, еще слабо поставлена работа на местах по профессиональной учебе, мало еще думают о постоянном своем совершенствовании, сами специалисты.
Руководителям спортивных организаций необходимо в корне менять свое отношение к проведению тренерской учебы, постоянно заботиться о повышении знаний и квалификации тренеров, активно участвовать в их профессиональном росте.
Как преодолеть пассивность, стремление работать по старинке, использовать все новое в своей деятельности, учиться у ведущих тренеров, брать на вооружение передовое — методику, принципы и опыт работы, равняться на лучшие коллективы? Нужно просто к делу относиться ответственно. И нельзя вовсе оправдывать тех, кто не хочет считаться с изменившимися условиями, с новыми требованиями жизни. Вот почему каждому руководителю ДСО и ведомства, спорткомитету, коллективу физкультуры необходимо всячески формировать у тренера новый тип методического мышления, нацеленного на инициативу, повышение ответственности, творческий поиск путей, ведущих к наилучшему конечному результату. В итоге мы повысим эффективность работы каждого тренера, целых коллективов, а значит, еще крепче будут позиции нашего легкоатлетического спорта.