Общеизвестно, что подготовка юных и взрослых высококвалифицированных спортсменов значительно отличается как по своим задачам, так и по организации учебно-тренировочного процесса. В то же время сложившиеся общие принципы построения тренировки не в полной мере отвечают специфике подготовки юных спортсменов.
Анализ литературных данных показал, что в теории и методике спортивной тренировки есть несколько точек зрения на распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных спортсменов. Одна группа авторов выдвигает принцип волнообразного распределения тренировочной нагрузки, рекомендует постепенное (плавное) повышение и снижение ее в «волнах» за определенные периоды тренировки (Л. Матвеев, 1964, 1977; М. Шолих, 1966; Н. Озолин, 1970, и др.). По данным исследований Л. Матвеева (1964) и В. Филина (1970), «волна» объема нагрузок в соревновательном периоде должна быть ниже соответствующей «волны» в подготовительном приблизительно на 10—15 % по отношению к максимальному объему.
Другая концепция — резкого колебания, чередования различных (малых, средних, больших) нагрузок и их параметров на отдельных занятиях и в недельных, месячных циклах тренировки — отражена в ряде работ как спортивного, так и медико-биологического характера (В. Горкин, 1951; Н. Яковлев, 1971; А. Воробьев, 1971, 1972; А. Ермаков, 1974, и др.).
Третья точка зрения — концентрированное распределение тренировочных нагрузок одной преимущественной направленности на протяжении 2—2,5 месяца (Ю. Верхошанский, 1978, 1979). Автор рекомендует в тренировке высококвалифицированных спортсменов разводить во времени объемные нагрузки силовой и технической направленности.
Диаметрально противоположную точку зрения на распределение нагрузок силовой и технической направленности имеет А. Бондарчук (1976, 1979). Положительные успехи в подготовке спортсменов в метании молота были достигнуты при равномерном распределении тренировочных нагрузок силовой и технической направленности как в подготовительном, так и в соревновательном периоде. Рекомендации А. Бондарчука по вопросам планирования тренировочных нагрузок и периодизации были внедрены в подготовку сборной команды СССР к Олимпийским играм 1980 г.
Большое распространение в практике подготовки спортсменов — представителей различных видов спорта получило построение годичного цикла по принципу маятника (Д. Аросьев, 1975, 1979). Не отрицая того, что тренировка должна быть волнообразной, вариативной и цикличной, автор предлагает конкретный вариант изменения волн и циклов — изменение степени специализированности. Относительно высокая и низкая специализированность должна равномерно, ритмично чередоваться в циклах подготовки.
Отсутствие аналогичных рекомендаций применительно к юным спортсменам предопределило направление исследований, задачей которых являлось обоснование теоретико- методических подходов построения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики (на примере метаний).
На основе теоретического обобщения литературных данных, опыта передовой спортивной практики и материалов собственных экспериментальных исследований были сформулированы методические установки, являющиеся отправными для распределения тренировочных нагрузок юных метателей.
В скоростно-силовых видах спорта целесообразно придерживаться сдвоенного микроцикла тренировочного процесса (Л. Матвеев, 1977). Годичный цикл делится на два больших полуцикла: осенне-зимний (5 месяцев) и весеннелетний (6 месяцев), а после них один месяц отводится переходному периоду. Каждый из больших полугодичных циклов, в свою очередь, состоит из подготовительного и соревновательного периодов, разделенных на этапы.
При таком варианте построения круглогодичной тренировки большие по объему тренировочные нагрузки должны планироваться перед всеми соревновательными периодами. В зависимости от календаря соревнований применение максимальных объемов следует планировать на январь, апрель и июль, то есть перед зимними, весенними и летними соревнованиями. Такое построение тренировочных нагрузок обусловлено тем, что пика формы, как установлено в наших исследованиях, юные спортсмены достигают через 3—3,5 месяца с момента начала регулярных занятий. Таким образом, в течение года они имеют возможность трижды демонстрировать высокие для своего возраста и уровня подготовленности спортивные результаты. В связи с этим средства и распределение объема тренировочных нагрузок каждые три месяца должны меняться.
Установка на волнообразное распределение количественных показателей нагрузки разной преимущественной направленности. На основе обобщения передового спортивного опыта было выявлено, что у большинства спортсменов объем нагрузки в месячных циклах колеблется от 4 до 13 % от общего годового объема. В связи с этим за признак волнообразного увеличения нагрузки были приняты показатели в диапазоне от 4—5 до 13 %. Если 100 % годовой объем нагрузки разделить на 11 месяцев, то 9,1 % можно считать средним объемом нагрузки в месячном цикле подготовки. Нижняя граница, с которой начинается отсчет нагрузки, равная 4—5 г0 от годового объема, будет характеризовать малый объем, а верхняя граница, равная 13 % от годового объема, — максимальный. Нагрузки в месячном цикле выше 13 % можно считать нагрузками концентрированного увеличения.
Предложенный Ю. Верхошанским для квалифицированных спортсменов принцип концентрации нагрузок (объем нагрузки увеличивается на 9 % по Отношению к среднемесячной величине) для юных метателей неприемлем, и не только из-за малой его эффективности, но из-за опасности перегрузки систем организма и травматизации опорно-двигательного аппарата при применении длительных нагрузок силовой направленности.
По данным наших исследований, длительные силовые нагрузки отрицательно сказываются на состоянии сердечно-сосудистой системы юных метателей. Артериальное давление спортсменов повышается до 130—150 мм ртутного столба и удерживается в течение всего периода применения концентрированных силовых нагрузок. Кроме того, подъем тяжестей большого веса сопровождается компрессионным воздействием на опорно-двигательный аппарат, и особенно на позвоночник, вызывающим деструктивные его изменения. После подъема предельного веса рост атлета уменьшается на 2—3 см вследствие компрессорного воздействия тяжести на опорно-двигательный аппарат, и особенно на позвоночник, восстановление роста происходит через 3—5 мин отдыха (А. Воробьев). Неадекватное применение больших нагрузок приводит к травматизации суставов, к сдавливанию межпозвоночных дисков, к задержке роста тела в длину (А. Кураченков, Р. Мотылянская, М. Казаков).
И еще немаловажный фактор, свидетельствующий не в пользу концентрированных силовых нагрузок. Концентрированное распределение нагрузок приводит к адаптации организма юных спортсменов к повышенным нагрузкам. Разница в объеме тренировочных нагрузок при волнообразном и концентрированном распределении достигает значительных величин. На примере метателей разница в силовой подготовке в одном занятии составляет 5—6 тонн, а в недельном цикле — 14—15 тонн. Преждевременный выход спортсменов на повышенные объемы тренировочных нагрузок нередко приводит к перенапряжению, перетренированности, травмам, что ведет к вынужденному уходу молодых спортсменов из спорта.
Установка на опережающую направленность технической подготовки. Большие по объему тренировочные нагрузки, направленные на совершенствование техники основного спортивного упражнения, должны выполняться в подготовительном периоде, а большие по объему нагрузки, направленные на развитие максимальной мышечной силы,— в конце подготовительного, начале соревновательного периодов. Тренировка с увеличивающимися весами отягощений как средство повышения силы и использование приобретенной силы в основном движении — разные компоненты спортивного совершенствования (С. Сазонов, 1973). Для эффективного использования общей силы в структуре движения необходима специфическая нейромышечная координация. Чем выше степень специфичности, тем быстрее произойдет утилизация добавочной силы в основном движении. Вот почему подготовительный период необходимо посвящать работе над совершенствованием техники движений. Такое распределение позволяет лучше реализовать принцип постоянного развития силовых качеств в технике движений. На этом основано положение о необходимости улучшения личных достижений в одном из силовых упражнений на этапе подготовки к ответственным соревнованиям (О. Григалка, 1974; Л. Иванова, 1977).
Опыт зарубежных спортсменов Э. Фейербаха, М. Уилкинса, Л. Данека, Р. Бруха показывает, что когда большая тренировочная нагрузка силовой направленности совмещается с большим количеством летних соревнований (35—40), то спортсмены высокой квалификации могут достаточно длительно демонстрировать свое мастерство. По данным Л. Ивановой (1977), советские спортсмены за сезон, как правило, имеют 18—22 старта. Относительно невысокие объемы соревновательной и тренировочной нагрузки в летний период неизменно приводят к снижению темпов развития спортивной формы и нивелированию значения работы, проделанной в подготовительном периоде. Эволюция методики подготовки в зимний период в настоящее время продолжается в сторону увеличения объемов нагрузки технического характера.
Методические принципы распределения тренировочных нагрузок были апробированы в экспериментальных исследованиях. Педагогический эксперимент проводился на двух группах спортсменов-метателей I и 11 разрядов, в первой из которых тренировочные нагрузки распределялись традиционно, т. е. в подготовительном периоде преимущественное внимание уделялось развитию мышечной силы, в соревновательном — совершенствованию техники движений, а во второй, наоборот, — в подготовительном периоде преимущественное внимание уделялось совершенствованию техники движений, в соревновательном — развитию мышечной силы. В первой группе к началу соревновательного периода достигнутый уровень максимальных силовых качеств начал снижаться, т. е. к тому времени, когда спортсмены начали входить в состояние спортивной формы в основном соревновательном упражнении. Во второй группе, наоборот, максимальные значения показателей силовой, скоростно-силовой и технической подготовленности были достигнуты в соревновательном периоде.
На основе экспериментальных исследований и теоретических данных была построена рациональная структура тренировочных нагрузок и динамика физической подготовленности юных метателей при выполнении I спортивного разряда (рис. 1 и 2, таблица).
Из графиков видно, что годичный цикл имеет «трехгорбовое» построение с большим объемом нагрузок в январе, апреле и июле, т. е. перед зимними, весенними соревнованиями и в середине летнего соревновательного периода. В зависимости от календаря соревнований большие по объему тренировочные нагрузки могут сдвигаться, но не более чем за месяц до основных соревнований.
Характер и величина нагрузки в месячных циклах отражают смысловую направленность тренировочного процесса. В нашем варианте характерно «скоростное» начало тренировочного года. С ноября по январь объем спринтерского бега удерживается на уровне максимальных показателей. В этот же период достигает предельных и околопредельных величин объем специальной работы с облегченными снарядами. На рисунке также четко видна опережающая направленность в подготовительном периоде средств технической, а в соревновательном периоде — средств силовой подготовки. В практике подготовки метателей традиционно применяется иной вариант: почти весь подготовительный период спортсмены занимаются силовой подготовкой, а в соревновательном периоде — технической. В нашем варианте силовая нагрузка почти до конца подготовительного периода носит умеренный характер, т. е. применяются средние веса отягощений. Силовая нагрузка является необходимым фоном, на котором выполняются значительные объемы нагрузок, направленные на совершенствование техники метаний.
На графиках приведены средние данные, характеризующие тенденции в динамике силовых и скоростно-силовых качеств спортсменов в условиях тренировки. Увеличение объема тренировочных нагрузок приводит к некоторому снижению уровня физической подготовленности, а затем происходит интенсивное восстановление и сверхвосстановление. Более всего подвержены изменению под влиянием повышенных нагрузок скоростно-силовые качества и быстрота движений. Физическая подготовленность юных спортсменов через 2—2,5 месяца восстанавливается до лучших показателей предыдущего года, и к моменту весенних соревнований спортсмен выходит на новый уровень физической подготовленности. В течение годичного цикла прирост результатов в контрольных упражнениях скоростно-силового характера колеблется в пределах от 8 до 10 %, в силовых — от 12 до 16 %, а в быстроте движений — от 4 до 5—6 % по отношению к лучшим результатам предыдущего года.
Таким образом, разработанная нами структура распределения тренировочных нагрузок и средств подготовки юных метателей в годичном цикле способствует не только удержанию достигнутого уровня физических качеств в соревновательном периоде, но и создает условия для дальнейшего их прироста, что выражается в стабильности результатов в летнем соревновательном периоде.