В обычной трудовой, бытовой и спортивной деятельности человека функции правой и левой руки строго разграничены с явным правосторонним уклоном. Движения, выполняемые ногами при ходьбе, беге, езде на велосипеде и т. п., в основном носят симметричный характер и не являются причиной возникновения двигательной асимметрии. Однако наблюдения на соревнованиях и данные научных исследований (Е. Ильин, 1964; Г. Доля, 1973) показывают, что около 80 % прыгунов в высоту в качестве толчковой используют левую ногу.
Проанализировав кинограммы и фотоснимки ведущих советских и зарубежных легкоатлетов, а также с помощью наблюдений на соревнованиях различного масштаба, мы получили данные, характеризующие двигательную асимметрию в других видах легкой атлетики, где функции ног также подразделяются на толчковую и маховую. Оказалось, что левая нога используется в качестве толчковой во всех видах легкой атлетики. Наиболее часто эта нога является толчковой в прыжке в высоту (81,3 %), затем при низком старте в спринте (62,2 %). В тройном прыжке, прыжке в длину и барьерном беге использование левой ноги в качестве толчковой наблюдается немногим более чем в половине случаев (56, 52,8, 51,6 % соответственно).
Каковы причины выбора толчковой ноги и какую ногу (толчковую или маховую) следует считать ведущей? Результаты пятикратного скачка на правой и левой ноге показали, что по уровню развития физических качеств правая и левая нога практически не отличаются друг от друга. У женщин средний результат на правой ноге — 10,0(±0,14), на левой — 9,95(±0,17), у мужчин на правой — 12,64(±0,9), на левой — 12,65(±0,2). Таким образом, по силовой подготовке (в данном случае прыгучести) правая и левая нога функционально равнозначны.
Координационная подготовка правой и левой ноги, определяемая путем выполнения одиннадцатиметрового удара по воротам в футболе, оказалась лучше у правой ноги (93 % обследованных били по воротам правой ногой). Отсюда можно заключить, что и в работе нижних конечностей проявляется правосторонняя асимметрия. А факт преимущественного использования левой ноги в качестве толчковой можно объяснить тем, что «ведущей» ногой в прыжках и других видах легкой атлетики будет не толчковая, а маховая нога.
Нам представляется, что выбор толчковой ноги в прыжках и других видах легкой атлетики — явление чисто случайное и зависит от элемента подражания учителю физкультуры, тренеру или своим товарищам на первых порах обучения либо зависит от запаса двигательных навыков, полученных в повседневной жизни. В частности, студенты, изучающие многие виды легкой атлетики на учебных занятиях факультета физического воспитания, но специализирующиеся в других видах спорта, не всегда в качестве толчковой используют одну и ту же ногу. Так, если в прыжке в высоту левой ногой отталкивались 77,5 % студентов из группы обследованных, то в прыжке в длину — только 55,2 %, в тройном прыжке — 56,1, в барьерном беге — 52,5, при низком старте — 66,7 %.
Навык использования какой-либо одной ноги в качестве толчковой очень неустойчив и легко поддается перестройке.
Симметричное развитие правой и левой ноги особенно важно для барьеристов на 400 м в связи с переходом сильнейших на 14-шажный ритм бега между препятствиями, а также многоборцев, испытывающих чрезвычайно большие нагрузки. В распределении работы между правой и левой ногой имеются некоторые резервы для улучшения результатов в этом сложном виде.
Для практики спорта представляет интерес закономерность переноса двигательных качеств при выполнении упражнений на одной ноге. Эксперимент со спортсменами-прыгуна-ми, выполнявшими ежедневно приседания на одной ноге в течение месяца, показал, что прирост в количестве приседаний произошел не только на тренируемой ноге, но в такой же мере на нетренируемой. Подобные результаты получены Е. Ильиным (1958) при сжимании кистью руки резинового мячика. После прекращения тренировок в первую неделю наблюдается явление последействия и продолжается прирост в количестве приседаний как на тренируемой, так и на нетренируемой ноге. В последующие две недели количество приседаний удерживается на достигнутом уровне с некоторой тенденцией к спаду. Через месяц после прекращения тренировок количество приседаний пришло почти к исходному уровню как на тренируемой, так и на нетренируемой ноге. Интересно отметить, что лучшие результаты за все годы тренировок в прыжке в высоту спортсмены показали в то время, когда имели лучшие показатели по количеству приседаний.
Факт переноса двигательных качеств с одной ноги на другую при тренировке одной из них и удержание достигнутого уровня в течение 4—5 недель имеют большое практическое значение и могут быть использованы в тренировке не только прыгунов в высоту, но и представителей других видов легкой атлетики.