Обратная связь — это непрерывно действующее замкнутое кольцо процессов, в котором управляющая система обеспечивает действие управляемого объекта и, воспринимая от него информацию о фактических параметрах этого действия, контролирует его, держит в требуемых рамках и вносит, если надо, соответствующие поправки. Подобным образом следует понимать обратную связь и в педагогической практике: как взаимодействие между выполняемым заданием или упражнением и обратной подачей ученику информации от его органов и систем, от внешней среды, специальных контрольных аппаратов и устройств, от педагога. Отражаясь в сознании спортсмена, вся эта информация позволяет ему определить, насколько правильно выполняется действие, и соответственно этому подать сигналы для его корректировки.
Любое произвольное движение, даже самое элементарное, обязательно основывается на субъективных оценках информации, поступающей от двигательных анализаторов. Роль точности этих оценок возрастает по мере усложнения движений и условий их выполнения. Новичок в спорте обычно не может еще точно оценивать свои ощущения, но по мере накопления опыта и, главное, при постоянном сопоставлении субъективных оценок с объективными показателями спортсмен приобретает умение очень тонко чувствовать и понимать весь спектр своих ощущений.
Первоочередная задача на занятиях с начинающими легкоатлетами — создать и укрепить у них правильное представление о движении, для чего тренер использует объяснения, показ техники и другие методы. Овладеть умением субъективно оценивать выполненное движение по своим ощущениям помогает ряд приемов.
В целостном упражнении тренер обращает внимание атлета на одну (обычно ведущую) деталь (например, на мах ногой, величину амплитуды, угол отталкивания, длину шага, момент наибольшего усилия и др.), переносит внимание спортсмена с одного элемента техники на другой (например, в прыжке в длину с разбега заставляет ученика сначала выполнить стремительный толчок, а затем сосредоточить внимание на вылете в «шаге»). Необходимо также выполнять общеразвивающие и специальные упражнения с быстрой сменой нагрузки при одинаковой координации движений (например, перебрасывание в группе по кругу набивных мячей разного объема и веса, скачки на одной ноге с различными отягощениями и без них, поднимание тяжестей). Следует использовать ходьбу, бег, прыжки и метания с различной интенсивностью и амплитудой, но в зоне двигательного навыка, а также упражнения, выполняемые по разметкам (например, в тройном прыжке — «скачок», «шаг», «прыжок»), по указателям амплитуды (мах ногой к платку, подвешенному на рейке), по пространственно-координационным ориентирам (например, используя рейку над барьером, вынуждающую ученика создавать требуемый наклон в «атаке»).
Помогает и выполнение отдельных элементов и целостной техники движения с помощью специальных устройств, направляющих движения по необходимым координационным рельсам (например, выталкивание с места не ядра, а деревянной болванки через наклонно закрепленную трубу или в прыжке с шестом переход из виса в упор на специальном тренажере).
При обучении важную роль играет зрительный контроль спортсмена за своими движениями и внешними условиями. Это позволяет более правильно судить о выполняемых движениях и одновременно улучшает способность субъективно оценивать свои действия (например, выполнение техники движений перед зеркалом). В отдельных же случаях целесообразно снимать зрительный контроль. Конечно, при этом ухудшаются условия выполнения упражнения, но зато обостряются кинестезические ощущения, что позволяет атлету более точно осуществить мышечную координацию и при проявлении максимальных усилий не допускать излишних мышечных напряжений. В частности, для овладения свободным выполнением движения доказана высокая эффективность выключения зрения на 3—5 шагов в спринте, на 2—3 предпоследних шага перед отталкиванием в прыжке в длину, на мгновение при повороте в метании диска.
В воспитании способности бежать, прыгать, метать свободно, без излишних напряжений очень хорошо помогает сравнение комплекса ощущений от выполнения упражнения в двух режимах — максимальном и близком к нему. Например, спринтеру предлагается пробежать на время 30 м со старта (разумеется, после соответствующей разминки) свободно, без напряжения, но с усилием в 85—90 % от предела. Зафиксированное время не сообщается атлету. Затем бег повторяется, но с заданием пробежать изо всех сил, с максимальной скоростью. После этого спортсмену сообщают показанные результаты. Как правило, время, зафиксированное в первом случае, бывает лучше.
В подобных опытах (бег с ходу на участке в 5—10 м после финиша в коротком спринте, бег по наклонной — 2— 3° дорожке и др.) объективные показатели скорости бега позволяют атлету органически слить их со своими ощущениями и убедиться в более высокой эффективности свободы и раскрепощенности движений, научиться проявлять максимальные усилия без излишних напряжений.
Аналогично совершенствуется способность атлетов в более эффективном выполнении метания или прыжка. Надо лишь, чтобы спортсмены при сравнении показанных результатов обращали особое внимание на характер своих ощущений в разных попытках.
Очень эффективен прием, при котором используются отличия в ощущениях, возникающих при выполнении упражнения в обычных условиях и облегченных, позволяющих достичь сверхре-кордного результата. Наиболее яркий пример этому тренировка спринтера в скоростном беге с помощью тяги от электролебедки. В исследованиях было показано, что атлет, пробежавший с помощью тяги 3X50 м каждый раз на 0,5 с быстрее своего рекорда, после краткого отдыха пробегает эту же дистанцию в обычных условиях на 0,2—0,3 с лучше личного рекорда. Подобная тренировка в течение ряда недель, сочетающая бег в обычных и облегченных условиях с обязательной информацией о показанных результатах, стабилизирует новый уровень скорости. Применение тяги электролебедки эффективно также в прыжке в длину и тройном. Указанный принцип используется и в метаниях. Для этого прибегают к броскам облегченных снарядов.
Помогают спортсменам и ощущения, полученные при выполнении упражнений в более тяжелых условиях. Атлет, метающий снаряд утяжеленного веса или прыгающий в высоту с отягощением, делает все для повышенного проявления мощности в скоростно-силовых качествах, а после 3—5 таких попыток, выполняя упражнение в обычных условиях и опираясь на только что прочувствованные ощущения, выходит на новый, рекордный рубеж скорости.
Аналогично этому используются бег и разбеги в горку, прыжок тройной на более мягкой почве и др. Кстати сказать, эффективность ряда специальных упражнений с отягощениями и на тренажерах в значительной мере основана на контрасте ощущений. Напомню, что такой контраст в ощущениях надо сопровождать объективной информацией о скорости бега, высоте и дальности прыжка, результатах в метаниях, проявлении силы и быстроты в отдельных движениях.
Весьма эффективна срочная информация при обучении технике легкоатлетических упражнений и совершенствовании. Срочные показатели неточности движений, полученные с помощью видеомагнитофонов, кинопроекции, развернутой кино-граммы на одном фотоснимке, ритмописца и др., позволяют атлету увидеть, осмыслить свои ошибки и сделать соответствующие корректировки.
Надо подчеркнуть важную роль совершенствования техники соответственно индивидуальным особенностям атлетов, в первую очередь добиваясь экономизации и эффективности движений. Скороходам и бегунам, особенно на дистанции 400 м и более, не затрачивать лишней энергии — значит, при том же уровне тренированности достичь лучшего результата. Простой способ найти этим спортсменам более экономичную и эффективную технику — повторно проходить один и тот же отрезок дистанции с изменениями в движениях, но обязательно с одинаковой (по их мнению) интенсивностью. Фиксация времени (желательно по электронному хронометру) и субъективные оценки атлетов (легче, свободнее, немного труднее и др.) позволят быстрее найти более или менее оптимальный вариант движения.
Более точное сравнение вариантов техники при внесенных в них тех или иных изменениях (чуть шире шаг, акцент на проталкивании в беге, большее использование работы стопой, более высокий подъем бедра, изменение наклона туловища, лучшее расслабление и др.) достигается при ходьбе и беге на тредбане. На одной и той же скорости продвижения бегущей дорожки легко определить по установленному ориентиру, при каком варианте спортсмен отстает, а при каком уходит вперед. Главная трудность все та же, чтобы спортсмен во всех вариантах проявлял относительно одинаковые усилия, не вносил дополнительных напряжений.
Известно, что выполнение любых упражнений обусловлено деятельностью центральной нервной системы и особенно коры головного мозга. Разумеется, не вся многосторонняя информация отражается в сознании. Такие процессы, как деятельность внутренних органов и систем, их координация и обеспечение определенного состояния, физиологические, морфологические и биохимические изменения, и многие другие происходят без участия сознания. Здесь действует подсознательная биологическая обратная связь. Однако связанная с ней информация в случае необходимости может отразиться в сознании. Пример тому боль, возникшая в любой точке организма и тотчас же осознаваемая. Также может отразиться в сознании любая информация, поступающая в кору головного мозга от того или иного внутреннего органа или системы, если она выражена в заметных ощущениях или в конкретных величинах, показывающих состояние и изменение функций этого органа или системы. Например, у стайеров — уровень молочной кислоты в крови, кровяное давление, частота сердечных сокращений, температура тела; у прыгунов и метателей — сила и скорость сокращений ведущих мышечных групп, степень расслабления их, время опорных реакций и др.
Можно думать, что информация, осознаваемая в виде конкретных показателей и величин, создает более специализированное протекание процессов в организме, стимулируя более глубокие воздействия на органы и системы и соответственно усиливая изменения в них. В этом случае как бы складывается в одно целое информация, идущая помимо сознания от органов и систем организма, и конкретная информация, получаемая при помощи объективных методик. В осознанном использовании биологической обратной связи через мысленное повторение, самовнушение, восприятие спортсменом конкретной информации о внутренних процессах и их параметрах открываются большие возможности для улучшения спортивной подготовленности.
В достижении высокого результата трудно переоценить роль максимализации движений спринтера, барьериста, прыгуна и метателя. Здесь рациональная форма движений должна наполниться очень высокими физическими усилиями и волевыми проявлениями. В наибольшей мере это достигается при выполнении соревновательного упражнения или упрощенного его варианта при стремлении достичь максимального результата. Эффективность соревновательного упражнения будет значительно больше, если после его выполнения спортсмен сразу же узнает не только достигнутый результат, но и конкретные кинематические и динамические параметры основных движений, показатели тех внутренних процессов, которые могут дать дополнительную информацию. Например, для метателя молота — это время каждого поворота и характер опорных фаз в них, кривая волнообразности траектории снаряда, величина центробежного натяжения молота, мышечная сила, проявляемые в отдельных движениях. Такая целостная информационная картина, безотлагательно анализируемая и осознаваемая спортсменом, вооружает его ясной перспективой для повторных попыток. При этом большую роль могут играть мысли, обращенные на параметры прогнозируемой модели рекордного достижения, убежденность атлета в своих потенциальных возможностях и реальное улучшение измеряемых показателей спортивного упражнения.
Весьма важное значение для совершенствования способности спортсмена управлять своими движениями и функциональными возможностями, вкладывать в упражнения требуемые усилия, раскрывать свои резервы имеет выполнение тренировочных и соревновательных упражнений в заданных режимах. Очень полезно, например, повторно выполнять упражнения с целью достижения заранее указанных результатов — от самого малого до максимального (пробегать 5X60 м за 8,1—7,8—7,2—7,0—6,8 с, делать прыжки в длину на заданные результаты, метать снаряд на указанные расстояния). После выполнения каждого задания спортсмен называет результат, исходя из своих ощущений, и только после узнает от тренера фактический результат. Одновременно у спортсмена формируется согласованность между усилиями, ощущениями и конкретным результатом, что создает мощную основу для реализации адаптационных процессов на более высоком уровне.
Подобным образом бегуны на средние и длинные дистанции воспитывают у себя чувство темпа. Заданные режимы работы применяются и в специальных упражнениях, в том числе метании в цель, при овладении вариантами ритма различной скорости и направлений разбегов, при выполнении силовых упражнений и др.
На современном этапе возрастания достижений легкоатлетов их успех будет все более связываться с объективной информацией, особенно срочной. Для получения ее используются разные средства. В первую очередь скажу о секундомере и рулетке, которые сыграли существенную роль в развитии легкой атлетики и так необходимы и сегодня. Кроме обычного желателен секундомер 3- или 6-секундный, позволяющий относительно точно фиксировать скорость бега на отрезке в 5 м, время преодоления одного барьера, быстроту скачка и поворотов в метаниях, оценивать варианты элементов и целостной техники, осуществлять звуколидирование и др. Измерительная лента в сочетании с секундомером позволяет определить время выполнения и результат упражнения в целом и по частям, получить средние величины длины и частоты шагов в спринте, выявить ритм в барьерном беге и т. д. Еще эффективнее электрохронометр или электронный секундомер, включающиеся и останавливающиеся автоматически контактными устройствами на пути движения спортсмена.
Напомню также о самодельном приборе — альтиометре В. М. Абалакова. Измеряя высоту прыжка с места, отталкиваясь двумя ногами, одной ногой с помощью взмаха рук и без взмаха, можно измерить не только прыгучесть (очень важный компонент подготовленности любого легкоатлета), но и получить более полную ее характеристику. Для этого прыжок выполняется с разными отягощениями, с на-прыгивания, с взмахом гантелями, с тягой вверх, со шнуром амортизатора или с градуированным противовесом. Интересные данные можно получить в этих измерениях при отталкивании с твердой, мягкой и эластичной опоры. Надо сказать и о спидографе В. М. Абалакова, который позволяет немедленно получать график изменения горизонтальной скорости в м/с при выходе со старта, в спринте, разбегах, прыжках в длину и тройным, специальных упражнениях.
Просты и удобны динамометры — кистевой и становой, позволяющие измерять силу мышц отдельных мышечных групп и судить о ее уровне, взаимоотношении массы и силы, способности создавать максимальные напряжения.
Спортивная наука располагает многими средствами обеспечения атлетов разносторонней срочной информацией. Тренеры и спортсмены могут узнать о этих средствах и методике их применения в журнале «Теория и практика физической культуры».
Особо большой интерес представляет мини-ЭВМ, воспринимающая кинематику и динамику движений спортсмена в целом и по частям, перерабатывающая полученную информацию в доли секунды и сразу же выдающая результаты: отклонения от оптимума, рекомендации (графические, текстовые и др.) по исправлению движений соответственно модельному эталону и индивидуальным особенностям. Достижения последних лет в микроэлектронике уже сегодня начали занимать прочные позиции в тренерской работе.
В заключение надо сказать о требованиях к тренеру, который организует и обеспечивает срочную объективную информацию о параметрах подготовленности своих подопечных. Воспитание активности и сознательности — тоже задача тренера. Получаемые конкретные величины компонентов не должны своим обилием загромождать сознание спортсмена. Здесь, как и в любом педагогическом процессе, при сообщении полученной информации надо руководствоваться правилами: последовательность во всем; от простого к сложному; от главного к второстепенному. При использовании информативных средств надо умело ставить учеников в условия, при которых полученная объективная информация совмещается с их ощущениями, с их мыслями и целевой направленностью.
Функция обратной связи взаимодействует с запоминанием ощущений и их оценок, а также объективных показателей. Полученная спортсменом информация во время выполнения упражнения и после него остается еще некоторое время в памяти. В разных случаях это время неодинаково, но тем более важно анализировать выполненное сразу же по свежим следам. Основное из запомнившегося желательно тут же записать в дневнике, а лучше на портативном магнитофоне. Позднее эти записи позволят продолжать анализ и прогнозировать следующие занятия.
Н. Озолин, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.