С освоением прыгунами стиля «фосбери-флоп» заметно возросла конкуренция в прыжковом секторе, повысились требования к надежности технических действий спортсмена в экстремальных условиях и соответственно весомей стала цена ошибки, неудачной попытки. В этой связи, очевидно, целесообразно, опираясь на научные данные, сделать анализ наиболее типичных ошибок, раскрыть механизмы их возникновения и показать, какие методические пути ведут к их устранению.
Разбег
Чаще всего ошибки в разбеге возникают в структуре бегового шага, которая при прыжке «фос-бери» по характеру и амплитуде соответствует естественному бегу. Остановимся на некоторых из них:
а) постановка на опору не упругой, а расслабленной стопы;
б) постановка ноги на всю стопу одновременно;
в) постановка ноги с пятки;
г) постановка ноги с носка;
д) недостаточное проталкивание стопой вперед.
На первый взгляд эти ошибки могут казаться незначительными, и зачастую им не уделяется должного внимания. Но эти ошибки в той или иной мере встречаются как у начинающих прыгунов, так и у спортсменов высших разрядов. Природа возникновения ошибок полностью обусловлена характером организации движений ноги. В том случае, если движение начинается от тазобедренного сустава с последующим вовлечением в работу бедра — голени — стопы, структура бегового шага естественна и эффективна. Она обеспечивает прыгуну свободную и незакрепощенную амплитуду беговых движений, обусловливает бег на упругой стопе, способствует поддержанию высокой двигательной активности в фазе взаимодействия ноги с опорой на протяжении всего разбега, создает условия для повышения темпа и скорости на предтолчковых шагах разбега. Все это говорит о том, что эффективность разбега в прыжке «фосбери» прямо пропорционально зависит от того, насколько прыгун естественно бежит по всему разбегу. Если же прыгун акцентирует внимание на бег «от бедра», на высокое поднимание коленей, нарушение структуры бегового шага неизбежно.
Для повышения эффективности отталкивания прыгун в пред-толчковой фазе разбега должен сделать ускорение на трех последних шагах. Фактически же часто прыгуны ускоряют темп только на двух последних шагах. При таком двухшажном ритме двигательная активность в фазе взаимодействия маховой ноги с опорой падает, амплитуда бегового шага уменьшается за счет выхлеста голени в момент постановки ноги на место отталкивания, скорость разбега уменьшается и увеличиваются встречные ударные и горизонтальные усилия в отталкивании.
Иногда спортсмен равномерно ускоряет темп разбега. В этом случае, как правило, он бежит широко, ставя ногу на всю стопу одновременно или с пятки, что ограничивает динамику скорости разбега.
Порой спортсмен достигает максимальной скорости разбега к началу дуги поворота. Это принципиально неверно и говорит о том, что у прыгуна отсутствует элемент «агрессивности» в настрое на прыжок. В результате амплитуда движений уменьшается, темп падает, скорость разбега снижается.
Если прыгун к началу дуги поворота не успевает набрать необходимую скорость и пытается компенсировать это за счет резкого ее увеличения в подготовительной фазе разбега, то в результате возникает чрезмерное напряжение и скованность в движениях, длина шагов укорачивается, центр масс тела понижается за счет увеличения углов сгибания в суставах опорной ноги.
Известно, что на предтолчковых шагах прыгун должен понизить центр масс тела для того, чтобы облегчить перевод горизонтальной скорости в вертикальную. Однако в практике многие прыгуны неверно понимают механизм понижения центра масс тела, что приводит к снижению эффективности отталкивания. Как правило, понижение центра масс тела достигается за счет подседания, при котором увеличиваются углы сгибания в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах. Это существенная ошибка. Понижение центра масс тела должно достигаться за счет повышения беговой и двигательной активности и скорости разбега, которые в совокупности и обеспечивают увеличение длины последних шагов разбега.
Соотношение длины последних шагов обусловлено амплитудой беговых движений. Ранее считали, что длина предпоследнего шага должна быть на 20—30 см больше предыдущего и на столько же меньше последнего. Так создавались искусственные условия понижения центра масс тела, которые структурно не вытекали из естественного бега. Современные данные говорят о том, что длина трех последних шагов разбега должна быть приблизительно одинаковой. Более того, последний шаг может быть даже несколько длиннее предыдущих. При таком варианте на фоне повышения двигательной активности и скорости достигается тот необходимый уровень понижения центра масс тела, который способствует эффективному использованию двигательного потенциала в отталкивании.
Принципиальная ошибка, когда в предтолчковой фазе прыгун переходит на постановку ноги с пятки (подкрадывается к планке). Прыжок теряет свою динамическую основу: двигательная активность в фазе взаимодействия с опорой маховой ноги в таких прыжках находится на уровне 1,0—1,2 отн. ед., что в 2—2,5 раза меньше критерия.
Ошибкой является и то, когда прыгун бежит по всему разбегу на упругой передней части и только при выполнении предпоследнего шага маховую ногу ставит с пятки. Из этого следует, что спортсмен сократил амплитуду шага и поставил ногу с выхлестом, с подставкой. Независимо от сознания спортсмена эта ошибка обусловливает аналогичную ошибку при постановке толчковой ноги на место отталкивания, что вызывает ударные усилия, нарушает жесткость в тазобедренном суставе толчковой ноги и т. д. В этом случае эффективность подготовительных технических действий увеличивается тогда, когда постановка маховой ноги осуществляется на полной амплитуде бегового шага сразу на всю стопу. В прыжке в высоту способом «фосбери» это техническое действие является чрезвычайно важным, благодаря которому создаются условия для увеличения двигательной активности до 2—2,5 отн. ед. и повышения темпа, скорости разбега и эффективности отталкивания.
Зачастую прыгуны при выполнении предтолчковых шагов увеличивают наклон туловища вперед. Такое действие создает неблагоприятные условия для придания телу исходного положения для выполнения отталкивания: уменьшается угол между бедром и туловищем (менее 175°) и постановка толчковой ноги осуществляется с упором.
Многие прыгуны недооценивают работу рук и не уделяют ей должного внимания. Наиболее частой ошибкой является высокое поднимание рук в разбеге, что ограничивает их рабочую амплитуду. Встречаются случаи, когда прыгун в фазе подготовки к отталкиванию на некоторое время «выключает» руки из структуры движений.
В заключение скажем, что ошибкой является и использование некоторыми прыгунами всего разбега по дуге. Это нецелесообразно. Радиус дуги поворота подбирается индивидуально и зависит от росто-весовых показателей, координационных и скоростных способностей прыгуна и не должен превышать 3—5 шагов разбега.
Отталкивание
По организации подготовительных действий и по структуре движений прыгуна в отталкивании прыжок стилем «фосбери» имеет большое сходство с прыжком в длину. Принципиальное различие заключается в том, что на прыгуна в высоту при подготовке и в ходе выполнение отталкивания оказывает влияние центробежная сила, затрудняя действия прыгуна. Под влиянием центробежной силы усложняется задача по обеспечению строгого вертикального положения прыгуна над опорой в момент завершения отталкивания. Часто прыгун, еще не завершив отталкивание, наклоняет туловище в сторону планки. Это грубейшая ошибка! Ибо центр масс тела спортсмена смещается в сторону от направления силы отталкивания, что не позволяет спортсмену использовать имеющийся уровень физической подготовленности. Из-за этой ошибки прыгуны уровня II—III разрядов теряют в результате до 8—10 см, а мастера — 3—5 см.
Что же приводит к этому, какие предшествующие действия прыгуна не позволяют эффективно выполнять отталкивание? Первое, на что в этом случае следует обратить внимание, так это на последний шаг в разбеге: насколько мощно прыгун протолкнулся вперед с маховой ноги на толчковую, куда при этом был направлен толчок, по линии ли разбега поставлена толчковая нога и в каком положении находилось туловище в момент постановки ноги и при максимальном сгибании коленного сустава, насколько синхронно и акцептирование) было выполнено маховое движение ногой и руками, каким было положение плеч по отношению к планке в момент завершения отталкивания. Это те основные факторы, которые влияют на эффективность техники отталкивания. Остановимся на них подробно.
Данные исследований говорят о том, что эффективность отталкивания прямо связана с тем, насколько правильно прыгун выполняет проход через маховую ногу. Выше отмечалось, что в фазе взаимодействия маховой ноги с опорой прыгун стилем «фосбери» должен иметь двигательную активность, превышающую 2 отн. ед. (частное от деления времени второй половины опоры на первую, точкой отсчета принято считать момент нахождения туловища над вертикалью опоры). Ошибка многих прыгунов в том, что они недостаточно мощно проталкиваются вперед с маховой ноги и снимают ногу с опоры как в прыжке «перекидным». Но в «перекидном» этого требовала структура подготовительных действий, обусловленная характером маха прямой ногой при круговом махе обеими руками. Структура же действия прыгуна «фосбери» в подготовительной фазе к отталкиванию имеет свои особенности. В этой фазе двигательная активность в два раза больше, т. е. если в первом случае двигательная активность несколько превышала 1 отн. ед., то во втором — она должна быть не ниже 2 отн. ед. Контролировать это можно визуально по углу сгибания коленного сустава и активности стопы в момент завершения опоры. Если прыгун мощно проталкивается вперед, движения голени и стопы будут иметь беговой характер, голень коснется задней поверхности бедра, а пятка — ягодицы. (Образцом хорошей техники в этой фазе может служить техника движений Г. Авдеенко и И. Паклина.) Угол сгибания коленного сустава в момент завершения проталкивания вперед должен быть не менее 170°. При этом направление отталкивания маховой ногой должно быть несколько вовнутрь дуги поворота.
Важную роль играет исходное положение прыгуна в фазе постановки толчковой ноги на место отталкивания. Ошибка здесь заключается в том, что прыгуны в момент касания толчковой ногой опоры часто наклоняют верхнюю часть туловища в сторону планки, заметно опускают вниз ближнее к ней плечо и начинают поворачиваться к планке спиной. В лучшем случае момент постановки толчковой ноги совпадает с вертикальным положением корпуса над опорой. Как первое, так и второе является ошибкой, поскольку завершающий момент отталкивания не совпадает с вертикальным положением центра масс тела прыгуна над опорой.
Правильным будет исходное положение, когда тело несколько наклонено вовнутрь дуги поворота, между верхней и нижней частью тела есть жесткая связь в тазобедренном суставе. В этом случае центр масс тела несколько смещается с опоры вовнутрь дуги разбега. В достижении такого положения имеет значение и то, как спортсмен ставит толчковую ногу. Часто прыгуны ставят толчковую ногу чуть левее линии разбега. Такая постановка ноги, как правило, сопровождается ранним разворотом спиной к планке, и стопа толчковой ноги ставится не прямо, а с разворотом пятки к планке. В результате центр масс тела преждевременно смещается с опоры и спортсмен не успевает мощно оттолкнуться, а в фазе перехода планки теряет контроль за ней. Поэтому важно, чтобы постановка стопы толчковой ноги осуществлялась строго по линии разбега в «захват» опоры. Сначала опоры касается пятка, затем следует мгновенный переход на наружную часть стопы и на всю стопу. Для более глубокого понимания значимости начального положения прыгуна в отталкивании при стиле «фосбери» напомним, что общее время отталкивания длится в пределах 0,140—0,180 с. Время фазы амортизации и фазы активного отталкивания в прыжке «фосбери» (в отличие от «перекидного») приблизительно равно. А это значит, что для того, чтобы эффективно выполнить отталкивание, спортсмену необходимо фазу амортизации (от начала постановки ноги до минимального угла сгибания коленного сустава) закончить еще до того, как центр масс тела окажется на вертикали над опорой.
Одной из ошибок, достаточно часто встречающихся у прыгунов «фосбери», является выполнение маха прямой или почти прямой ногой. По технике такой прыжок более сложен, поскольку требует перестройки координации движений в подготовительной фазе. Перестройка же ограничивает увеличение темпа и скорости разбега, увеличивает время отталкивания и нагрузку на опорно-двигательный аппарат, уменьшает вертикальную скорость вылета прыгуна вверх.
К ошибке следует отнести и ранний посыл ближней руки и плеча за планку. Такое действие не способствует акцентированному выполнению маховых движений ногой и руками одновременно.
И последнее, на что следует обратить внимание, — это положение туловища и плеча в фазе окончания отталкивания. Здесь имеется ошибка, которая встречается у 80—90 % прыгунов. Как правило, в фазе завершения отталкивания туловище повернуто спиной к планке, правое плечо идет вперед, левое — назад. Суть ошибки сводится к тому, что прыгун, поворачиваясь спиной к планке, смещает центр масс тела с направления вертикали отталкивания.
Практика показала, что положительное влияние на формирование правильной структуры отталкивания оказывает применение в тренировочном процессе прыжков с прямых разбегов под различными углами, чередуя их с прыжками по дуге.
Переход через планку
Как правило, ошибки в фазе перехода через планку являются следствием ошибок, допущенных в фазе подготовки и выполнения отталкивания. Это надо помнить всегда и не акцентировать внимание только на переходе планки, что, к сожалению, встречается достаточно часто.
Что же касается непосредственных ошибок в фазе преодоления планки, то их немного. Во-первых, прыгуны часто сбивают планку потому, что не освоили зрительного контроля за ней. Контроль за положением планки осуществляется за счет поворота головы в направлении полета. Во-вторых, переход прыгуном планки осуществляется пассивно. Это ошибка. Активное движение таза вверх ускоряет вращательный момент вокруг планки (в этом плане достойна подражания техника перехода через планку В. Середы). За счет увеличения прогиба в поясничной части увеличивается подъем вверх центра масс тела спортсмена, сокращается время перелета планки и вероятность ее сбивания. И наконец, ошибкой является фиксация маховой ноги в положении отталкивания, когда она не опускается вниз к толчковой ноге. Удержание ноги ограничивает скорость вращения вокруг планки. То же самое происходит, если после отталкивания одна или обе руки посылаются за планку и не возвращаются к тазу, не вытягиваются вдоль туловища.
Подводя итоги, напомним специалистам и спортсменам, что процесс исправления ошибок чрезвычайно сложен и будет эффективным, если совершенствование технических навыков осуществляется на высотах, уступающих не более 10—12 см планируемому результату.