Для учебно-тренировочных групп юношей (2-й год обучения).
Рациональное построение учебно-тренировочного процесса на этом этапе возможно лишь с учетом анатомо-физиологических особенностей развития организма (продолжается развитие опорно-двигательного аппарата и интенсивный рост тела в длину до 8—11 см в год, окостенение скелета происходит неравномерно). Необходимо особое внимание уделить формированию правильной осанки, выполнению разнообразных упражнений для создания «мышечного корсета». После 14 лет темпы роста относительной силы несколько снижаются, а быстрота и частота движений, способность поддерживать их максимальный темп достигают близких к предельным значений. Созревание нормового центра двигательного анализатора завершается в основном к 12—13 годам, что создает предпосылки для решения задач обучения сложным техническим действиям. Именно поэтому будет более правильным для юноши 14—15 лет продолжать разностороннюю подготовку, уделяя внимание всем видам легкоатлетических прыжков, спринтерскому и барьерному бегу, толканию ядра, метанию диска и копья.
Исходя из общих задач укрепления здоровья занимающихся и овладения разносторонними техническими умениями и навыками и в тесной взаимосвязи с развитием физических качеств, конкретными задачами тренировки юношей 14—15 лет, занимающихся легкоатлетическими прыжками, на этом этапе будут:
развитие быстроты;
совершенствование скоростно-силовых качеств;
развитие гибкости, ловкости и координации движений;
обучение технике тройного прыжка, прыжка в длину и прыжка в высоту;
продолжение обучения технике гладкого и барьерного бега;
овладение основами техники толкания ядра, метания диска;
развитие выносливости с целью выполнения повышенных объемов тренировочной нагрузки.
Развитие быстроты реакции, быстроты одиночных движений, максимального темпа при выполнении циклических движений с сохранением свободы, расслабленности — одна из основных задач тренировки на этом этапе. Различные упражнения в беге на коротких отрезках, выполнение специальных беговых упражнений в различном темпе с последующим переходом в бег, бег с переменой ритма, стартовые ускорения из различных исходных положений, выполнение комплексов специальных упражнений для повышения темпа движений — все это будет способствовать решению задачи развития быстроты как фундамента скоростных качеств.
Упражнения в барьерном беге с различной расстановкой барьеров, бег с ускорением, свободные пробежки с включением семенящего бега в максимальном темпе, бег с переменой ритма в различной форме создадут предпосылки для обучения разбегу.
Для продолжения обучения технике гладкого бега используется бег на различных отрезках до 300 м, выполняемый на контролируемой скорости при сохранении естественности движений.
Подводящие упражнения для овладения техникой различных видов легкоатлетических метаний, разнообразные акробатические и гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры, развивая скоростно-силовые качества, одновременно являются хорошим средством улучшения координации движений.
Упражнения с отягощением, используемые в тренировке юных прыгунов на этом этапе, применяются для укрепления отдельных групп мышц, а также при выполнении беговых и прыжковых упражнений. В силу возрастных особенностей развития организма юношей не рекомендуется применение таких упражнений общего воздействия, как приседания, полуприседания, ходьба выпадами и т. д. с отягощениями, большими, чем 50—70% от веса спортсмена.
Эффективными средствами воспитания выносливости являются кроссы, ходьба на лыжах, туристические походы, подвижные и спортивные игры.
Техническая подготовка юных прыгунов строится на закреплении отдельных элементов техники прыжков в сочетав нии с целостным выполнением прыжков на фоне совершенствования в технике выполнения изученных на предыдущих этапах прыжковых упражнений.
Основным направлением в технической подготовке на этом этапе будет формирование основ скоростной структуры навыка отталкивания. Поэтому, несмотря на определенные ограничения в длине разбега, следует постоянно варьировать скорость выполнения упражнений. Необходимо обратить также большое внимание на изменение условий выполнения упражнений, разнообразить двигательные задания, использовать ориентиры, регулирующие направление движения, темп, усилия.
Формирование у спортсмена умений анализировать движения, запоминать ощущения, сопровождающие правильное их выполнение, умение дать словесный отчет о выполнении — необходимые условия для успешного овладения техническими навыками.
Периодизация тренировки юных прыгунов обусловлена специфическими особенностями построения учебного процесса в общеобразовательной школе (сроками начала и окончания занятий, продолжительностью каникул, сроками экзаменов), календарем соревнований, возрастными особенностями.
Существующая на практике схема годового цикла подготовки может иметь следующий вид:
1-й — подготовительный период:
Этап ОФП и ВФП — октябрь—ноябрь — 6 недель.
Этап СФП — ноябрь— декабрь — 5 недель.
Этап зимних соревнований — декабрь—январь — 4 недели.
II подготовительный период:
Этап ОФП — январь—февраль — 6 недель.
Этап СФП — март—апрель — 7 недель.
Этап ТП — апрель — начало мая — 3 недели.
Соревновательный период:
Весенне-летние соревнования май—июнь — 5 недель.
Тренировка в спортивном лагере — 6—8 недель.
Активный отдых или втягивающая тренировка — 3 недели.
Осенние соревнования — сентябрь — 4 недели.
Для прыгуна в длину и тройным 14—15 лет может быть рекомендовано участие в 12— 15 соревнованиях в течение года.
Микроцикл №1 (ОФП)
1 день. Медленный бег — 6—Ю мин. ОРУ — 15 мин. Прыжки с/м — 20—25 отталкиваний. Метание ядра (3—4 кг) — 30—40. Подскоки 2—3X40. Бег с ускорением — 4X80 м. Медленный бег 6—10 мин.
2-й день. Игра 10—12 мин. Упражнение на гибкость с партнером 20—25 мин. «Шаги» — пятерной — 4 раза. «Скачки» — двойной и десятерной — 2 раза. Игра — 30—40 мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Медленный бег 8—10 мин. ОРУ — набивной мяч (1,5—2 кг) — 8—10X10—12 повторений. Специальные беговые упражнения — 3— 4X30 м. Бег с ускорением 3—5X60 м. Серийные отталкивания 3— 4X50 м. Упражнение на гибкость — 10—15 мин. Тихий бег 4—5 мин.
5-й день. Медленный бег 10— 15 мин. Упражнение с набивными мячами — 50—60 бросков. «Шаги» — десятерной — 4—6 раз. Бег с ускорением 3—4Х60—80 м. Прыжки в высоту — 8—1 2 прыжков.
6-й день. Кросс — 20 мин. Плавание — 25—30 мин.
7-й день. Отдых.
Микроцикл №2 (ОФП)
1-й день. Медленный бег 20 мин. ОРУ с партнером — 8—12 упражнений по 10—15 повторений. Беговые упражнения с переходом в бег с ускорением 2—3X40—50 м (20 м упражнения + 20—30 м бег). Отталкивание с 3 и 4 шагов разбега с доставанием высоких предметов рукой, головой, коленом маховой ноги и т. д. — по 10— 12 раз. Упражнения для повышения темпа движений 2—3Х10 с. Эстафета с набивными мячами — 2—3 раза с использованием бега и прыжковых упражнений («шаги», «скачки»). Упражнения с партнером для укрепления мышц спины, брюшного пресса, мышц задней поверхности бедра 6—8 упражнений Х 10—12 повторений. Упругие подскоки на стопе 3—4 серии Х 15—20.
2-й день. Медленный бег, чередуя его со спортивной ходьбой, ходьбой выпадами, перекатами на стопе и ходьбой, высоко поднимая колени: 10—12 упражнений по 8—10 повторений. Упражнения с набивными мячами на месте и в движении по кругу или с партнером в движении — 6—8 упражнений по 10—15 повторений. Прыжковые эстафеты с использованием «шагов», «скачков», «лягушки» 2—3 раза по 3—4 этапа (30 м). Упражнения для укрепления мышц рук, спины, живота: 6— 8 упражнений по 10—14 раз. Игра — баскетбол или ручной мяч набивным мячом (2X10— 15 мин).
3-й день. Кросс 20 мин. ОРУ — 10 мин. Подводящие упражнения и толкание ядра (3—4 кг) или набивного мяча 25—30 раз. Акробатические упражнения — 20 мин. Подскоки — 4—5 серий по 15—20 раз. Тихий бег 8—10 мин.
4-й день. Отдых.
5-й день. Медленный бег 7—10 мин. ОРУ с партнером 8—12X10—15. Прыжки с/м — 40—50 отталкиваний. Упражнения для повышения темпа движений 3—4 серии по 5—10 с. Бег с ускорением 3—4X40 м. Прыжки с ноги на ногу через набивные мячи, расположенные через каждые 2—2,5 м — 4—5 раз X 30—40 м. То же «скачками» на одной ноге: 2—3 раза на каждой. Упражнения для развития гибкости и , подводящие упражнения барьериста — 10—12X10—15. Упражнение для развития мышц задней поверхности бедра и спины 4—6X10— 15 повторений. Подскоки 4— 5X10—15 для каждой ноги. Игра — 1 5 мин.
6-й день. Медленный бег 10—15 мин в чередовании со спортивной ходьбой в быстром темпе (200 м бега + 100 м спортивная ходьба). ОРУ — 10—12 мин. Беговые упражнения. Игра — 2X20 мин.
7-й день. Отдых.
Тренировка по этому микроциклу проводится 2 недели. В 3-ю неделю объем снижается
Микроцикл №3 (ВФП)
1-й день. Медленный, бег 12—15. Через 2—3 мин бега перекаты на стопе или беговые упражнения 30—40. ОРУ с набивными мячами 8—12X10—15 повторений. Беговые упражнения с переходом в ускорение 5—6Х60 м (30 м упражнение + 30 м бег с ускорением). Прыжки в высоту разными способами с правой и левой ноги по 12—15 прыжков. Упражнения для повышения темпа движений — 4—5 серий по 10 с. Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра 6—8X10—15 повторений. Упругие подскоки на стопах 3—4 серии X 15—20 подскоков. «Скачки» на прямой ноге с небольшим продвижением вперед — 2X15 для каждой ноги.
2-й день. Медленный бег 12—15 мин (через каждые 100—200 м бег боком, спиной вперед, прыжками, приставными шагами, «скрестными шагами». ОРУ 10—12 упражнений X 12—15 повторений, чередуя с беговыми упражнениями в нарастающем темпе с переходом в бег — 20—30 м). Стартовые ускорения — 20—30 м — после 8— 10 быстрых движений. «Смена ног» — в выпаде — 5—6 повторений. Специальные упражнения барьериста — 5—8 мин. Барьерный бег — 5—6 раз X80 м через 3 барьера (высота — 76,2 см или 84 см, между барьерами 9—11 шагов — 20—25 м). Серийные отталкивания с вылетом в «шаге» через 3,5, 7 шагов разбега 3X50 м для каждой ноги. Упражнения для укрепления мышц рук, туловища, стопы с использованием гимнастических снарядов, набивных мячей, грифа от штанги — круговым методом 8—10 упражнений X 2—3 серии. Игра — 15 мин.
3-й день. Кросс — 10 мин. ОРУ — с партнером и на гибкость 12—15 мин. Ходьба, высоко поднимая колени, с подъемом на носок — 2X50 м. Подскоки перекатами с пятки на носок 2X50 м, ходьба выпадами — 2X20 м, «шаги» — 2X30 м, «лягушка» — 2Х30 м, «скачки» на выпрямленной ноге 2X30 м (руки работают как в беге). Кросс 10 мин (через 3 минуты бега 100—150 м спортивная ходьба). Акробатические упражнения 20—30 мин. (кувырки, перевороты, стойки). Свободные пробежки 5Х100 м. Игра — 15— 20 мин (ручной мяч теннисным мячом).
4-й день. Отдых. Плавание 30—45 мин.
5-й день. Медленный бег 8—10 мин. ОРУ 12—15 упражнений X 6—8 повторений на месте и в движении. Упражнения для повышения темпа движений 3—4 серии X 10 с. Специальные беговые упражнения с постепенным возрастанием до максимального темпа с переходом в бег с ускорением 20—30 м — 4—5 раз. Бег с переменой ритма 4— 5X100 м (20 м — бег в 1/2 + 10 м в полную силу + 20 м бег в 1/2+10 м бег в полную силу и т. д.). Прыжки: тройной, четверной, пятерной — с разбега 4—6 шагов скачками», «шагами», «2 скачка» + «2 шага» + «прыжок»; «скачок» + «2 шага» + «прыжок»; «2 скачка» на левой + 2 «скачка» на правой + «прыжок» и т. д. — 100—120 отталкиваний. Упражнения с гантелями, набивным мячом, мешком с песком (10—15 кг) 10—12 упражнений по 15—20 с каждое. В последующих недельных циклах увеличить вес до 20 кг, сократив время выполнения в одном подходе до 10—15 с, увеличив темп выполнения. Свободные пробежки 3X150 м с ускорением на последних 30—40 м.
6-й день. Кросс — 15—20 мин., чередуя бег с ходьбой, подскоками, с ускорениями по 30—50 м. Метание ядра (3, 4, 5 кг) или набивного мяча различными способами — 50 раз. Или метание диска — подводящие упражнения, метание с места, или метание камней — 50 раз. Прыжки через барьеры с одной и двух ног 8—10 серий Х 8—10 барьеров, или прыжки вниз и вверх по склону или по ступенькам лестницы — 8— 10X10—15 прыжков. Игра 20—25 мин.
7-й день. Отдых.
В феврале в 3-ю неделю нагрузка уменьшается на 50%.
Микроцикл №4 (СФП — начало подготовительного периода)
1-й день. Медленный бег 800—1000 м. ОРУ — 12—15X6—8 повт. Бег с ускорением 0,3 км (6X50 м или 3X60 м + 3X40 м). Прыжки с/м: длина, тройной, «лягушка» — до 50 отталкиваний. Упражнения для повышения частоты (темпа) движений 7—8X5—7 сек. Стартовые ускорения из различных и. п. (после кувырка вперед, назад, лежа): 6—8X20—30 м. Прыжки в высоту — 20—25 раз. «Шаги» — 5—7-кратные с 2—4 шагов разбега, отталкиваясь правой и левой, — 50—70 отталкиваний. Бег в 1/2—3/4 силы — 4—5Х150—200 м.
2-й день. Медленный бег 800—1200 м. ОРУ — 12—15 упр.Х6—8 повторений. Бег с переменой ритма 0,4—0,5 км на отрезках 60—120 м. «Скачки» (2л+2п+2л+2п и т. д.) — 6—8X30—40 м. Барьерный бег 6—7X4—5 барьеров. Упражнения с гантелями или мешком с песком до 10 кг 6—8X10—12 — 2—3 серии. Упражнения с партнером — ходьба выпадами — 15—20 м, полуприседы с партнером — 4—6Х6—8. «Шаги» — 10-й с разбега — 4—6 раз. Повторный бег в 1/2—3/4 силы 2—3X200—250 м.
3-й день. Игра в баскетбол 15—20 мин. ОРУ 12—15 мин. Бег с ускорением 3—4X30 м. Прыжки в длину с короткого разбега — 12—15. Метание набивных мячей различными способами — 150 раз (10 серий Х 15 бросков). Прыжки через барьеры 5—10X8—10 барьеров. Повторный бег в 1/2—3/4 силы 300+200+150+100 м.
4-й день. Отдых.
5-й день. Медленный бег 800—1200 м. ОРУ 10—15 мин. Специальные упражнения бегуна 10X40 м. Прыжки с/м: тройной, пятерной — 10—15. Упражнение для повышения темпа движений 5X10 с. Тройной прыжок с короткого разбега (сочетания, связки, элементы)— 12—18. Повторный бег 8—10X60 м в 1/2—3/4 силы и в полную силу. Выпрыгивание с гирей 16 кг — 8—10X10. «Шаги» — десятерной прыжок — 8—10 раз. Упражнения для укрепления мышц живота, спины, бедра, стопы — 100—120 повторений. Повторный бег — 3—5X100 м в 1/2—3/4 силы.
6-й день. Игра — 20 м. ОРУ круговым методом 8—10X2—3 серии (10—12 повторений). Повторный бег — 4—5Х100 м. Игра — 15—20 мин или плавание 30 мин.
7-й день. Отдых.
В третью неделю нагрузка снижается на 1/3.
Микроцикл №5 (СФП — середина подготовительного периода)
1-й день. Медленный бег 800—1000 м. ОРУ — 12— 15Х8—10 повторений. Бег с ускорением 0,4—0,5 км (5—6 повторений). Прыжки с/м (тройной, пятерной, «лягушка») до 70 отталкиваний. Упражнения для повышения темпа движений 7— 8X5—10 с. Стартовые ускорения (в группе или с партнером, с гандикапом и т. д.) — с в/с и н/с 6—10X20—30 м. Имитационные и специальные упражнения для обучения отталкиванию в прыжках в длину — 20—25 мин. Серийные отталкивания через 1, 3, 4, 5 шагов — 4—6X30—50 м. Упражнения с гирей (16—24 кг) — рывок, тяга, толчок, выпрыгивания, подскоки 8—10X10—12. Между подходами «шаги» — семирной, десятерной с подбега. Всего до 0,3 км. Бег в 1/2—3/4 силы 3—5X100—150 м.
2-й день. Медленный бег 1000—1500 м. ОРУ — 15 мин. Специальные упражнения барьериста — 10—15 мин. Бег с переменой на отрезках 60—80 м — 6—7X4—5 барьеров. Прыжковые упражнения («скачки», «шаги», «2 скачка + шаг») — 6—8Х50 м — с подбега 4—6 шагов. Прыжки в высоту, длину, с короткого и среднего разбе-гов — 20—25. Барьерный бег или разбег. Упражнения с партнером (полуприседания, прыжки из полуприседа, ходьба выпадами) — 8—10X5—8 повторений. Повторный бег в 1/2—3/4 силы — 2—3X200 м.
3-й день. Игра в баскетбол — 10—15 мин. ОРУ с набивными мячами (в парах) — 15—20 мин. Прыжки через барьеры 6—10Х10 барьеров (76,2—91,4 см). Метание набивных мячей вверх с прыжком 8—10X10. Упражнения для развития мышц живота, спины, задней поверхности бедра, стопы — 6—8 упражнений X 10—12 повторений — круговым методом. Повторный бег в 1/2—3/4 силы 2X300 м, 2X200 м.
4-й день. Отдых.
5-й день. Медленный бег 800—1200 м. ОРУ с партнером — 10—15 мин. Прыжки с/м: пятерной и семерной — 4—5 раз. Упражнения для повышения темпа движений 5X10 с. Бег с ускорением 4—6Х60 м. Тройной прыжок (сочетание, связки, элементы) — 12—18 раз. Выпрыгивания с гирей 16—24 кг — 8—10X10. Упражнения для развития мышц спины, живота, стопы — 150—180 повторений. Повторный бег — 6—8X120 м. Кросс — 20 мин. ОРУ — 10 упражнений Х 2—3 серии (быстро). «Шаги» — десятерной — 8—10 раз. Повторный бег 4-5Х200 м.
6-й день. Лыжи, коньки, игры — 2 часа.
При применении двух микроциклов подряд нагрузка в третьей неделе снижается на 50%.
Микроцикл №6 (ТФП)
1-й день. Медленный бег 1000—1200 м. ОРУ. 12—15X8—10 повторений. После каждых 2 упражнений выполняются специальные упражнения бегуна с переходом в бег с ускорением — 40—50 м. Пятерной прыжок («шагами») с разбега 4—6 шагов — 5—8 раз. Бег с ускорением 3Х60 м. Выполнение отталкивания со «скачком» с короткого разбега — 6—8 раз. Упражнения с гирей 16 кг — тяга, вращение. Прыжки в длину с/м — 4—6 раз Х 2—3 подхода. Между подходами — доставания высоких предметов по 4—5 раз с разбега 4—6 шагов или упругие «скачки» на месте. Упражнения на расслабление. Бег 4X80 м (1/2—3/4—1/2—3/4 силы).
2-й день. Медленный бег 1000—1200 м. ОРУ с партнером на гибкость 15—20 мин. Беговые упражнения с переходом в бег с ускорением 4—6Х60 м. Бег в ритме разбега — 4—6 раз в чередовании с барьерным бегом 3—5 раз Х 4 барьера (76—84 см) в 7, 5 и 3 шага (12—13 м до первого барьера, далее — 16—18 м, 12—13 м, 8—9 м). Тройной прыжок — с короткого и среднего разбега — 12—15 прыжков. Метание ядра 4 кг вперед 5X5—8 бросков или метание набивного мяча вверх с прыжком 5X5—8 бросков. Между сериями — «шаги» — 10-й прыжок — 5 раз. Игра — 10—15 мин.
3-й день. Игра 20—25 мин. Упражнения на гибкость и гимнастические упражнения 35—40 мин. Подскоки — 3—4X20 раз. Бег 6X150 м.
4-й день. Плавание — 40 мин.
5-й день. Тихий бег 6—12 мин в чередовании со спортивной ходьбой, беговыми упражнениями, подскоками. Упражнения с набивными мячами — 10—15 мин. Упражнение для повышения темпа — 2—3 по 10 с. Бег с ускорением 2—3Х40 м. Прыжки в длину с короткого и среднего разбега с толчковой и маховой ноги по 4—8 раз. Передача эстафеты по 3—4 раза в роли передающего и принимающего. Четверной прыжок с 6—8 шагов разбега — 6—8 раз («2 скачка», «шаг», прыжок). Пятерной «скачок» с 4—6 шагов разбега по 3 раза на толчковой или бег — 2—3X80—100 м.
6-й день. Игра — 15—20 мин. ОРУ — 8—10X10—12 в утяжеленных и обычных условиях. Упражнения со штангой — 20—35 кг (40—50% собственного веса) — рывок, толчок от груди, выпрыгивание из полуприседа, подскоки, разножка, наступание и подъем на опору (30—40 см): 2—3 подхода по 5—6 повторений в чередовании с махами, бегом трусцой, ускорениями в 1/2—3/4 силы по 30—40 м и упругими подскоками — 20—30 м. Упражнения на гибкость — 10—12 мин. Тихий бег 10—12 мин. Бассейн или сауна.
7-й день. Активный отдых.
Микроцикл №7 (соревновательный)
В неделю соревнований проводится 3 занятия в микроцикле и 1—2 дня — участие в соревнованиях. Содержание тренировочных занятий может быть таким же, как в 1, 2 и 5-й день предыдущего микроцикла. Объем тренировочной нагрузки снижается на 30—50%. После дня отдыха проводится разминка.
Микроцикл №8 (пребывание в лагере)
1-й день. Утро. Разминка. Упражнение с предметами или партнером и элементы техники смежных видов — 35—50 минут. Прыжковые упражнения — 100—120 отталкиваний. Бег в 1/2—3/4 силы на отрезках 80—150 м (0,4—0,5 км).
Вечер. Игра — 1 час.
2-й день. Утро. ОРУ с использованием гимнастических снарядов — 1 час. Акробатика — 40 мин.
Вечер. Плавание — 1 час.
3-й день. Специальные упражнения для изучения техники смежных видов — 1 час.
4-й день. Подвижные игры, эстафеты — 1 час. Кросс — 25—30 мин. Плавание — 1—1,5 час.
5-й день. Упражнения с партнером силового характера — 30—40 мин. Прыжковые упражнения — 200 отталкиваний с места и подбега в чередовании с бегом с ускорением (до 0,5 км). Плавание — 40—45 мин.
6-й день. Спортивные игры 1,5 час. Акробатика — 1 час.
7-й день. Отдых, прогулки, подвижные игры или туристический поход — 10—12 км.
Обязательным в этот период является включение в ежедневную утреннюю зарядку упражнений для свода стопы, для развития гибкости и для отстающих в развитии мышечных групп.
Для контроля за ходом подготовки проводится периодическое тестирование занимающихся. Периодичность этапного тестирования не реже 2 раз в месяц.
В качестве общепринятых педагогических тестов используются упражнения, характеризующие уровень различных сторон подготовленности.
Бег 40 м с н/с по 4,5—4,2 движению (с)
Тройной скачок с/р 11,00—11,50
6 беговых шагов на толчковой ноге (м)
Прыжок в длину 5,50—5,60 с 10 беговых шагов (м)
Бросок ядра 4 кг 12,50—13,00 вперед (м)
Бег 300 м (с) 45,0—42,0
В качестве теста для контроля за темпом движений (частотой) можно применять бег на месте с касанием бедром (коленом) ограничительного шнура, расположенного на 10 см выше тазобедренного сустава. Выполняется с места в течение 5 с с подсчетом движений, выполненных одной ногой (к-во двойных шагов). Тот же тест, выполняемый «с ходом» (5 с бег на месте с нарастанием темпа до максимального и затем ведется подсчет в течение 5 с. Хорошим показателем считается в первом варианте показатель — 9 движений одной ногой, а во втором — 12—13 движений, что соответствует в беге частоте 4,5—4,7 шагов в секунду.
Юноша 14—15 лет в учебнотренировочной группе второго года должен научиться выполнять следующие технические требования:
1. «Вбегание» в прыжок без ярко выраженной подготовки к отталкиванию без потери темпа выполнения последнего шага.
2. Активная постановка толчковой ноги на место отталкивания с одновременным быстрым махом сильно согнутой ногой в направлении вперед-вверх с последующим длинным вылетом в «шаге».
3. После вылета, свободно опуская маховую ногу вниз, вывести согнутую в колене толчковую ногу движением «от бедра» в направлении вперед-вверх.
4. Замах толчковой ногой, выполняемый бедром и голенью по большой амплитуде, в направлении «перед собой-к себе-за себя».
5. Слитность движений в отталкивании от замаха и постановки ноги «загребающим» движением до окончания отталкивания стопой.
6. Согласованность махового движения, выполняемого одновременно руками и свободной ногой с ускорением и последующим быстрым торможением.
Т. Юшкевич, кандидат педагогических наук В. Михаленя, кандидат педагогических наук Р. Крашенинников, преподаватель БГОИФК А. Зирко мастер спорта СССР В. Ракович, заслуженный тренер БССР Г. Атаманчук, заслуженный учитель БССР Р. Зотько, мастер спорта СССР.