Несмотря на то что спортсменки, специализирующиеся в беге на средние дистанции, выполняют в тренировке нагрузки, по объему и характеру близкие к мужским, применение этих нагрузок должно носить строго индивидуальный характер, что определяется биологическими особенностями женского организма.
Функциональные возможности организма спортсменок всегда в чем-либо индивидуально различны. Эти различия проявляются и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике адаптационных (приспособительных) перестроек. В свою очередь, это очень тесно связано с биологической особенностью женского организма — овариально-менструальным циклом (ОМЦ).
Для четкого и рационального планирования тренировочных нагрузок весьма важно знать особенности проявления двигательных возможностей (с помощью метода специального тестирования) спортсменок на протяжении всех фаз ОМЦ.
Исследования показали (см. рисунок), что у 71,4% квалифицированных спортсменок силовые показатели в постменструальный период (ПМ) улучшаются по отношению к собственно фазе (М). У 21,5% обследованных спортсменок результаты тестовых показателей идентичны, и лишь у ,1 % наблюдается ухудшение результатов.
В фазе овуляции (0) 42,9% спортсменок улучшают результаты, у 28,5% заметно ухудшение результатов, показатели 28,6% бегуний идентичны показателям в фазе М.
Постовуляторный (ПО) период характерен следующим соотношением показателей: у 35,7% спортсменок наблюдалось улучшение результатов, у 35,7% — резкое снижение и у 28,6% — результат относительно неизменен.
Динамика проявления скоростных возможностей выглядит так: у 50% испытуемых результат в период ПМ улучшается, у 50% результат относительно неизменен, падения показателей в данном периоде не происходит. Фаза О характеризуется значительным приростом результатов у 78,6% спортсменок, ухудшение заметно лишь у 7,1% испытуемых и у 14,3% результат остается на прежнем уровне. В периоде ПО следует отметить снижение скоростных возможностей у 42,9% обследуемых, лишь 14,3% бегуний улучшают свои результаты, а у остальных спортсменок уровень показателей неизменен.
Характеризуя динамику специальной выносливости, следует отметить значительное улучшение результатов у бегуний в периоде ПМ — 52,7%, ухудшение отмечено лишь у 28,5% спортсменок. В фазе О показатели специальной выносливости у 51,1% бегуний ухудшаются, однако незначительно, в то же время 42,8% спортсменок имеют относительную прибавку значений тестовых показателей. У 7,1 % бегуний характерных изменений не происходит. В периоде ПО следует отметить улучшение показателей специальной выносливости у 64,3%, ухудшают же результат 21,4% обследованных бегуний. У 14,3% спортсменок период ПО не сказывается на результатах тестирования.
Изучение динамики прояв ления физических качеств у бегуний на средние дистанции по фазам ОМЦ позволило выявить, что показатели, характе ризующие уровень быстроты, силовых возможностей и специальной выносливости, имеют индивидуальные колебания, соответствующие фазам цикла.
Однако, несмотря на разный уровень достижений, кривая изменения качеств по фазам ОМЦ цикла имеет общую тенденцию, для определенных групп бегуний и не зависит от уровня квалификации. Среди спортсменок, специализирующихся в беге на средние дистанции, можно выделить четыре группы:
У первой группы показатели уровня физических качеств заметно улучшаются в постовуляторный период и в фазе М.
У второй — уровень физических качеств относительно неизменен во всех фазах ОМЦ.
У третьей — отмечено резкое ухудшение показателей уровня физических качеств в фазе О при относительной стабилизации их проявления во всех других фазах.
У четвертой — отмечено заметное понижение уровня показателей двигательных качеств в фазе М.
Таким образом, зная индивидуальные особенности проявления физических качеств на протяжении ОМЦ, тренер может вносить коррективы в режим нагрузок. Выбор направленности тренировочных занятий обусловливается доминирующим проявлением того или иного физического качества, иначе говоря, предрасположенностью организма спортсменки к выполнению нагрузки определенной направленности.
Особенно внимательно следует отнестись к режиму тренировочных нагрузок у бегуний в фазе М, так как в это время в организме происходят не только заметные функциональные сдвиги, но наблюдается и значительная психологическая неуравновешенность спортсменок. Часто это выражается в повышенной возбудимости, вялости, раздражительности, апатии, а подчас и нежелании тренироваться.
Характеризуя особенности тренировочного процесса в данный период для спортсменок первой группы, можно говорить об использовании значительных по объему и интенсивности нагрузок без ущерба для здоровья бегуньи.
Вторая и третья группы бегуний могут проводить тренировки без существенных коррективов. Однако следует ограничить работу скоростно-силового характера (пробегание отрезков с максимальной скоростью, прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями).
У спортсменок четвертой группы независимо от квалификации ограничения в тренировочной работе в данный период сводятся к следующему:
а) работа скоростно-силового характера (бег на коротких отрезках, прыжковые упражнения, упражнения со штангой и для мышц брюшного пресса) большей частью исключаются в первый и второй дни фазы;
б) объем и интенсивность тренировочной нагрузки снижаются на 20—25%;
в) основу тренировочных нагрузок составляют бег в аэробном режиме и общеразвивающие упражнения.
При планировании тренировочного процесса тренерам необходимо получать информацию об индивидуальных особенностях проявления динамики физических качеств своих воспитанниц с помощью относительно несложного педагогического тестирования. Контроль за динамикой скоростных возможностей осуществляется по результатам в беге на 100 м, силовых возможностей — по лучшему результату из трех попыток в 5-кратном прыжке с/м, за уровнем специальной выносливости — по тесту бег 3 X 400 м с полутораминутным интервалом для отдыха. Педагогическое тестирование целесообразно проводить на каждом этапе подготовки бегуний в течение всего годичного цикла. Строгий учет особенностей проявлений физических качеств на протяжении ОМЦ окажет положительное влияние на адаптацию организма к повышению тренировочных нагрузок и на рост спортивных результатов.
Ю. Травин доктор педагогических наук, О. Белина, кандидат медицинских наук, С. Чернов.