Сложности в воспитании юных спортсменов, появление порой у них отрицательных привычек, случаи проявления невоспитанности связаны отчасти с тем, что тренеры не всегда учитывают те изменения, которые происходят в подростковом возрасте, не знакомятся с новыми данными педагогической науки, психологии. Например, ученые указывают на такой феномен, как акселерация, т. е. ускоренное психическое, физическое, умственное развитие. О причинах этого явления писалось много. Нам же, педагогам, важно помнить, что сегодняшние дети стали взрослее по сравнению с тем, какими были их сверстники несколько десятков лет назад. Увеличились их рост, вес. Большинство акселератов более развиты интеллектуально. Они переносят повышенные физические и психические нагрузки. Изменился их биологический возраст.
Следовательно, пришлось пересматривать взгляды не только на подготовку юных легкоатлетов, но и на их воспитание. Акселерация наиболее зримо проявляется в 13—16 лет. В этом возрасте ребята уже занимаются в учебно-тренировочных группах, участвуют в соревнованиях, бывают на сборах, выезжают в другие города. Тренер для них становится главной воспитательной силой, и не учитывать изменения, происходящие в связи с акселерацией, нельзя. Наставник для юных легкоатлетов выступает и как старший друг, и как самый близкий товарищ, с кем можно поделиться сокровенными тайнами.
В подростковом возрасте появляется новое сложное явление — «чувство взрослости». Подростки начинают ориентироваться на взрослые нормы поведения. Значит, в такой период они должны получить примеры истинных, верных норм поведения, а не мнимых.
Первыми, кто эти нормы показывает, являются родители, учителя, тренеры. Но всегда ли мы правильно ориентируем ребят? Нет, не всегда. Некоторые подростки начинают курить, употреблять нецензурные слова.
«Откуда пришло к ним это?» — спрашиваем мы себя. Конечно же от взрослых. Нам как бы говорят: вы, взрослые, так делаете, и мы тоже будем, примите нас в свой круг. За несоблюдение требуемых норм поведения подростков ругают, обсуждают. А ведь тренеры в первую очередь должны показать образец поведения. К сожалению, в тренерской среде еще встречаются грубость в отношениях с коллегами, с воспитанниками, злоупотребление спиртными напитками.
Сами по себе уже тренировки и соревнования требуют от юных легкоатлетов проявления нравственных и волевых качеств, тех качеств, которые являются стержневыми в жизни человека. Чтобы выполнить запланированный объем тренировочной нагрузки, юный легкоатлет должен проявить трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, настойчивость. Общение с товарищами требует от него умения дружить, жить в коллективе. Преодоление трудностей не обходится без проявления решительности, смелости, мужества.
Большое влияние на формирование у юных легкоатлетов взрослых норм поведения оказывает пребывание на учебно-тренировочных сборах и в спортивных лагерях. Там ребята приучаются к самостоятельности. Они проводят день по определенному распорядку, сами следят за собой, живут сообща друг с другом, работают для общественной пользы (дежурство, уборка территории, помощь на кухне и др.). Они учатся сами организовывать свой досуг. Особенно важным средством воспитания в спортивных лагерях являются туристические походы (3—4-дневные). Здесь юные спортсмены ставятся в такие условия, которые требуют проявления качеств взрослого, самостоятельного человека.
Следует учитывать еще один момент этого возраста — стремление подростка к самоутверждению. Оно проявляется не только в хороших поступках, но и в плохих. Известный исследователь подросткового возраста А. П. Краковский отмечает, что у школьников 5—6-х классов по сравнению с 4-м классом количество немотивированных поступков увеличивается в 42 раза. Дети этого возраста проявляют упрямство чаще, чем в 4-м классе, в 6 раз, в 10 раз больше противопоставляют себя учителям. В 7 раз возрастает число их поступков вопреки чужой воле. Чаще они бравируют своими недостатками. Автор выяснил, что такое поведение характерно больше всего для второй половины дня: на фоне утомления оно усиливается. А ведь как раз в это время школьники приходят заниматься в спортивные секции!
Эти действия служат для подростка средством мнимого самоутверждения. В то же время с недисциплинированностью юных легкоатлетов на тренировках мы, как правило, не встречаемся в силу добровольности, относительной доступности и эмоциональной привлекательности спортивных занятий. Поэтому спорт предоставляет большие возможности для самоутверждения подростков. Учет этого положения позволит тренеру правильно и эффективно решать задачи тренировки и воспитания.
В таком возрасте ребят начинают волновать вопросы: в чем смысл их жизни, как сложится их будущее? Встают проблемы взаимоотношений с окружающими. Школьники этого возраста очень точно подмечают несоответствие слова и дела взрослых, чутко следят за своим наставником. Они уже многое знают и понимают. Было бы ошибкой относиться к ним как к малым детям. Стихийное же формирование у ребят представлений о ценностях жизни, к несчастью, иногда приводит к тому, что 15—16-летние подростки рассуждают так: правильно жить — значит думать лишь о себе, брать от жизни все и не отдавать ничего, заботиться о собственном благополучии. Очень трудно бывает к 17—18 годам убедить таких юношей и девушек в обратном.
Кроме этого, следует целенаправленно формировать у подростков интерес к литературе, музыке, искусству. Спортивный педагог как никто другой может повлиять на правильное понимание его воспитанниками многих вопросов окружающей жизни. Проведенное нами анкетирование тренеров и юных спортсменов показало, что у ребят остается немного времени на удовлетворение культурных запросов и этот процесс часто никем не контролируется, не ведется специального духовного воспитания.
В поисках путей улучшения воспитательной работы тренерам следует обращать внимание на все стороны жизни юных спортсменов, на их семьи. Какие же вопросы должны здесь волновать тренера? Отношение родителей к спортивным занятиям их детей, условия домашней обстановки, питание, возможности для духовного развития ребенка и участие родителей в нем.
Семейное воспитание поддерживается и продолжается в школе. Общеобразовательная школа является центром учебной и воспитательной работы. В связи с тем что спортивная деятельность нередко у юных спортсменов начинает превалировать над учебной, тренеру необходимо знать и учитывать в работе успеваемость учеников, их участие в работе пионерской и комсомольской организаций. Мощным фактором воспитательного воздействия является коллектив спортивной группы. Здесь важно выявить отношение юного легкоатлета к товарищам, есть ли у него друзья в группе, как он поддерживает традиции коллектива, проявляет ли инициативу, каково отношение к выполнению общественного поручения.