Предлагаемая кинограмма броска мирового рекордсмена из ГДР У. Хона была снята во время его победной попытки — 94,44 на международных соревнованиях «Дружба-84» в Москве. Съемка производилась со скоростью 50 кадров в секунду.
У. Хон родился в 1962 г. В настоящее время его рост 195 см вес 105 кг, лучший результат 104,80 см. Уве Хон — чемпион Европы среди юниоров 1981 г. и чемпион Европы 1982 г.
Для удобства рассмотрения особенностей техники У. Хона обратимся к общепринятому делению броска на три основных фазы: предварительный разбег, бросковые шаги и финальное усилив.
Предварительный разбег спортсмен выполняет, как и все современные сильнейшие метатели копья, активно продвигаясь вперед, доталкиваясь до конца стопами и полностью разгибая ноги а коленных и тазобедренных суставах (кадры 1—5).
Обращает на себя внимание раскрепощенная, размашистая манера бега, позволяющая выполнять движения с большой амплитудой и свидетельствующая о рациональной технике разбега. Единственным недостатком, на наш взгляд, в этой части броска является излишнее напряжение мышц плечевого пояса спортсмена, вызванное несением копья почти над головой.
Вторую фазу, т. е. бросковыв шаги, спортсмен начинает, попадая левой ногой на контрольную отметку (кадр 5). Посмотрите на положение туловища спорт смена: оно вертикально и свидетельствует о полном «комфорте» при нахождении на опоре, о четком равновесии на левой ноге.
Это позволяет У. Хону максимально сократить фазу амортизации и незамедлительно продолжать движение вперед за счет активного выноса правого колена и бедра, доталкивания стопой левой ноги (кадры 6—8).
При этом интересно отметить одну особенность (которая сейчас характерна для сильнейших метателей, но очень ярко выражена у У. Хона) — отведение копья, которое начинаясь с постановки левой ноги, практически заканчивается к середине первого броскового шага (кадр 5—8).
Чрезвычайно рационально положение спортсмена, зафиксированное на кадре 8. Динамика продвижения ощущается даже в статической позе на фотографии: плечевой пояс с отведенным копьем повернут левым плечом в сторону метания, таз фронтально развернут по направлению разбега, свобода и амплитуда движений — максимальные.
Заканчивая первый бросковый шаг, спортсмен приходит на правую ногу (на всю стопу), положение туловища почти вертикально, голова держится прямо и повернута по направлению разбега (кадр 10). Время, которое тратит У. Хон на первый шаг, составляет 0,28 с. Амортизационная фаза на левой ноге в первом шаге у спортсмена составляла 0,16 с, и правая нога находилась на опоре несколько дольше — 0,18 с. Увеличение времени произошло за счет некоторого увеличения угла сгибания в коленном суставе правой ноги по сравнению с левой (кадры 6 и 11). Однако при этом копьеметатель не теряет активности и, продвигаясь вперед, разгибает правую ногу, одновременно разворачивая таз левым боком к направлению метания. Таким образом, к середине второго броскового шага спортсмен продолжает движение левым боком, сохраняя прежнее положение головы.
Второй бросковый шаг заканчивается постановкой левой ноги на опору под углом около 45° (кадр 15). По-прежнему для спортсмена характерно положение туловища, близкое к вертикали, и устойчивое сохранение равновесия (кадры 15—16). В конце второго шага метатель теряет минимум времени, находясь на опоре всего 0,14 с, наращивая активность и помогая продвижению вперед махом бедра вперед-вверх с одновременным акцентированным отталкиванием левой ногой (кадры 18—19). Здесь, на наш взгляд, появляется первая неточность, последствия которой влияют на построение дальнейшей цепи движений и конечный спортивный результат.
На кадрах 18—20 видно, что копьеметатель слишком усердно выполняет маховое движение правым бедром вверх (траектория правого колена идет под углом 25°). Ситуация усугубляется активным доталкиванием левой стопой, усилия которой под углом 65° направлены также в основном вверх, в связи с тем, что спортсмен был на опоре почти на прямой ноге, а отталкивание по динамике совпадает с махом правой ноги.
Инстинктивное желание спортсмена сохранить вертикальное положение плеч относительно таза заставляет У. Хона несколько «замахнуться» (кадры 21—22), что и приводит к увеличению длины и времени скрестного шага, т. е. фазы полета, которая длится 0,20 с. Этим самым несколько нарушается общая ритмическая структура бросковых шагов, когда длительная фаза полета в скрестном шаге обрекает атлета на бездействие.
Однако природное и, видимо, выработанное тренингом чувство равновесия, а также большая физическая сила позволяют спортсмену занять хорошее исходное положение для начала финального усилия (кадр 25). И здесь видны характерная точность и чистота исполнения движений У. Хоном: голова, правый тазобедренный сустав, колено и правая стопа составляют одну прямую линию. С этого момента спортсмен выполняет несколько очень интересных и своеобразных элементов.
Первый из них — положение головы. Придя на правую ногу, У. Хон не пытается поднять подбородок, обеспечивая этим максимальную свободу правой руки.
Второй — финальное усилие спортсмен начинает вытягиванием левой руки в сторону метания и подъемом правой ноги на носок, сохраняя при этом угол сгибания коленного сустава (кадры 26—28).
Третий — копье держится таким образом, что кисть повернута кнаружи, а не вверх, способствуя оптимальной амплитуде движений.
Проводя воображаемую прямую линию (после прихода на правую ногу) через голову, правый тазобедренный сустав, правое колено и стопу, проследим за ее продвижением дальше. С кадра 28 заметно, что по мере продвижения спортсмена каждое звено, начиная со стопы, последовательно отстает в движении вперед, а прямая линия постепенно перестраивается на левую сторону и приобретает четкие очертания незадолго до постановки левой стопы (кадры 31—32). Спортсмен как бы «идет» всей левой стороной туловища на бросок, оставляя максимально сзади (до кадра 32) руку с .копьем.
Здесь начинают проявляться последствия ошибки, допущенной в скрестном шаге. Излишне долгая постановка левой ноги, которая неизбежна после длинного скрестного шага и фазы амортизации на правой ноге, приводит к тому, что спортсмен, ожидая в привычном для себя ритме опоры, все еще не получает ее. А «пусковой» механизм начала броска уже срабатывает, и в движение активно включается рука с копьем, что выражается в сгибании локтя и «сдергивании» копья с траектории разгона (кадры 31—35).
Для подтверждения приведем цифровые данные: время выполнения последнего броскового шага — 0,24 с, угол атаки копья на кадре 24—46°, на кадре 35—38°.
После постановки левой ноги на грунт (кадр 33) У. Хон занимает почти образцовое положение для выполнения последующей части финального усилия. Слово «почти» мы употребим потому, что выпрямленный локоть правой руки позволил бы спортсмену еще больше увеличить длину финального усилия и точнее направить копье по траектории, заложенной в скрестном шаге.
Кадры 33—39 совершенно очевидно показывают, что спортсмен имеет исключительно прочную опору на двух ногах, максимально используя горизонтальную скорость разбега, посредством опоры переводя ее через туловище и руку на копье. При этом спортсмен не пытается искусственно ускорить движение снаряда резким броском плеч вперед, а максимально использует опору, поднимая подбородок вперед и стараясь сохранить вертикальное положение туловища, что ему в этом броске не удается в полной мере из-за чрезмерно длинного последнего шага. Отрыв правой стопы от грунта также характерное следствие этой же ошибки (кадры 34—41).