Год рождения — 1962-й, место рождения — город Измаил Одесской области. Вес 54 кг, рост — 169 см. Мастер спорта международного класса. Студентка 3-го курса ГЦОЛИФКа. Легкой атлетикой — прыжком в длину занимается 11 лет. Лучшие результаты: 7,25 — зимой, высшее мировое достижение, летом — 7,29 — рекорд СССР.
—- Скромная, добрая, заботливая! Хозяйка, каких поискать надо. Великий кулинар: мясо приготовит — пальчики оближешь. А борщ украинский, а пирожки печет какие... Сластена! А поет как...
Это Анатолий Бескровный, известный прыгун тройным, о своей супруге.
— Трудолюбива до фанатизма. Двигательно одаренная, психологически устойчива. Целеустремленна. Трудно входит в спортивную форму, но если готова — борьбе отдает всю себя без остатка.
Это тренер Вячеслав Федорович Соколов о своей ученице.
— Общительна. Презирает ложь и лицемерие. Неуемная фантазерка. Строга к себе, своим поступкам. Переживает неудачи, но если в настроении — радость через край.
Это члены сборной команды Москвы о своей подруге.
А все сказанное — о Галине Чистяковой, победительнице зимнего чемпионата СССР, установившей под крышей кишиневского манежа высшее мировое достижение в прыжке в длину — 7,25.
То, что Чистякова фантазерка, я убедился в первые же минуты нашего знакомства. А то, что фантазия помогает ей устанавливать рекорды, к такому выводу пришел неожиданно. Впрочем, вот что сказала сама Галина при первой нашей встрече. После того, как прыгнула на 7,25.
— Хотите верьте, хотите нет,— а эту «семерку» я увидела накануне во сне. Во сне, пониматете! Как сейчас вижу цифру семь, а потом еще какие-то числа. Я все хотела их прочитать. Когда открыла глаза, в комнату сквозь занавески било солнце, небо было чистым-чистым, голубым-голубым. И такую радость я неожиданно почувствовала, что, с трудом обычно пробуждаясь от сна, тут встала прямо-таки с песней. И так у меня стало хорошо на душе, что я уже не боялась предстоящих соревнований, так здорово представляла себе предстоящие прыжки. Хотелось лететь и лететь куда-нибудь ввысь. Тем, кого не посещают такие чувства, трудно меня понять, а тем более поверить мне. Поверить в то, что мой рекорд начался всего-навсего с простого сна. Нет, стойте, сон не простой, а цветной. Вот так! Я и в первый раз, когда установила рекорд страны, прыгнув на семь двадцать девять, не поверите, тоже во сне накануне «семерку» увидела.
Вот и не верь после этого в магическую силу сновидений. А если по-хорошему, конечно, то Чистякова немного суеверна. Она так мне и сказала: «Да, я суеверна». Это когда ее спросил о планах на будущее. И еще она тогда добавила, что вообще не любит загадывать. Хотя прекрасно понимает: нельзя
жить сегодня без думы о будущем. И все-таки ничего с собой поделать не может: не любит загадывать наперед, и все тут.
Зато мечтать она умеет. И о будущем думает немало. Мечтает, например, чтобы для женщин тоже проводили состязания по тройному прыжку. Не знаю, то ли это влияние супруга Анатолия Бескровного, с которым она ныне часто проводит тренировки, то ли на самом деле вид этот ей по душе. Она даже на одной из тренировок «завелась» с парнями и прыгнула на 12,80.
Тут-то она мечтает смело: через год, говорит, 13,50 освою. Фантазирует, конечно, но тренер подтвердил: раз сказала, значит, прыгнет. Ну не знаю, как с тройным, а в прыжке в длину она уже свое слово сказала. Лучше написать так: Чистякова еще не сказала своего слова. Я так понимаю, что свой летний результат — 7,29 она обязательно улучшит, раз вон как зимой распрыгалась. Прошлый сезон она куда как слабее начинала, а летом рекорд страны установила.
С Чистяковой разговаривать интересно. И не потому, что она симпатичная и веселая девушка, но и потому — и даже скорее поэтому — что много знает и много понимает. Она в нашей короткой беседе столько подробностей вспомнила о своем первом прыжке, что создавалось впечатление: не в семьдесят первом году она прыгала, а вчера. С какой гордостью называла Галя свои первые победные 3 метра 45 сантиметров, будто речь шла не о простом прыжке, а по крайней мере о мировом рекорде. А ведь всего-то 3,45. Но «босиком и по траве...» Со стороны послушать — фантазирует, но по тому, как смотрит в глаза, чувствуешь — было все это, было.
А вот чего не любит, так это загадывать. И по той лишь причине, что не любит хвалиться. Как она говорит, объясняя эту свою черту характера, что обожглась раз на молоке, теперь приходится на воду дуть. Меч тала она в свое время высту пить на Московской олимпиаде Еще как мечтала! И не было наверное, на свете человека который бы не знал об этом А Галина не только не стала участницей Игр в Москве, но и вообще хотела бросить спорт. Не росли у нее результаты, вроде как в восьмидесятом предела достигла. Три сезона после Олимпиады не могла оправиться Чистякова. Не росли результаты и все. Будто сама судьба устроила ей испытание на терпение. Другая бы отчаялась, опустила руки, смирилась.
— Все от того, что сама себя нахвалила,— с нескрываемым юмором вспоминает те годы Чистякова.— Размечталась, тоже мне барышня, олимпийцем стать. Как мечтала! Ульрика Мейферт в свои шестнадцать лет олимпийской чемпионкой стала. Я что, думала, хуже ее, не смогу что ли... Мне-то уже восемнадцать было тогда! Но дело не в возрасте. Я думаю так: если стал олимпийцем, то за победу борись, в сектор выходи без скидки на возраст. В борьбе все равны, а выигрывает сильнейший. И терпеливый.
И все-таки она верила, что снова запрыгает. Верила и в то, что перепрыгнет рубеж семи метров. Вот только когда? Ей хотелось побыстрее, а Вячеслав Федорович, ее тренер, не торопил. Старался фундамент покрепче построить. Исподволь подводил ее к мысли о высоком результате. И, казалось бы, вот-вот настал этот момент, но вдруг снова срыв. Опять работа с самого начала. Она так уж привыкла начинать все сначала, что каждый сезон фактически начинала с нуля.
Вот и после рождения дочери пришла к тренеру как новичок. Про себя, правда, решила, будь что будет: в последний раз попробую и все. Не получится —. брошу. Своих дум она, конечно, тренеру Не раскрыла. Даже мужу не сказала. А у нее вдруг стало все получаться. И результаты резко подскочили, и легче она стала нагрузки переносить.
Может, с тех пор и стала «суеверна», не загадывает наперед больше, боясь, как говорится, сглазить. Хотя я уверен, что планы на будущее строит. Наверняка о мировом рекорде думает. Не говорит вслух, не мечтает, но думает. А что это так, я понял сразу, как только она, отвечая на мой вопрос, сказала, что девушки с ростом метр шестьдесят девять свободно могут улетать за семь пятьдесят. Чистякова сказала так, не зная, что у меня уже были ее росто-весовые данные.
— В восемьдесят восьмом году,— рассуждает Галина,— мне будет двадцать шесть лет. Виктор Санеев свою первую золотую медаль выиграл в двадцать три года, а последнюю — серебряную — в тридцать пять лет. Так что я, считайте, только начинаю прыгать.
Что ж, Галина Чистякова и правда начинает только-только прыгать. В новом только измерении.