Накануне чемпионата Европы 1982 г. на последнем учебно-тренировочном сборе в Подольске ко мне подошла Екатерина Фесенко и сказала, что отныне она не видит никаких препятствий к тому, чтобы тренироваться совместно со своими подругами Анной Кастецкой (сейчас ее фамилия Амбразене) и Еленой Филипишиной в группе сильнейших барьеристок сборной команды СССР. Как видим, по сути своей предложение Екатерины было просьбой, а по форме — довольно категоричным требованием.
Учитывая, что чемпионат Европы был последним стартом сезона, я отложил решение этого вопроса до его окончания, посоветовав спортсменке еще раз обдумать свой шаг. Фесенко согласилась на эту небольшую отсрочку, но тут же предупредила, что мнения своего не изменит. Твердости характера будущей чемпионке мира было не занимать.
Хочу сразу оговориться, что мое решение об отсрочке вовсе не было продиктовано сомнениями в обоснованности просьбы Фесенко. Более того, я считал, что для нее тренировка в рядах сборной команды СССР являлась насущной необходимостью уже в течение нескольких последних лет.
Моя первая встреча с Екатериной Фесенко (Грунь) состоялась еще в 1980 г. в том же Подольске. Ее спортивный стаж к тому времени насчитывал уже почти 9 лет. Катя начала заниматься легкой атлетикой в тринадцатилетнем возрасте в Краснодаре в группе Афанасия Александровича Калюжного. После обязательного для новичков курса общефизической подготовки она специализировалась в беге на 400 м и через 7 лет занятий выполнила норматив кандидата в мастера спорта СССР. С 1978 г. ее подготовкой руководил заслуженный тренер РСФСР Анатолий Михайлович Никитин. Через год Екатерина выполнила норматив мастера спорта, а в 1980 г. стала мастером спорта СССР международного класса в беге на 400 м с/б — 55,66.
В основе ее достижений в барьерном беге лежала довольно высокая скорость. Гладкую 400-метровую дистанцию Фесенко пробегала тогда за 52,26. И на тренировочном сборе в Подольске в 1980 г. она выделялась из всех барьеристок быстротой пробегания различных отрезков. В свою очередь и Екатерине было чему поучиться у сильнейших барьеристов страны, поскольку у нее были недочеты в ритмике бега и в технике преодоления препятствий.
Однако в последующие годы мы редко видели Фесенко на совместных сборах. Дело в том, что ее тренер А. М. Никитин считал, что спортсменку высокого класса можно воспитать и изолированно от централизованной подготовки. И результаты Фесенко в 1980 г., казалось бы, убеждали в его правоте: Екатерина стала мастером спорта международного класса, победила на матче РСФСР — Румыния в Сочи и завоевала две золотые медали на чемпионате СССР в Донецке в беге на 400 м с/б и в эстафете 4X400 м. Но в последующие два года рост результатов спортсменки замедлился, что видно из таблицы динамики ее достижений по годам.
В 1981 г. Екатерина на чемпионате СССР заняла только 4-е место и ухудшила свой личный рекорд на 1,5 с. В следующем году лучший результат был уже 55,42, но и он принес на первенстве страны лишь бронзовую медаль. А на чемпионате Европы в Афинах Фесенко в финале заняла 7-е место.
Не вступая в полемику с А. М. Никитиным, хотел бы все же высказать свое мнение о пользе тренировки в группе сильнейших.
Я совершенно убежден в том, что совместная подготовка высококлассных атлетов приносит несомненную пользу не только каждому из них в отдельности, к но и всей группе в целом, способствует более быстрому росту результатов. К тому же каждому спортсмену, выдержавшему жесткую конкуренцию в группе равных по силам атлетов, затем легче выдержать еще более жесткое соперничество в международных стартах. Образно говоря, он делается неуязвимее к целому комплексу сбивающих факторов в зарубежных состязаниях.
За примером далеко ходить не нужно. Советская школа метания молота всегда была сильна тем, что у нас одновременно вела подготовку целая групг па примерно равных по силам молотобойцев. Я уже не говорю о том, что сильный коллектив единомышленников не только способствует спортивному росту своих членов, но и обладает огромным потенциалом воспитания необходимых моральных и чисто личностных человеческих качеств. Вот почему я был убежден, что появление в нашей группе Екатерины Фесенко даст ей возможность проявить во всей силе свой спортивный талант, усилит группу и будет способствовать укреплению позиций и росту достижений наших барьеристок на крупнейших международных соревнованиях.
Итак, после чемпионата Европы Фесенко не переменила своего решения, и отныне моя задача состояла в том, чтобы помочь ей возможно быстрее стать полноправным членом коллектива сборной команды. Задача эта при всей своей внешней простоте (фактически Фесенко по своим результатам и званиям входила в сборную) все-таки довольно Сложна в психологическом плане. Ведь у себя дома, в Краснодаре, она была безусловным лидером. А я по своему опыту знаю, что в «домашней» группе лидер всегда пользуется некоторыми привилегиями, может иногда покапризничать, претендуя на повышенное внимание тренера.
В сборной же команде, где каждый спортсмен, по сути дела, лидер, у нас все равны, в равной степени борются за честь представлять нашу страну за рубежом. Это честная и справедливая борьба честных и справедливых людей. Обязательным условием для всех барьеристок группы является беспрекословное выполнение тренировочной программы. У нас редко возникают вопросы в процессе занятий: все подчиняются тренеру. Обсуждение плана — вот место для решения всех спорных вопросов, всех проблем, связанных со стратегией и тактикой подготовки. Но когда план принят, он должен быть выполнен.
Вообще процесс «вживления» Екатерины в группу прошел быстро и безболезненно. Конечно, как у всякой женщины, у нее возникают иногда капризы, порой она несогласна с каким-то моим решением и выражает свое несогласие прямо на дорожке. Но, по правде говоря, меня такие редкие случаи больше забавляют, нежели огорчают. Зато после занятия наши беседы занимают не меньше времени, чем сама тренировка. И уверен, что если бы посторонний человек услышал наши споры, то вряд ли бы он смог в них отличить спортсменку от тренера с двадцатилетним стажем. Настолько глубоко разбираются нынешние спортсмены в вопросах методики тренировки или техники барьерного бега.
Впрочем, вряд ли стоит выделять в этом смысле Екатерину Фесенко. Таковы все члены нашей группы — трудолюбивые, эрудированные, готовые всегда помочь друг другу советом и делом. В этом смысле я считаю себя очень счастливым человеком. Своим отношением к тренировкам и режиму, своей преданностью нашему делу, своим отношением к тренеру и ко всем окружающим спортсмены превращают мой труд в подлинное творчество.
Конечно, и в нашем деле не обходится без потерь и издержек. Так, например, случилось, когда вопреки моим возражениям исполняющий обязанности главного тренера группы спринтерского и барьерного бега включил на тренировочный сбор за рубежом Елену Фи-липишину и призера афинского чемпионата Александра Яцеви-ча. Оказавшись оторванными от своей группы, от друзей и тренеров, эти спортсмены получили, не побоюсь этого слова, психологическую травму и резко снизили свою подготовленность. Пагубность этой ошибки сказалась на их выступлении на Спартакиаде народов СССР, где Филипишина заняла только 4-е, а Яцевич — 5-е место. Они и не попали в сборную команду. Не случись этого, мы имели бы в финалах чемпионата мира в беге на 400 м с/б еще по одному нашему спортсмену.
Но вернемся к подготовке и выступлениям Екатерины Фесенко.
Зимний тренировочный период прошел очень продуктивно. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что Фесенко чрезвычайно тонко чувствует пределы той нагрузки, на которую адекватно реагирует ее организм. Я, со своей стороны, внимательно прислушивался к ее пожеланиям. Это позволило ей еще зимой установить ряд личных рекордов на различных беговых отрезках и вселяло надежды на будущее.
Предсезонная подготовка закончилась в конце апреля соревнованиями в Ташкенте на призы газеты «Правда Востока». Здесь в роли лидера и зарекомендовала себя Анна Амбразене, установившая высшее достижение страны при ручном хронометраже — 54,6. Фесенко, бежавшая в этом же забеге, своим напором уже тогда показала, что способна преподнести сюрприз любой сопернице и бороться за медали самой высокой пробы.
Правда, в том беге у Фесенко не обошлось без сбоя на восьмом барьере (барьеристы знают, что это один из ключевых участков бега), который, конечно, не остался незамеченным для специалистов, присутствующих на состязаниях. Я же, если говорить откровенно, был даже рад тому, что эта ошибка проявилась в начале сезона, ибо имелось еще достаточно времени для ее исправления. Этому и была посвящена вся наша работа вплоть до середины июня, когда сильнейшие атлеты страны приняли старты на Мемориале Знаменских и на VIII летней Спартакиаде народов СССР.
В первом старте Анна Амб-разене еще более упрочила свое лидирующее положение, установив новый мировой рекорд — 54,02. Здесь Екатерина была второй, и ее результат — 54,55 превышал прежний рекорд страны.Через 10 дней — спартакиадный старт. К сожалению, погода преподнесла нам неприятный сюрприз: в. день финала было холодно, ветрено, шел дождь. Но и в этих неблагоприятных условиях Амбразене и Фесенко показали высокие достижения и получили право стартовать в Хельсинки.
Какова же была расстановка сил накануне чемпионата мира? Во главе списка сильнейших стояли фамилии Амбразене и Фесенко. Далее, также с высокими результатами, расположились барьеристки из ГДР Эллен Фидлер, Петра Круг и Петра Пфафф. Помнили мы и о том, что грозной соперницей станет в Хельсинки и чемпионка Европы 1982 г. Анна-Луиза Скоглунд из Швеции. Остальные спортсменки из США, Великобритании и Румынии уступали лидерам и не могли считаться соперницами в борьбе за медали. Думал ли я о том, что Фесенко станет чемпионкой мира? Нет. Такой уверенности у меня не было. Спорт есть спорт.
Но вот на то, что и золотая, и серебряная медали могут быть нашими,— на это я крепко рассчитывал.
Екатерина стартовала в первом же забеге вместе с Скоглунд. Перед бегом она настраивалась на победу: важно было лишить чемпионку Европы психологического преимущества. И она выполнила задачу: выиграла у соперницы 0,4 с. В третьем забеге Амбразене показала лучший результат среди участниц всех забегов.
И в полуфинале жребий свел Фесенко и Скоглунд. Уделив все внимание шведке, Екатерина не заметила финишного рывка П. Пфафф из ГДР и на финише была второй. Впрочем, это не беспокоило спортсменку: место в финале ей было обеспечено. Во втором полуфинале вновь лучший результат показала Анна Амбразене, еще раз продемонстрировав серьезность своих претензий на титул чемпионки.
Финал состоялся 10 августа. Анна с самого старта захватила лидерство и удерживала его до заключительных метров дистанции, когда Екатерина начала свой финишный рывок. Ленточки они коснулись одновременно, и только зоркий глаз фотофиниша определил преимущество Фесенко. Преимущество в одну сотую долю секунды. Такова цена победы в современном спорте.
Золотая медаль была вручена Екатерине Фесенко. Можно ли желать себе лучшего подарка в день своего рождения?!