Именно так спортивная пресса всего мира оценила то, что произошло в первый день легко атлетических соревновании Игр XVII Олимпиады в Риме. Конечно, каждые олимпийские игры богаты сюрпризами, но, согласитесь, когда спортсменка вдруг выступает не в «своем» виде, да еще при этом устанавливает олимпийский рекорд, побеждает сильнейших соперниц, такое случается не часто. Однако обо всем по порядку.
Вера Крепкина (ее девичья фамилия Калашникова) еще в 14 лет была разносторонней спортсменкой. В 1947 г. она выполнила нормативы второго разряда в гимнастике и лыжном спорте, увлекалась акробатикой. В том же году учитель физкультуры Валентин Дмитриевич Кавригин взял резвую девчушку в школьную команду, которой предстояло участвовать в легко атлетических состязаниях. И, хотя Вера бежала босиком, на финише стометровки она была первой, но из за малого роста пробежала под ленточкой...
После окончания школы Вера поступила в вологодский железнодорожный техникум. Там и нашла ее тренер Валентина Александровна Дорогова. Тренируясь под се руководством, Вера одержала спою первую большую победу: стала победительницей первенства Северной железной дороги и получила свои первый приз очень нужные в те суровые послевоенные годы тулуп и валенки.
В 1951 г. на чемпионате страны Вера Крепкина заняла 4-е место в беге на 100 м и была включена в олимпийскую команду. Выступление в Хельсинки не принесло лавров нашим бегуньям: они сумели занять только 4-е место в эстафетном беге 4\100 м. Но для Веры эти состязания стали хорошей школой приобретения мастерства. По возвращении с Олимпиады она завоевала 4 золотые медали на первенстве СССР. В это время Крепкина тренировалась уже в группе Галины Филипповны Туровой, заслуженного мастера спорта, а потом и заслуженного тренера СССР (первого в легкой атлетике среди женщин).
Считалось, что лучшей спортивной формы Крепкина добилась в 1958 г., когда она повторила мировой рекорд в 6еге на 100 м 11,3 и заняла 2-е место на чемпионате Европы в Стокгольме. Но подлинного взлета оставалось ждать еще два года...
В 1960 г. Вера готовилась к выступлению на Олимпиаде в Риме в спринтерском беге. Однако произошло непредвиденное. По ряду причин она плохо переносила упражнения с тяжестями, и Турова заменила тяжелую штангу силовыми прыжковыми упражнениями. После этого естественным было, что Крепкина несколько раз выступила в прыжке в длину и показала результаты, превышающие 6 м. Происходило это на внутренних состязаниях (достаточно сказать, что Крепкина ни разу не была даже призе ром чемпионатов СССР в этом виде), и о результатах се практически никто не знал. Однако в преддверии Олимпиады Г. Ф. Турова настояла на том, чтобы Крепкину включили в олимпийскую заявку и в прыжке в длину.
Ее имя не значилось ни в одном из прогнозов. Специалисты отдавали предпочтение олимпийской чемпионке Мельбурна Эльжбете Ксешиньской из Польши, немке Хильдрун Клаусе, нашей Валентине Шапруновой, но никто не принимал всерьез участия в прыжках спринтера Веры Крепкиной.
Поначалу лидировала Ксешиньская 6,25. Но в пятой попытке, отлично использовав свою спринтерскую скорость, Вера улетела на 6,37. Это было новым олимпийским рекордом, лишь на 3 см уступающим мировому рекорду X. Клаусе. Так в секторе римского «Стадио олимпико» родилась самая большая сенсация Игр.