Людей сводит случай — гласит пословица. Что ж, если вспомнить подробности нашей встречи с Тамарой Быковой, то нужно еще раз признать верность народной мудрости.
Пять лет назад в 1978 г. я работал в системе ДСО профсоюзов, отвечал за подготовку олимпийского резерва в прыжковых видах легкой атлетики и вел тренировочный процесс нескольких кандидатов в сборную команду СССР. Во время проведения финальных состязаний зимнего Кубка СССР тренеры, как всегда, расположились на трибуне рядом с прыжковым сектором. И, как всегда в таких случаях между нами шел оживленный и довольно откровенный обмен мнениями. Тренеры делились впечатлениями по поводу техники той или иной спортсменки, замечали ошибки, сетовали на нехватку талантливых прыгуний, отмечали появление новичков.
Одной из дебютанток этих представительных состязаний была и ростовчанка Тамара Быкова, прыгнувшая в тот раз на 1,75, что было рядовым результатом. Насколько я помню в ее адрес не было высказано особых похвал. Скорее наоборот, несколько тренеров отметили явно недостаточную гибкость спортсменки. Мне же понравилась та дерзость, с которой она штурмовала предельную для себя высоту. Огрехов в технике у нее было достаточно, зато решимости — хоть отбавляй. А через несколько месяцев на весеннем учебно-тренировочном сборе в Адлере ко мне подошел старый товарищ, в то время тренер сборной СССР по прыжкам в высоту Анатолий Стрижак. Он был не один. Рядом с ним стояла высокая белокурая спортсменка, в которой я узнал Тамару Быкову. Внешне она тогда больше напоминала игрока в ручной мяч или баскетболистку — для прыгуньи она была слишком упитанной... Что мне запомнилось с этой первой очной встречи — это умные и я бы даже сказал, слегка нахальные глаза, глаза человека, который в глубине души уверен в своих силах и готов хоть завтра начать штурм больших высот.
Но, как я уже говорил, тогда Тамара имела весьма скромный для своего возраста результат — 1,75. Многие ее ровесники, ведущие спортсменки страны уже имели в своем активе прыжки за 1,85. Об этом же результате мечтала и Быкова. Она так и сказала: «Хочу доказать, что и я могу высоко прыгать». А когда человек искренне хочет, что-либо доказать в спорте, это значит, что он не пожалеет сил для любой работы.
После непродолжительного разговора о нашей совместной работе в системе ДСО профсоюзов мы определили ближайшую задачу — в летнем сезоне показать результат 1,85, — и начали подготовку.
Легко сказать, начать работать. К моменту нашего знакомства Тамара успела сменить несколько тренеров, а всем известно: сколько тренеров, столько и систем. За два месяца я сумел детально ознакомиться с предыдущей тренировкой Тамары Быковой, изучил ее слабые и сильные стороны. К первым относились большой собственный вес спортсменки — 68 кг, чрезмерная жировая прослойка, слабые мышцы спины, разноречивые представления о технике прыжка — результат работы с несколькими тренерами. Сильными сторонами были умение тренироваться осознанно, желание добиться успеха и сильный характер.
Воспитание характера началось со школьной скамьи в городе Азове Ростовской области, где Тамара окончила девять классов средней школы. Она всегда хотела быть первой, активно работала в пионерской и комсомольской организациях, была главным помощником преподавателя физкультуры, участвовала в организации школьных соревнований и сама неоднократно добивалась в них успехов. После окончания девятого класса Быкова решила по-настоящему попытать счастья в легкой атлетике. Даже не получив на это согласия родителей, она самовольно уехала в Ростов, где поступила в спортивный интернат и тренировалась под руководством тренера С. Спиридонова. За один год Тамара сумела пройти путь от новичка до кандидата в мастера!
Хочу отметить, что в первое самое трудное для нас время в решении моей задачи огромную помощь оказал тренер из Ленинграда Б. Н. Головач, добрый и умный человек, влюбленный в свое дело. Несомненно, он был тренером с большим будущим.
К несчастью, смерть вырвала его из наших рядов... Именно по его совету я не стал сразу «ломать» технику Тамары, а постарался постепенно с помощью большого числа повторений различных упражнений перестраивать отдельные элементы движений. Основой работы стали 2-недельные циклы с большой нагрузкой, после чего следовали 2—3 старта в состязаниях.
И вот в августе 1978 г. на всесоюзном Дне прыгуна высота 1,85 м была покорена. Тамару пригласили в сборную команду СССР.
Как быть дальше? Каким путем идти? С кем работать? Эти вопросы мучали спортсменку. Она советовалась со мной, и я порекомендовал ей начать совместную работу с В. М. Дьячковым. В сборной Быкова пробыла с ноября 1978 г. до июля 1979 г. В мае она показала результат 1,88, но в июне на матче СССР—ГДР — только 1,83. Затем последовал провал на Спартакиаде народов СССР, и как следствие, отчисление из сборной команды за бесперспективность и отсутствие волевых качеств.
Причины всего, что случилось, в общем, лежали на поверхности. Ни физически, ни психологически Быкова не была в то время готова к тренировке в рядах сборной. Я уже говорил, что она очень быстро прошла путь от новичка до кандидата в мастера. А это значит, что фундамента для последующей специальной работы у нее еще не было и быть не могло. Это еще предстояло создать. В сборной с ней начали вести специальную работу для достижения результатов порядка 1,95—2,00. А для нее тогда и 1,88 — были результатом форсированным. И нужно было сначала закрепиться на этом рубеже, а потом идти дальше.
В довершение всего непривычная тренировка с тяжелой штангой вызвала болевые ощущения в позвоночнике.
Словом, в сентябре 1979 г. мы снова начали тренировку. Нужно сказать, что неудачи не охладили пыла Тамары и она серьезно мечтала о выступлении на Олимпийских играх.
И все началось снова: жесткие, изнурительные тренировки. Казалось порой, что ей не хватит сил все выдержать полностью. Но она выдержала. На этом этапе работы большую помощь нам оказал другой мой ученик — Анатолий Перевезенцев. Специалисты знают, что, не обладая особыми физическими данными (рост 184, вес 78 кг), Анатолий добился довольно высокого результата — 2,26. Этому во многом способствовали специальные комппексы упражнений, на выдумку которых прыгун был поистине неистощим. К тому же Перевезенцев по профессии — врач. Он и помог мне составить набор упражнений, которые, с одной стороны, очень специфичны для прыгуний, а с другой, способствуют укреплению суставов, связок и мышц опорно-двигательного аппарата. Применение этих упражнений позволило в достаточно короткий срок повысить технический и двигательный потенциал спортсменки и выйти на рубеж 1,90.
Итак, Тамара — участница XXII Олимпийских игр. Хорошо ли она выступила? Девятое место с результатом 1,88: как оценить его? Во всех отчетах в один голос это было оценено как плохое, неудачное выступление. Но если вспомнить в каких условиях психологического давления велась подготовка к XXII Олимпийским играм, когда места в сборной были заранее закреплены за определенной группой спортсменов, ведущих централизованную подготовку, если учесть, что попадание в основной состав команды после целой серии отборочных стартов буквально пошатнуло психологическую сферу спортсменки, то и ее результат покажется не столь плохим.
Сделав глубокий анализ подготовки к Олимпийским играм, устранив ошибки в технике, проявив при этом твердость характера и психологически отдохнув, Тамара нашла в себе силы закончить сезон с новым рекордом СССР — 1,97 на чемпионате страны в Донецке.
Сезон 1981 г. начался с нового испытания характера: травма, которая на протяжении шести месяцев мешала спортсменке работать в полную силу — все это до предела сконцентрировало ее волю. Она успешно закончила сезон-81, завоевав 3-е место на Универсиаде и 2-е на Кубке Мира с результатом 1,96. Так высоко наши спортсменки за рубежом еще не прыгали.
Как видим, трудности не сломили, а закалили спортсменку. Перед началом зимнего сезона 1982 г. передо мной была уже совсем другая Быкова. Ее отличало теперь профессиональное отношение к своему делу, готовность пожертвовать всем, но только не мечтой о победе во имя своей страны, которая ей, сельской девчонке, дала возможность учиться, заниматься спортом, выступать за рубежом.
В этом году Тамара закончила факультет физвоспитания Ростовского педагогического института (теперь у нее есть заветная мечта стать и журналисткой), а тем временем шла усиленная подготовка к чемпионату Европы. Зима принесла успех — новый рекорд СССР 1,97 спортсменке из Ленинграда Ж. Некрасовой, а Быкова закончила зимний сезон со скромным результатом 1,92 (за рубежом четыре спортсменки прыгнули на 1,99— 2,00). Но зима — это зима, а нашей целью было только успешное выступление в Афинах.
К сожалению, в начале лета нам все же пришлось форсировать форму — нужно было бороться за место в сборной команде. И 26 июня Быкова устанавливает рекорд СССР — 1,98. Затем она становится чемпионкой СССР и выступает в Афинах и в Токио.
К сожалению, ни об одном международном старте Быковой я рассказать не могу, так как ни на одном из этих турниров не был... Что касается выступления в Афинах, то немногие телевизионные кадры и рассказы очевидцев — тренеров и журналистов говорят, что Быкова провела это состязание на хорошем волевом уровне. Думаю, все же, что в той ситуации, которая сложилась на секторе после того, как Тамара обеспечила себе второе место первой попыткой на 1,97, мое присутствие на стадионе помогло бы ей принять верное тактическое решение — пропустить высоту 2,00 и идти на штурм мирового рекорда — 2,02. Терять было уже нечего, а такой ход затруднял действия Мейфарт. Но, к сожалению, все это — из области предположений. Что же касается международного турнира в Токио, то победа в Японии досталась Тамаре с невысоким результатом, но ведь это была победа над Ульрике Мейфарт и Сарой Симеони. Соперницы отнюдь не собирались легко уступать Быковой. И то, что ей удалось победить, лишний раз подтверждает: нет непобедимых. Собственно этим и прекрасен спорт.
В одном из интервью после победы в Афинах У. Мейфарт сказала: «Чтобы победить, мне пришлось целый год держать себя в «ежовых рукавицах». Мейфарт говорит — год. А представьте себе, сколько же лет пришлось держать себя в этих «ежовых» рукавицах таким выдающимся советским легкоатлетам, как В. Санеев, Я. Лусис, Н. Чижова, В. Борзов, как многим другим спортсменам, чей многолетний спортивный путь отмечен рекордами, победами, высокими правительственными наградами. Многие из них уже, закончив занятие спортом, перешли на тренерскую и другую работу, но мы еще долго будем помнить их как верных спортивных бойцов нашей страны.
В тренировочном процессе физическое и нравственное воспитание спортсмена должны быть неразрывно связаны. А, следовательно, и интеллектуальное образование должно быть составной частью тренировки и вносить существенный вклад в формирование спортсменов-граждан нашего государства. Граждан, которые отличались бы не только дисциплинированностью, трудолюбием и готовностью к спортивной борьбе, но и всем своим поведением являли бы образец для нашей молодежи, неустанно заботились о повышении престижа (и не только спортивного) нашей Родины.
Но к сожалению об этом часто забывают, увлеченные только погоней за результатом ради самого результата или тех временных благ, которые этот результат приносит своему обладателю. Таким спортсменам подчас удается добиться успеха. Но, как правило, успех этот кратковременен. Ведь только высокие цели способны увлечь человека на долгий путь к вершине.
Через 2 месяца начнется летний сезон 1983 года. Сезон очень тяжелый и ответственный: Универсиада, чемпионат мира, Кубок Европы... Это последний год перед XXIII Олимпийскими играми. И во всех этих состязаниях перед нами стоит очень серьезная задача: борьба за призовые места, за золотые медали с большой группой сильных зарубежных прыгуний, которые, конечно будут стремиться решать те же задачи. Хотелось бы, чтобы Тамара, как и в последние два года, возглавила и повела в спортивные сражения своих подруг. А там не за горами й XXIII Олимпийские игры. Вторые Игры в жизни Тамары Быковой. К этим Играм она готовится как никогда раньше самоотверженно, с огоньком, и с мечтой об успехе.