За последнее десятилетие хороших результатов в толкании ядра добились не только спортсмены-гиганты, но и атлеты сравнительно невысокого роста, такие, как Э. Фейербах, Я. Бояре, Н. Абашидзе. Недостаток в росте такие спортсмены компенсируют более совершенными техническими приемами и более результативным ритмом толкания в целом.
Данная кинограмма показывает нам внешний рисунок одной из попыток Яниса Боярса (родился 12.5.56 г., рост — 185 см, вес — 125 кг) на чемпионате СССР 1982 г. в Киеве. Необходимо отметить, что Бояре на редкость стабильный толкатель. В 1982 г. во всех стартах показал результаты выше 20 м. Это говорит о том, что его тренер В. Умбрашко, «доверяя» традиционному варианту техники толкания, стремится довести его до совершенства.
Анализируя данную кинограмму, мы можем (опираясь на прежний опыт) кое-чему у Боярса поучиться. Исходная стойка на кинограмме не зафиксирована, а выглядит она так. Спортсмен смотрит в сектор и настраивается. Потом поворачивается спиной к сегменту, идет к началу круга, кладет ядро у шеи, ставит у обода правую стопу, но вес свой не переносит на нее, а оставляет на левой ноге, стоящей полметра сзади. Создается такое впечатление, что Бояре начинает толкать уже тогда, когда подходит к началу круга и ставит туда правую стопу. Все происходит мгновенно, без статических поз. Чуть качнувшись к правой ноге, он делает взмах левой (кадр 1). И если бы он мог замереть в этой позе, то начал бы падать к сегменту, потому что проекция его ОЦТ находится сзади правой ноги.
Как бы падая назад, Бояре делает резкий наклон туловища вниз и подводит к правому колену левое (кадр 2). Но он наклоняется не для того, чтобы наклон этот сохранить, а, наоборот, чтобы его использовать для последующего разгибания (кадры 3—5). Такие действия, видимо, позволяют ему почувствовать начальный разгон системы толкатель — ядро и избавляют от необходимости делать мах левой ногой и подтягивать или сгибать правую ногу. Левая нога рефлекторно выставляется назад к сегменту, а правая, тоже рефлекторно, подставляется под его ОЦТ. В результате такого энергичного разгона Бояре заметно сократил общее время толкания (до 0,94 с), если считать время от позы на кадре 2 до момента вылета ядра (кадр 13).
Кроме динамичного разгона нужно обратить внимание на образцовый приход на правую ногу спиной в направлении толкания (кадр 5) и «чистое» выполнение самого толчка (кадры 6—13).
Признаками «чистого» толчка можно считать следующие факторы:
долгий и прочный упор в левую ногу (кадры 6—9);
направление выпрямления правой ноги, происходящее почти в одной плоскости с направлением выпрямления правой руки;
движение левой рукой «через верх», что не дает туловищу вращаться вокруг вертикальной оси. Поэтому толчок получается прямо-вперед-наверх;
конечное выпрямление тела, близкое к идеальному (кадры 12—13);
отсутствие поворота головы влево и «изломов» в туловище.
Конечно, одного внешнего описания рисунка движений Я. Боярса слишком мало, чтобы использовать сказанное в практике другого спортсмена. Для этого нужно знать, что говорит тренер при работе над техникой и каковы ощущения спортсмена при таком варианте толкания. Не знаем мы и методических приемов «скульптора» Умбрашко. Да даже если бы и знали, то от «знать» до «уметь» — дистанция большая. Но ведь важно сделать хотя бы первые шаги в познании. В этом смысле кинограмма Я. Боярса — это «информация к размышлению».
Одним из главных показателей высокого мастерства тренера считается равномерный рост результатов его ученика. У Боярса, правда, начальный результат был очень высокий: на первом году занятий толканием ядра он в 17 лет показал результат 13,40. Но потом в 18 лет всего 15,20. Кто из тренеров стал бы работать со спортсменом небольшого роста и уже, как теперь утверждают, «стариком»? Бояре стал мастером спорта СССР только в 22 года. Как работать тренеру, когда его ограничивает «возрастной ценз»? Завидное качество тренера «уметь ждать» и позволяет ученику планомерно расти и в конечном итоге дойти до высокого мастерства. Уметь ждать — это значит реально планировать, что, видимо, и делает тренер В. Умбрашко.
Чтобы помочь тренерам в реальности планирования, в ЦСК профсоюзов разработаны критерии по категориям мастеров спорта СССР и мастеров спорта международного класса в метаниях. Выполнивший норматив мастера спорта (18,20) в толкании ядра (мужчина) считается мастером спорта III категории. Показав результат 19 м или 6 раз толкнув ядро за 18,20 м, он становится мастером спорта II категории. Далее, показав 20 м или 6 раз толкнув снаряд за 19 м, становится мастером спорта I категории. Потом спортсмен юридически становится мастером спорта международного класса, если показал в календарных соревнованиях 20,60. Но для планирования он является мастером спорта международного класса III категории, если 4—6 раз толкал ядро за 20 м. Кто показал результат 21,30 м или 4—6 раз толкал за 20,60 будет мсмк II категории. Если достиг 22 м или толкнул 4—6 раз за 21,30, то становится на высшую ступень — мсмк — I категории. Конечно, введение такой категорийности — Мера условная, но при правильном планировании и умении реализовать план толкатель может (в среднем) в каждом следующем сезоне переходить в следующую категорию.
Динамика результатов
1973 г. — 13,40
1974 г. — 16,20
1975 г. — 10,64
1976 г. — 17,07
1977 г. — 17.75
1978 г. — 18,88
1979 г. — 19.42
1980 г. — 20.02
1981 г. — 20.32
1982 г. — 21,31
О. Григалка, заслуженный мастер спорта В. Папанов, тренер ЦСК профсоюзов.