Значение оздоровительного бега для гармонического развития, укрепления здоровья и повышения общей работоспособности детей и подростков, школьников, студентов трудно переоценить. К сожалению, в учебных программах по физической подготовке в школах и вузах бегу на выносливость отводится мало времени. Но тем не менее бег становится среди молодежи все популярнее. Одни приходят в КЛБ, другие пытаются заниматься самостоятельно. И как знать: не осталось ли среди тех, кто не попал в ДЮСШ или спортивную секцию по бегу, будущих Болотниковых! Многие ребята, занимающиеся сегодня оздоровительным бегом, мечтают прийти в спорт. Для них и открывается на страницах журнала «Бег и здоровье» школа бега, девиз которой «От оздоровительного бега — к спортивному».
В серии статей будут изложены в популярной форме научные основы и практические рекомендации по методике организации и построения самостоятельных или совместных с родителями и под руководством учителей занятий бегом для детей 7—12 лет, подростков 13—16 лет, юношей 17—21 года, то есть для лиц, имеющих перспективу в достижении высоких спортивных результатов. В первую очередь задачей этих публикаций будет привлечение к регулярным занятиям бегом и оказание практической помощи всем, кто хочет начать тренировки самостоятельно или в организованных группах и клубах при школах, ПТУ, техникумах и вузах, чтобы подготовиться к участию в спортивных соревнованиях. Наши рекомендации будут основываться прежде всего на возрастной градации и рассчитаны на людей, практически здоровых или имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья. Особенно это относится к тем, кто имеет лишний вес, незначительные функциональные отклонения в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах организма. Первую, вводную, беседу в программе нашей школы ведет доктор педагогических наук, профессор Юрий Георгиевич Травин.
Начинающим занятия бегом — и детям, и их родителям — следует усвоить основные педагогические принципы тренировки: постепенность, систематичность и индивидуализацию.
Принцип постепенности предусматривает постепенное повышение нагрузок (увеличение объема и скорости бега). Это связано в первую очередь с тем, что функциональные изменения и адаптация органов и систем к беговым нагрузкам происходят не сразу, а на протяжении нескольких месяцев. Необходимо, чтобы степень увеличения нагрузок соответствовала уровню подготовленности и возможностям организма.
Систематичность определяется необходимостью многократного повторения беговых нагрузок изо дня в день, так как только это обеспечит прочные положительные изменения в органах, системах и организме в целом, что позволит без вреда для здоровья принять участие в соревнованиях на любую дистанцию.
Индивидуализация базируется на определении доступности для организма избираемых нагрузок с учетом возраста и других особенностей, связанных с уровнем развития выносливости, быстроты, силы и гибкости.
На первых занятиях следует уделять особое внимание общеразвивающим упражнениям и ускоренной ходьбе, так как, несмотря на то что бег — самое эффективное оздоровительное средство, наилучшие результаты он дает лишь в сочетании с ходьбой, общеразвивающими и специальными упражнениями, подвижными и спортивными играми, которые помогут организму быстрее перестроиться на новый режим работы и позволят перейти занимающимся к более продолжительным по времени целенаправленным тренировочным занятиям. Кроме того, это будет полезным дополнением к бегу, позволяющим совершенствовать и поддерживать уровень физических качеств и двигательных способностей, особенно у школьников, чей организм еще развивается.
Бегать лучше всего в лесу, парке, поле или на стадионе. Если возможно, старайтесь периодически менять места занятий, но можно бегать и по улицам или во дворе. Бегать зимой лучше в теплом тренировочном костюме. На ногах тапочки или кеды на толстой подошве, на руках варежки. Бегать можно в любое время дня, но не сразу после сна, лучше за час до еды или через 1—2 часа после приема пищи. После бега надо принять теплый душ или обтереться влажным полотенцем, затем обязательно растереться досуха.
Замечания для родителей и учителей, ведущих занятия. Хотелось бы особо отметить, что адаптационные возможности младших школьников чрезвычайно велики. Вместе с тем своевременно не реализованные возможности приспособления организма к нагрузкам не могут быть использованы в более позднем возрасте. Поэтому не следует откладывать начала занятий. С развитием приспособления к нагрузкам в ходьбе и беге улучшается обмен веществ (при избыточном весе и ожирении), деятельность кардиореспираторной системы и системы гормональной регуляции функций. Одновременно со снижением действия фактора гипокинезии повышается сопротивляемость организма к возникновению различных простудных инфекционных, обменных, функциональных заболеваний, ускоряется процесс выздоровления.
Под влиянием занятий увеличиваются ударный и минутный объемы сердечной деятельности в покое и при продолжительной нагрузке, улучшаются кровообращение и кровоснабжение работающих мышц и органов, работа сердца в целом экономизируется, что сказывается на снижении ЧСС (частоте сердечных сокращений) в покое и при стандартной нагрузке.
У занимающихся бегом максимальная вентиляция легких (объем воздуха, проходящий через легкие в минуту) повышается с 50 л/мин в возрасте 6—7 лет до 100—120 л/мин и более к 16—17 годам. Частота дыхания снижается с 20—24 до 16—18. Аэробные способности по показаниям МПК (максимального потребления кислорода) у мальчиков и девочек с возрастом увеличиваются в 2—4 раза.
Вместе с тем занятия оздоровительной ходьбой и бегом улучшают не только физические, но и морально-волевые способности: уверенность в своих силах,, выдержку, дисциплинированность, внимательность к учебным занятиям — и закладывают долголетие трудовой и спортивной деятельности.