Как врач, не могу не радоваться размаху, который приобретает массовое занятие бегом. Наименование «оздоровительный бег», мне кажется не совсем правильным: бег в любом проявлении всегда оздоровительный, и в этом его ни с чем не сравнимое значение. В ходьбе человек в состоянии потребить 3 литра кислорода в минуту, во время бега этот показатель увеличивается в десять раз. А главное, бег всепогоден, чего нельзя, например, сказать о лыжах.
Занятия бегом дают много неоспоримых преимуществ, и прежде всего вот какое: при нашей гиподинамии выжить без движений невозможно. Об этом много написано и будет говориться не раз. В развитии идей оздоровления хочу затронуть вопросы, наиболее часто интересующие любителей бега.
Во-первых. Несомненное педагогическое воздействие бега! Ставя перед собой задачи, преодолевая дистанцию, человек отвлеченно моделирует жизнь. Он получает удовлетворение от того, что может систематически что-то выполнять. Человек ищет в себе остатки характера и создает свой характер заново. В чем-то другом это доказать сложно, а бег позволяет проверять себя в любое время и любую погоду. И это очень важно!
Человеку предоставляется возможность думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. И может, это самое главное влияние бега. Преодолевая трудности, особенно если они благотворно влияют на организм, человек создает вокруг себя атмосферу морального спокойствия.
Во-вторых. Несомненно, благотворное влияние бега на нервную систему. Импульсы идут от конечностей и как бы заряжают подкорковые образования мозга — район мозга, ведающий настроением человека. Такая систематическая подзарядка, особенно в условиях, когда человеку за сорок лет и когда начинают развиваться явления склероза сосудов основания мозга, важна, чтобы сохранить хорошее настроение и повышенный эмоциональный заряд.
В-третьих. Многоплановое влияние бега на сердечно-сосудистую систему (сердце и тонус сосудов). Каким бы умеренным ни был бег, какими побочными бы ситуациями он ни сопровождался, это приводит к тренировке так называемых парасимпатических механизмов (холенергических). Сердце работает под влиянием двух факторов, симпатических и холенергических, и как следствие этого происходит урежение частоты пульса, показатели работы сердца становятся более благоприятными. Сердце бегающего человека приобретает как бы защиту парасимпатических механизмов. А тренировка в беге отдаляет неизбежный процесс изнашивания сердца. Все сердечные катастрофы (инфаркт миокарда, приступы стенокардии, острая сердечная недостаточность и т. п.) развиваются под повышенным влиянием на сердце симпатических компонентов. И в первую очередь гормонов адреналина и норадреналина. Когда человек тренируется, он тренирует парасимпатические механизмы (холенергические), а они являются охранительными.
В-четвертых. Несомненная польза бега в сторону нормализации артериального давления. Я имею возможность наблюдать одного человека на протяжении многих лет. Он пришел ко мне, еще молодому врачу, с артериальным давлением 200/110. Даже сегодня это звучит как тревога, а тогда мы даже не могли точно диагностировать причины этого. Но я хорошо его запомнил, поскольку не дал ему справку, разрешающую участие в соревнованиях. Прошло много лет. Однажды мы встретились во время пробега на 30 километров. С тех пор я внимательно слежу за ним. Он участвует во всех многокилометровых пробегах. Никогда не бежит в числе отстающих и никогда не бывает в числе лидеров. Но он ни разу не был и в числе сошедших! Давление его давно нормализовалось, а срок — двадцать пять лет — позволяет думать, что бег лечит иногда сильнее нас, врачей.
В-пятых. Одним из положительных последствий длительного бега (не менее трех часов!) является увеличение половой потенции. Согласно немногочисленным, но достоверным исследованиям, продолжительный бег позволяет значительно увеличиться количеству тестостерона. В жизни мужчин это первый гормон, первая сфера жизнедеятельности, связанная с инволюцией и угасанием функции, связанной с выработкой гормона. Длительный бег (и голод также!) значительно повышают выделение тестостерона и способствуют возвращению его к прежнему уровню, в значительной степени задерживая процесс инволюции.
В-шестых. В беге желательно способствовать развитию положительных моментов, а значит, бегать меньше и чаще. Было бы идеально, если бы ежедневно получалось два раза в день не менее тридцати минут. Здоровый человек после сорока лет на такой уровень может выйти за один месяц. Кстати, возраст в беге не имеет особого значения. Просто в силу психологических затруднений мы не готовы к тому, чтобы выйти на улицу и побежать. На нас давят традиции, а точнее, отсталые представления. Мы боимся совершить работу. Если человек исключает из бега скорость (самое вредное на первом этапе!) и бежит в ровном, спокойном темпе, повторю, он может выйти на уровень тридцатиминутного бега в течение месяца, но есть весьма важная оговорка: из любой системы, принятой на вооружение, нельзя делать проблему и трагедию. И то и другое неблагоприятно влияет на психику. В зрелом возрасте и тем более старом любые действия подлежат переосмысливанию. Если мне написали план действий, согласно которому я буду здоров, если начну бегать два раза в день и семь раз в неделю, а в силу каких-то причин у меня это-то не получилось... О! Только этот факт способен оказать на человека такое отрицательное влияние, что его работоспособность снизится минимум на две недели.
В-седьмых. Надо разграничить вопросы, столь тщательно разработанные в книге. Как лучше? Тренироваться вместе или соревноваться с самим собой? Стремиться в коллектив, каким являются клубы любителей бега или бегать одному? Можно и так и эдак. Решение зависит от характерологической особенности вашей личности. Для ясности возьму полярные варианты. Людям, по характеру лидерам или претендующим называться таковыми, лучше бегать одним и соревноваться с самим собой. Существует значительная доля вероятности, что более молодые и тренированные, более сильные от природы будут их опережать. А лидеры, люди с претензиями и в жизни, и в беге, претендуют на то, чтобы все время доказывать свое право быть первыми. Они и так доказывают это каждый день и каждый час. А в таком, казалось бы, отвлеченном моменте они неожиданно получат лишнюю встряску со знаком минус. Людей такого типа надо щадить. Пускай лидер остается лидером в своих глазах и в своих ощущениях. Лидеру, который затрачивает большую нервную энергию, полезнее бегать одному и этим гасить реальное возбуждение дня. Если человек не лидер, то к ведущей роли он относится спокойно и не претендует в жизни на эту роль и ему можно рекомендовать участие в системе групповых занятий. Эти люди, расположившиеся на другом полюсе, склонны жалеть самих себя. Они внимательно к себе относятся и любят и все время оберегают себя от возможного вреда. Правда, и лидеры тоже любят себя... Но во имя права быть первыми не считаются ни с чем, себя не жалеют и тратят все здоровье. А вот их антиподы заботятся о себе... И потому любое недомогание, неприятное ощущение сразу же оцениваются ими с одним исходом: как бы себя пощадить. Участие в групповых тренировках и соревнованиях дает им возможность себя преодолевать.
В-восьмых. Сейчас много говорят о так называемом беге-закале, когда в зимнее время бегают в трусах и майках. Наверное, в отдельных случаях это неплохо. Но рекомендовать в массовом варианте не стоит. Закаливающее влияние проявляется не только в этом, поэтому и бег, даже в тренировочном костюме, подвергает закаливанию.
В-девятых. В последнее время появилась точка зрения о том, что бег по твердым покрытиям вызывает боли и многих заставляет бросать занятия. Это навряд ли оправданно. Каждый бегающий человек может приспособиться и к жесткому, и к мягкому покрытию. Он может сокращать дистанцию, видоизменять обувь, увеличивая ее амортизирующие качества и т. д.
В-десятых. Сегодня резко обострился интерес к участию в марафонских и сверхмарафонских забегах (порой протяженностью в несколько тысяч километров). Говоря об определенной боязни испытать себя в марафоне, боязни вполне оправданной, можно утверждать, что среднему человеку для этого хватило бы физической активности. А вот готовности к преодолению дистанции нет. Он не может это сделать психологически и эмоционально. Это естественно. С возрастом убывают не столько физические качества, сколько вера в себя. И тогда марафон как цель становится магнитом огромной притягательной силы. Нет, не может быть речи о высоком результате, но подготовка и преодоление марафона посильны человеку среднего возраста. И в 50! И в 60! И в 70 лет! Если готовиться к этому серьезно и придерживаться элементарного режима.
Мой многолетний опыт работы со спортсменами разной квалификации и физкультурниками разных возрастов позволяет утверждать: человек не знает своих возможностей! Многочисленные исследования, в том числе и на спортсменах, в изнеможении падающих на финише, показали: они потратили не более 25 % резервных возможностей. Падение на финише (скорее психологически, не обижая молодых ребят) больше истерическое. И мы, спортивные врачи, все время получаем новые данные, заставляющие нас спрашивать самих себя: зачем человеку такое МОЩНОЕ сердце? По всей вероятности, такое сердце нужно нам. Именно такое и запрограммировано на то, чтобы при разумном образе жизни оно служило 100 лет. И даже больше!
И в этом плане бег — огромное подспорье людям, желающим продлить свою жизнь и жить творчески. Плодотворно. Долго!