На столе у меня в редакции газеты «Советский спорт», где я 13 лет редактирую выпуски «Клуба любителей бега», лежат две папки писем. На обложке одной обозначено «За», на обложке другой — «Против». Письма в обеих папках посвящены одному событию — первому Всесоюзному дню марафона.
Оно — это событие, как догадываются, верно, читатели, вызвало совершенно полярные отклики. Авторы одних писем восторженно объявляют: «Да здравствует день марафона!», авторы других сердито вопрошают: «А зачем этот день нужен, если на местах к нему не готовы?»
Как ни странно, по-своему правы обе стороны: и представители оптимистического взгляда, и пессимистического. Стало быть, и сакраментальный в таком случае вопрос: «Кто прав?» — отпадает сам собой. Нам предстоит разобраться в сути правоты именно обеих сторон. Но выясним прежде, откуда взялась сама идея дня.
Родилась она скорее всего под впечатлением организационных неурядиц московского международного марафона Мира 1983 года (оговорюсь сразу же: полностью исключенных в 1984 году). Большой наплыв любителей бега в Москву, разный уровень их подготовленности, необходимость повторной диспансеризации участников, трудности с их размещением, неспособность трассы принять такую массу бегунов, просчеты с количеством заготовленного питания и т. д. — все это вызвало поток критических писем в адрес организаторов, и как несколько неожиданное следствие критики — отказ Московского спорткомитета допустить в дальнейшем к участию в ММММ иногородних бегунов за исключением представителей Московской области. (Опять-та-ки оговорюсь: в нынешнем году все, кто приехал в Москву с целью пробежать марафон, такую возможность получили.)
Но тогда именно упомянутый отказ организаторов и протесты любителей бега, жаждущих участвовать в ММММ, вызвали к жизни идею: в те же сроки, т. е. практически одновременно, провести марафонские старты во всех столицах союзных республик, а также в ряде крупных городов страны. Идея в конце концов обрела форму официального решения Спорткомитета СССР и нашла свое место во всесоюзном календаре спортивных мероприятий.
Что же получилось на деле? Очень скоро выяснилось, что идея единого (подчеркну, единого) для всей страны Дня марафона — 11 августа — отнюдь не самая удачная. Сразу же забили отбой в республиках Средней Азии и Закавказья, где в эту пору стоит жара, спасения от которой не приносят ни утренние, ни вечерние часы. Неудачными эти сроки оказались и по ряду других причин. Скажем, середина августа для многих районов страны — разгар сельскохозяйственных работ. Для горожан — это желанное время отпусков. Наконец, во вторую субботу августа по стародавней традиции у нас отмечается День физкультурника. Для спортивных работников на местах (подчас весьма немногочисленных) день этот связан с немалыми хлопотами по организации праздника. А тут, поди же, предлагается еще одно мероприятие. Да какое — марафон! Забот с ним поболее, чем с самим праздником.
И все же 11 августа марафонские пробеги состоялись во многих городах страны. Например, Спорткомитет Украины издал приказ, в котором предлагалось провести День марафона во всех областных центрах республики, а также в Севастополе. Состоялся День марафона в ряде городов Молдавии, в том числе и в Кишиневе, где на старт вышли около 400 человек.
Накануне 11 августа я звонил в Управление легкой атлетики Спорткомитета РСФСР — пытался выяснить, в каких же городах России намечены старты марафонцев. Увы, вразумительного ответа не получил. Мне назвали несколько городов, в которых, как позже выяснилось, никаких пробегов не было. Зато теперь известно, что прошли они — и достаточно успешно — в Мурманске, Перми, Свердловске, Калуге, Рязани, Куйбышеве, Норильске (да, представьте, в Норильске и даже на далекой Чукотке в селе Лаврентия, где довольно активно работает местный клуб бега).
Впрочем, в перечислении населенных пунктов автору нетрудно и ошибиться, ибо на сегодняшний день, кроме писем читателей о марафоне, на местах нет никакой иной информации. И точно так же нет никакой официальной, точной информации о количестве участников этих пробегов. Стало быть, невозможно целиком, во всех подробностях, представить картину дня 11 августа, равно как и невозможно назвать по стране цифру бегунов, способных преодолеть дистанцию 42 км 195 м. Можно только предположить, что таковых относительно немного: где-то в пределах 15—20 тысяч человек, что в сравнении с массой бегунов — самодеятельных и объединенных в клубы — составит, вероятно, какую-то ничтожную долю процента.
«Так стоило ли городить огород?!» — воскликнет читатель в надежде, что автор клонит к этой точке зрения... И ошибется, ибо автор клонит в сторону совершенно противоположную. Огород городить, безусловно, стоило! Хотя бы уже потому, что День марафона стал праздником не только для марафонцев, но и для всех поклонников оздоровительного бега, за плечами которых стаж занятий в несколько лет.
Да, кое-где на местах формулу «День марафона» организаторы на первых порах восприняли чрезвычайно прямолинейно — только 42 км 195 м, и никаких иных дистанций. Но своевременно поступило разъяснение: День марафона — не только для марафонцев. Возможны, крайне желательны в этот день массовые старты и на других длинных дистанциях, начиная от 5 км и выше!
Скажем, в Брестском марафоне, который собрал более 270 поклонников бега из 18 городов страны, на старт классической дистанции вышли 94 человека, на старт «десятки» — 98 человек, на старт «двадцатки» — 80. В Норильске (!) День марафона — первый на Таймыре — собрал 45 членов КЛБ «Северный олень» в возрасте от 11 до 52 лет. Дистанции от 5 км до марафона. Последний бежали 19 участников. И точно также впервые состоялся марафон в Мурманске. Количество участников? На 42 км стартовало 30 человек (в основном члены КЛБ «Северные медведи», «Сохач», «Северное сияние»), на 20 км — 14 и на 10 км — 16...
Можно бы и далее продолжать перечень. Но для нас важны два принципиальных обстоятельства, которые уже отмечены. Во-первых, повсеместно организаторы включили в программу Дня марафона различные дистанции, что придало этому мероприятию определенную массовость. Во-вторых, марафонские пробеги в целом ряде городов состоялись впервые, а значит, лед тронулся!
Есть и прочие столь же немаловажные обстоятельства, которые заставляют относиться нас к идее Дня марафона с известным оптимизмом. Одно из них — организация марафона в маленьких городах, где к тому никто не обязывал, и даже в сельской местности. Так 11 августа состоялся (подчеркиваю вновь, впервые) марафон в небольшом городке Нелидово Калининской области, в селе Аликово в Чувашии, в Шадринске Курганской области (здесь, кстати, марафон проводился в пятый раз и собрал 215 любителей бега), в селе Лаврентия на Чукотке и даже... на палубе теплохода «Василий Калашников».
Таким образом, организация дня безусловно привела к резкому расширению географии марафона в стране. Все чаще он становится обычной дистанцией, сопутствующей другим длинным дистанциям. Обстоятельство это можно и нужно только приветствовать.
Обнаружился и другой факт: День марафона успешно прошел там, где активно работают клубы бега. Например, в Петропавловске Казахской ССР инициаторами первого в городе марафонского пробега стали местные КЛБ «Кировец» и «Бодрость», в Новой Каховке такую роль взял на себя КЛБ «Тачанка», в Норильске — клуб «Северный олень», в Казани — КЛБ «Аргамак», в Калуге — клуб «Пульс» и т. д. Остается лишь пожалеть, что сегодня деятельность, связанная с организацией клубов, столь бурная в 1982 и 1983 годах, несколько угасла. Нас словно удовлетворила невесть из какой статистики взятая цифра количества КЛБ в стране — 5 тысяч.
Немало, если учесть, что в 1971 году было лишь два клуба — в Москве при Доме ученых и в Ленинграде на стадионе «Спартак» в Удельной. Но даже приняв на веру цифру, отметим для себя, что она означает. В среднем в каждом КЛБ занимается 100 человек. Стало быть, наши КЛБ объединяют лишь 500 тысяч поклонников оздоровительного бега. То есть при ближайшем рассмотрении не так уж и много.
Да, День марафона выдвинул и ряд проблем. Самая элементарная — плохая организация соревнований. Сигналы SOS получены из Севастополя, из Днепропетровска, из некоторых других городов. Отделаемся в данном случае фразой: «Первый блин — комом» и оставим за собой право надеяться, что в дальнейшем организаторы исправят недостатки.
О выборе даты уже говорилось — она неудачна. Но на какой остановиться? Если внимательно присмотреться к календарям наших КЛБ, то не трудно отметить два своеобразных пика массовых соревнований на длинных (в том числе и марафонских) дистанциях — апрель — май (особенно первая декада мая, связанная с организацией множества пробегов, посвященных Дню Победы) и сентябрь — октябрь. Вот и было бы правильно проводить два Дня марафона (читай два Дня длинного бега) именно в эти периоды, исходя при назначении точной в каждом случае даты из местных условий.
И конечно же совершенно обособленно при этом должен стоять московский международный марафон Мира — марафон марафонов. Сейчас уже ясно, что проблемы, возникшие в 1983 году, связаны с неумелой работой его организаторов. Допуск к ММММ — истинному празднику поклонников оздоровительного бега — может быть значительно расширен. И прежде всего за счет распространения среди жаждущих пробежать олимпийскую трассу мира путевок на туристский маршрут № 1 «Москва — столица нашей Родины».
Остается коротко подвести итоги. Правы оптимисты, восклицая: «Да здравствует марафон!» Организация этого дня показала, сколь много у нас неиспользованных возможностей в приобщении масс к регулярным занятиям оздоровительным бегом.
Не лишены оснований и замечания в том плане, что мы к Всесоюзному дню марафона пока не готовы. Действительно, на местах дистанция 42 км 195 м собирает, как правило, очень немного участников — десяток, несколько десятков. Но давайте расширим диапазон марафонских дистанций. Пожалуй, любой бег, длительность которого лежит за пределами двух часов, следует считать марафоном. Допустимы здесь, наконец, и дистанции 10, даже 5 км.
Ясно, что сегодня нам нужно иметь, так сказать, сверстанный календарь (всесоюзный календарь) основных мероприятий наших КЛБ. Подчас ведь поклонники бега из Первоуральска понятия не имеют, что делается в плане доступных массовых соревнований рядом — например, в Свердловске. Вот и едут они на пробег в другой конец страны, хотя с таким же успехом можно удовлетворить жажду соревноваться у себя дома — в своей области, в своем крае. Здесь есть о чем подумать Всесоюзному совету КЛБ, который сегодня возглавляет профессор, доктор педагогических наук К). Г. Травин.
Вот вкратце и все размышления, которые навеяны автору письмами читателей — участников первого Дня марафона.