Так называлась статья, опубликованная в М 1 «Легкой атлетики» за 1984 г. (авторы А. Якимов, П. Хломенок и А. Хломенок) и продиктованная искренним стремлением вскрыть причины, вот уже который год мешающие нашим бегунам-мужчинам на средние и длинные дистанции добиваться высоких результатов и побед на международной арене.
Как и следовало ожидать, вопросы, поднятые в статье, вызвали живой отклик читателей и специалистов в данной группе видов легкой атлетики.
Часть из них, содержащих конкретные практические предложения, публикуется в этом номере вместе с обобщающим материалом сотрудника КНГ по бегу на выносливость кандидата педагогических наук А. Самоукова.
Говоря о статье «Когда же мы будем впереди?», можно поздравить ее авторов с выполнением интересного и практически ценного исследования.
Формирование «специалистов» и «универсалов» определяется, по мнению авторов, характером тренировочных нагрузок: более разнообразные нагрузки формируют «универсалов», успешнее выступающих на мировой арене.
Недостаток подготовки наших бегунов авторы совершенно справедливо усматривают в относительно однообразном построении их нагрузок. Причиной этого считается использование принципов постепенного перехода объема тренировочной нагрузки в интенсивность и раз-нонаправленности во времени изменений объема и интенсивности нагрузки. Это приводит к тому, что в подготовительном периоде используются в основном нагрузки малой интенсивности, объем которых постепенно возрастает, а в соревновательном — нагрузки повышенной интенсивности и уменьшенного объема.
Такая последовательность, естественно, уменьшает годовой объем специализированной работы бегунов, следствием чего являются малая стабильность их выступлений и недостаточно эффективное использование их возможностей. Отметим, что и введенные критерии «километража» и «тоннажа» также направили работу наших тренеров в русло объемности нагрузок.
Итак, причиной неудач наших бегунов является совершенно недостаточный объем специализированной работы, т. е. работы с интенсивностью, близкой к соревновательной.
Рекомендация ясна: следует увеличить объем работы повышенной интенсивности! Хотел бы дополнить эту рекомендацию на основании своего опыта спортсмена и тренера 50-х годов, годов поиска и становления методик подготовки наших легкоатлетов.
Прежде всего об опыте применения повышенных скоростей пробегания тренировочных отрезков.
В свое время многие наши специалисты уже использовали этот прием, но не получили ожидаемого эффекта. Это объяснялось тем, что «острая» работа требует повышенных затрат нервной энергии, а постоянное ее повторение приводит к снижению нервного потенциала спортсмена и его результативности. Повышение объемов «острой» работы приводило к необходимости увеличения объемов восстановительного бега, а это, в свою очередь, снижало среднюю интенсивность тренировочной нагрузки за месяц и за год.
Если же объем «восстановления» оказывался недостаточным, то уже в августе — сентябре результативность снижалась и в лучшем случае спортсменам удавалось лишь повторять свои результаты, достигнутые в первой половине лета.
В дальнейшем наши тренеры ударились в другую крайность и слишком легко восприняли идеи «объемной» тренировки Черутти и Лидьярда. В их методах тренеры усмотрели явно бросавшуюся в глаза объемность тренировок и упустили рациональное зерно, раскрыть которое попытаюсь ниже.
Теперь, когда немало времени было потрачено на достижение сверхобъемов, когда в их использовании наступило «насыщение», специалисты начали задумываться о путях дальнейшего повышения результативности.
Возможность такого повышения авторы статьи правильно усматривают в увеличении средней интенсивности тренировок, в применении разнообразных тренировочных нагрузок, повышении их вариативности.
Итак, повышение интенсивности «тренирующей» части тренировок, если использовать при этом лишь пробежки на повышенных скоростях, чревато неприятными последствиями. Как же можно избежать отмеченных этих последствий применения правильно выдвинутого принципа?
В свое время мне уже приходилось писать о применении утяжеленных форм бега. Этим термином я назвал упражнения, которые по своей форме и динамической сущности, характеру и уровню развиваемых спортсменом усилий, длительности и амплитуде движений напоминают соревновательный бег. К ним относятся: прыжковый бег, бег в гору, бег по глубокому снегу, различные прыжки и скачки, выполняемые непрерывно на протяжении 3—10 мин, бег с отягощением, в тяжелой обуви и т. п.
Формы утяжеленного бега могут быть самыми различными. Выполняться он может в любое время года и в различных условиях. Интенсивность выполнения утяжеленного бега должна быть высокой, т. е. такой, чтобы к концу каждого «отрезка» спортсмен достигал «финишной» усталости.
Следует заметить, что утяжеленные формы бега, при которых искусственно растягивается фаза полета, — прыжковый бег, скачки и т. п., следует проводить только на упругом грунте. На песке, из-за его слабых упругих свойств, большие объемы прыжкового бега выполнять мы не рекомендуем. Бег по песку является очень тяжелым упражнением, но по своей динамике он слишком отличается от обычного бега.
Особенностями утяжеленных форм бега являются высокие «энергоемкость» и эмоциональность. Несмотря на трудность физического выполнения, затраты нервной энергии при его применении оказываются относительно низкими. Это объясняется условиями его применения и внешним отличием от основного тренировочного средства — гладкого бега, а также отсутствием такой «палки», как секундомер.
Эти особенности позволяют применять утяжеленные формы бега на протяжении большей части года, обеспечивая высокую среднюю интенсивность тренировок и комплексное их воздействие на бегуна, т. е. те качества, к которым стремятся авторы статьи.
Кстати говоря, рациональным зерном в методе П. Черутти, а позже в методе А. Лидьярда является не просто объемность тренировок, не просто работа с высокими скоростями, а работа с высокой интенсивностью и малыми затратами нервной энергии, которая обеспечивалась тренировкой на местности в ее различных вариантах.
Остановлюсь еще на одном отрицательном результате применения принятой у нас системы подготовки средневиков и стайеров — их недостаточной специальной силовой подготовленности как следствие применения практически только бега в качестве основного тренировочного средства. Этот недостаток обусловливает использование ими техники бега «низкого качества», которая ограничивает их скоростные возможности.
Применение утяжеленных форм бега обеспечивает достижение бегунами такого уровня специальной силовой подготовленности, который делает осуществимым переход на технику бега «высокого качества», характеризуемую относительно длинным шагом, высокой упругостью — высоким ритмовым коэффициентом активности «А», высокой концентрированностью опорных усилий и относительно длинными паузами «отдыха» основных групп мышц, принимающих участие в амортизации приземления и в отталкивании.