20—21 июля в ГДР состоялись крупнейшие легкоатлетические соревнования «Олимпийский день». На них было установлено два поистине выдающихся мировых рекорда. Копьеметателю из ГДР Уве Хону удался феноменальный бросок на 104,80. А болгарская спортсменка Людмила Андонова неожиданно покорила высоту 2,07. На 2 см превысила она недавний рекорд чемпионки мира Тамары Быковой. На «Олимпийском дне» Быкова заняла второе место с результатом 1,98.
Еще в прошлом году на пресс-конференции в Хельсинки победитель первенства мира в метании копья, соотечественник Хона Детлеф Михель предсказал скорое преодоление 100-метровой границы. Тогда, в разговоре с журналистами, достижение такого сверхдалекого результата он поставил в зависимость от наличия ряда благоприятных соревновательных условий. Напомним, что для победы в Хельсинки Михелю оказалось достаточно метнуть на 90,40. Но можно ли было предвидеть, что копье нынешнего рекордсмена пролетит чуть ли не на 5 м дальше 100-метрового рубежа, через все поле!
Да и кто мог предсказать, что так недолго продержится внушительный мировой рекорд Быковой, который она установила в конце июня в Киеве!
Вот как прокомментировал удивительные события «Олимпийского дня» заслуженный тренер СССР, наставник Быковой Е. П. Загорулько.
— Признаюсь, рекорд Андоновой в определенной мере был неожиданным, как, впрочем и результат Хона. Прошлогодний прогноз нашей спортивной науки предсказывал, что мировой рекорд в женском прыжке в высоту в 1984 году должен был продержаться на уровне 2,05. Сейчас же оказалось, что и 2,07 могут не устоять в нынешнем сезоне. Прыгуньи пойдут на штурм 2,08—2,10. И отныне спор за первые места будет вестись на очень значительных высотах. Судьба высшей награды станет решаться в прыжках выше 2 метров. Но такой прогресс вполне объясним. Ничего сверхъестественного не случилось. Просто начинают сказываться новые методы и направления тренировок. Прыжок Андоновой подтвердил то преимущество, которое имеют легкие спортсменки, с хорошими скоростными возможностями, обладающие взрывной реакцией, легкостью движений, владеющие экономичным разбегом. Думаю, в течение ближайших 8—10 лет рекорд поднимется до 2,15. Что произойдет дальше, предвидеть не берусь. Во всяком случае, по-моему, обозначить в настоящее время какой-то будущий непреодолимый предел невозможно. Жизнь опровергает самые смелые предвидения. Да и в метании копья, как нас ни впечатляет рекорд Хона, его достижение, полагаю, не будет таким неприступным и долговечным, как рекорд Боба Бимона в прыжке в длину — 8,90, установленный еще в 1968 году на Мексиканской олимпиаде.
По мнению Загорулько, нельзя сказать, какой из сегодняшних рекордных результатов значимее.
— Очень разная у видов специфика, — говорит он. — В прыжке в высоту мы имеем дело с неподвижной планкой. Она не поднимется вверх и не обозначит точно, как высоко взлетел спортсмен. А в метании копья — летящий снаряд, на который большое влияние оказывает ветер.
Загорулько спокойно воспринял потерю своей воспитанницей мирового рекорда. Уверенно выступила Андонова на «Олимпийском дне», преодолев все высоты с первой попытки. Андонова заслужила свой успех.
— Очень серьезно и сдержанно отнеслась Быкова к рекордной победе болгарской прыгуньи, — рассказывает Загорулько. — Андонова по праву заняла первое место. Нас не удивило, что рекорд установила именно она. Мы хорошо знаем эту талантливую спортсменку. Незадолго до «Олимпийского дня» она прыгнула на 1,99. Это был ее личный рекорд. В нынешнем году мы с Тамарой планировали достижение 2,05. И вот пришлось перестраиваться. Быкова взяла курс на новую высоту.