Олимпийские игры... Слова, которые в ином ритме заставляют биться сердце атлета. Уверена, что те спортсмены, которым посчастливилось участвовать в олимпийских играх, на всю жизнь сохранили светлые воспоминания о грандиозном спортивном празднике. Олимпиада прекрасна! Это не только и не просто спортивный форум молодежи пяти континентов, это не только высокие результаты, это прежде всего — мир, дружба, братская солидарность, взаимопонимание. «О спорт!
Ты — мир! Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. Ты — согласие! Ты сближаешь людей, жаждешь их единства. Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь уважать друг друга. Ты источник благородного, мирного, дружеского соревнования. Ты собираешь молодость — наше будущее, нашу надежду — под свои мирные знамена. О спорт! Ты — мир!» Прекрасны слова Пьера де Кубертена. Вот они — олимпийские идеалы, главный смысл олимпийских игр.
И как тут не вспомнить нашу Московскую олимпиаду, которая стала ярким примером высокой организации, воплотив в себе благородные идеи олимпийского движения. Вспоминаю июльские дни 1980 года. Радушие и гостеприимство москвичей. Сама столица с ее особой атмосферой праздничности и торжественности. А какие баталии происходили на спортивных аренах! Сколько было волнений, коих я давно уже не испытывала. Будто сама снова вышла в сектор, как в пятидесятые годы, снова пережила свою победу на Олимпиаде в Хельсинки, а потом еще раз — в Риме. Чувство гордости и радость, которые когда-то сама испытала, вновь мною владели, особенно когда поднимался наш красный стяг с золотыми серпом и молотом. Разве можно было не радоваться быстрым секундам Виктора Маркина или дальним метрам Владимира Киселева, оставаться безучастной к рекорду мира в прыжке в высоту Герда Вессига из ГДР, не восторгаться красивым бегом обладателя двух золотых наград Московской олимпиады эфиопского стайера Мирутса Ифтера? Разве можно было не сопереживать победу итальянского скорохода Маурицио Дамияано, не проникнуться азартом Владислава Казакевича, польского прыгуна с шестом, после установления им мирового рекорда?!
И неважно, кто был победитель, с какого прибыл он в нашу страну континента. На олимпийских играх все равны! Каждый имеет право на победу. Каждый борется за нее честно и открыто, и победителям воздаются одинаковые почести, какой бы национальности спортсмен ни был, какое бы государство ни представлял, какую бы веру ни исповедовал. Так было на Московской олимпиаде. Недаром советские люди Игры в Москве ласково называли «наша Олимпиада». И в этих словах был заложен глубокий смысл. Ведь Игры в столице нашей Родины в полной мере выразили главную олимпийскую идею — утверждение мира на земле и дружбы молодежи всей планеты. И не удивительно, что в подготовке к Олимпиаде-80 участвовали вся страна, весь советский народ. Эта Олимпиада действительно была наша.
Но у нее были и враги. Те, кто свои политические амбиции противопоставил олимпийским идеалам. Кто, прикрывшись лживой маской миротворцев, поборников свободы и демократии, нагнетал напряженность в отношениях с Советским Союзом и странами социализма, проявлял имперские притязания, бряцал оружием, нагло вмешивался во внутренние дела других народов. Мы знаем, откуда исходила эта злоба, клевета, откуда лились потоки грязи на нашу Олимпиаду — из белого дворца на Капитолийском холме в Вашингтоне. Там никак не могли смириться с мыслью, что Олимпийские игры пройдут в столице первого в мире социалистического государства — последовательного и активного борца за мир и дружбу на нашей планете.
Как бы ни злопыхательствовали американские политические стратеги, как бы ни изощрялись они в своих вымыслах, Игры XXII Олимпиады в Москве вошли в историю как яркий праздник мира и дружбы, пример истинного интернационализма и взаимопонимания. Такую высокую оценку дала нашей Олимпиаде мировая общественность. Президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч назвал Игры в Москве лучшими за всю историю современного олимпийского движения.
И вот год 1984-й. Год олимпийский, год Игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе. Вся спортивная общественность надеялась, что эти Игры тоже станут большим праздником мира и дружбы. Но по-иному представляли себе Олимпиаду нынешние хозяева Белого дома. По существу, они сразу дали понять, что Игры проведут по своему разумению и что особого значения правилам МОК, его традициям и протоколу придавать не будут. Более того, госдепартамент США даже заявил, что Оргкомитет Игр в Лос-Анджелесе (ЛАООК) — частная организация и она не обладает ни полномочиями, ни соответствующей компетентностью решать вопросы, брать обязательства, связанные с проведением Олимпиады.
Олимпиада в Лос-Анджелесе превратилась в большое коммерческое предприятие. Организаторы Игр дошли до того, что предприняли распродажу главного символа Олимпийских игр — олимпийского огня. Какое опошление благородных олимпийских идей! Для участия в эстафете олимпийского огня национальные олимпийские комитеты всегда отбирали достойных представителей своего народа. Прибытие факела с огнем, зажженным в Греции, всегда было праздничной увертюрой олимпийских игр. В честь олимпийского огня слагали стихи и песни. А ЛАООК свел величественное событие к заурядной купле-продаже, когда все равно, в чьи руки попадет «товар», — любителю спорта или мафиози, энтузиасту бега или уголовнику, выпущенному под залог. Какие там идеалы, главное — доллары на бочку, и весь разговор. И после такого надругательства огонь должен освящать состязания тех, кто приносит клятву верности благородным олимпийским принципам!
Во время подготовки к Лос-Анджелесской олимпиаде, особенно за последние два года, мощная пропагандистская машина работала на то, чтобы разжечь у про.стых американцев вражду, ненависть к Советскому Союзу. К каким только уловкам и вымыслам не прибегали, чтобы навести тень на плетень. Как много говорилось о предстоящей на Олимпиаде большой работе по поиску «шпионов» среди спортсменов социалистических стран, для чего только для слежки за «советскими агентами» выделялось 150 лучших сотрудников Федерального бюро расследования. Методам шантажа, подкупа, провокаций молодчиков из этого общеизвестного всему миру учреждения обучать не надо. Заготовка специально купленной в социалистических странах кинофотопленки с заранее отснятыми на них военными объектами США, которые собирались подкидывать спортсменам и представителям социалистических стран, это еще не самая тонкая провокация.
Но больше всего изощрялись в своем откровенном злопыхательстве многочисленные антисоветские, антисоциалистические группировки, банды бывших нацистов, изменников Родины, уголовников, террористов. Они даже создали коалицию, которую нарекли не иначе как «Запретить участие Советов в Олимпиаде-84» и которая ни от кого не скрывала свои главные цели: террор против спортсменов из Советского Союза и стран социалистического содружества.
И все эти сборища антисоветчиков, легальных и нелегальных организаций проходили на виду и при прямом попустительстве официальных американских властей. Был даже открыто объявлен план подрывных действий против делегаций социалистических стран. Он предусматривал и создание на олимпийских состязаниях невыносимых для советских спортсменов условий. Огромные средства были выделены на оплату организаторов антисоветских, антисоциалистических провокаций на местах соревнований, для издания огромных тиражей злобного антисоветского содержания листовок, брошюр, выпуска тысяч значков с надписью «Убей русского!». Были намечены похищения советских спортсменов, разработаны методы склонения атлетов из СССР и других социалистических стран к невозвращению на Родину. Дошло до того, что главарей коалиции «Запретить Советы» принимали в Белом доме. Обстановка насилия, слежки, постоянных провокаций, нападений и издевательств — вот что ждало спортсменов социалистического лагеря в Лос-Анджелесе. Гнусная антисоветская кампания, развязанная в США, вынудила Национальный олимпийский комитет СССР заявить о невозможности участия советских спортсменов в Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе.
Пытаясь снять с себя ответственность за создание нетерпимой обстановки на предстоящих Играх XXIII Олимпиады для спортсменов и представителей социалистических стран, американские власти стараются убедить мировую общественность в том, будто они здесь ни при чем. Пробуют во что бы то ни стало свалить с больной головы на здоровую. Для этого официальный Вашингтон распространяет различного рода небылицы. Тут и «отместка» СССР за бойкот в 1980 г. Олимпиады в Москве правительствами США и некоторых других западных стран, и чуть ли не страх за возможность «массового бегства» советских атлетов, как только они окажутся на «свободной» американской земле, и многое, многое другое из средств оголтелого антисоветизма, что припасены в арсеналах американской пропаганды. Но всем ясно: в США решили использовать XXIII Олимпийские игры как часть объявленного Рейганом «крестового похода» против коммунизма.
Не участвовать... Я понимаю, что значат эти слова для олимпийца, как щемит сердце от них. Готовиться все четыре года изо дня в день, мечтать о пьедестале, верить в свою победу и... не участвовать. Только истинный олимпиец может выдержать такое. Но и только истинный олимпиец может понять, что ради будущего, ради сохранения чистоты идеалов олимпизма, ради мира на земле стоит поступиться своей мечтой. Не участвовать — значит не одобрять антиолимпийских действий американских властей и организаторов Игр, значит защитить олимпийское движение от тех, кто посягает на его идеалы и цели, которые во все времена были, есть и будут высокими и благородными.
Выступая 32 года назад в Хельсинки на своей первой Олимпиаде, я навсегда запомнила искреннюю атмосферу олимпийских соревнований. Помню, как каждый день в Олимпийской деревне мы, молодежь разных стран, собирались вместе, обсуждали волнующие нас проблемы, много пели. Своим участием в Олимпиаде каждый из нас голосовал за мир и дружбу на земле. Так было 32 года назад, так было и в Москве — четыре года назад. И нет такой силы, которая могла бы противостоять желанию людей жить в мире, дружить между собой.