Поскольку в течение всего минувшего четырехлетнего цикла советские прыгуны занимали достаточно прочное место в большинстве видов среди ведущих спортсменов мира, то, очевидно, наши цели и задачи в будущем четырехлетии нужно соотносить с теми тенденциями, которые с наибольшей ясностью проявились в соревновательной и тренировочной практике сильнейших прыгунов мира. Каковы же эти тенденции?
Тенденция повышения результатов. За последние 4 года были улучшены мировые рекорды в 4 прыжковых видах из 6. В прыжке в высоту у мужчин на 3 см с 2,36 до 2,39; у женщин на 6 см — с 2,01 до 2,07. В прыжке в длину у женщин на 34 см — с 7,09 до 7,43. В прыжке с шестом на 13 см — с 5,81 до 5,94. Лишь в прыжке в длину у мужчин и в тройном прыжке рекорды Р. Бимона — 8,90 (1968 г.) и Ж.-К. де Оливейры — 17,89 (1975 г.) остались незыблемыми.
За это же время советские прыгуны улучшили рекорды страны во всех 6 видах. В прыжке в высоту у мужчин на 3 см — с 2,34 до 2,37; у женщин на 8 см — с 1,97 до 2,05. В прыжке в длину у мужчин на 3 см — с 8,35 до 8,38; у женщин на 20 см — с 7,09 до 7,29. В прыжке с шестом на 13 см — с 5,81 до 5,94 и в тройном прыжке на 11 см — с 17,44 до 17,55.
Как видим, по темпам прироста рекордных результатов наши прыгуны проигрывают мировой элите лишь в одном виде — в прыжке в длину у женщин. И для того чтобы и в будущем находиться в группе ведущих, нужно в предстоящем четырехлетии взять на прицел (я имею в виду, естественно, спортсменов, входящих в сборную команду страны) следующие рекордные рубежи: в прыжках в высоту у мужчин и женщин — 2,40 и 2,10; в прыжках в длину у мужчин и женщин — 8,50 и 7,40; в прыжке с шестом — 6 м и в тройном прыжке 17,70.
Тенденция повышения плотности результатов. Говоря подробнее о каждом из прыжковых видов, мы еще остановимся на динамике результатов 1, 10 и 25-го спортсменов в списках лучших прыгунов мира и СССР и на сближении этих уровней. А сейчас скажем только, что по итогам 1984 г. тенденция повышения плотности результатов ведущей группы атлетов проявилась особенно ярко.
Так, у мужчин высоту 2,30 и больше преодолели в мире 28 спортсменов, а у женщин высоту 2,00 и больше — 5 спортсменок и еще 15 прыгуний взяли рубеж 1,95 и выше. В прыжках в длину 18 мужчин «улетели» за 8,20 и 12 женщин — за 7,00. Высоту 5,70 преодолели 16 прыгунов с шестом и 11 спортсменов прыгнули тройным за 17,30.
Правильное понимание данной тенденции имеет непосредственное практическое значение для тренеров сборной команды СССР. Если в минувшем цикле достижение названных рубежей, как правило, а большинстве крупных международных соревнований гарантировало спортсменам призовые места, то, очевидно, в будущем призеры чемпионатов Европы и мира и олимпийских игр будут показывать более высокие результаты. А учитывая большую плотность результатов целой группы спортсменов в каждом виде, можно утверждать, что в достижении победы или призовых мест все большую роль будут играть психологическая надежность атлетов, их стабильность и точность подведения к пику спортивной формы в момент главных соревнований.
Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку на протяжении нескольких лет большей части спортсменов, входящих в сборную команду страны, не удается показать своих лучших достижений в главных стартах. Анализ выступлений прыгунов сборной на Кубке мира 1981 г., на чемпионате Европы 1982 г., чемпионате мира 1983 г. и на состязаниях «Дружба-84» показывает следующее:
на Кубке мира-81 лишь Т. Быкова и К. Волков показали свои рекордные (и близкие к ним) результаты. У остальных же разница между лучшим результатом сезона и достижением на Кубке была довольно значительной: В. Середа (высота) 2,30 и 2,18; Ш. Аббясов (длина) 8,16 и 7,95; Я. Уудмяэ (тройной) 17,04 и 16,83; Т. Скачко (длина) 6,80 и 6,49;
на чемпионате Европы-82 из 16 участников лишь 5 достигли лучших и близких к ним результатов; А. Крупский, В. Поляков (шест), В. Грищенков (тройной), Т. Быкова (высота) и Е. Иванова (длина). При этом разница между лучшим результатом и результатом чемпионата у ряда атлетов вновь была очень большой: В. Середа (высота) 2,28 и 2,21; А. Демянюк (высота) 2,30 и 2,15; Ю. Самарин (длина) 8,16 и 7,62; Ш. Аббясов (длина) 8,12 и 7,58; С. Зорина (длина) 6,86 и 6,35;
на чемпионате мира-83 процент удачных выступлений был уже выше: из 14 прыгунов 6 показали результаты, соответствующие их уровню подготовленности, что и позволило завоевать 3 золотые и 1 серебряную медаль и набрать 32 очка в неофициальном зачете. Но и здесь произошли досадные срывы: слишком много недобрали до своих лучших результатов прыгуны В. Середа — 2,35 и 2,26; В. Поляков — 5,70 и 5,40; О. Степанян — 8,09 и 7,74; С. Родин — 8,33 и 7,87; Г. Валюкевич — 17,23 и 16,41; Л. Косицына — 1,98 и 1,80;
несколько лучше выступили прыгуны на состязаниях «Дружба-84». Лучшие и близкие к ним результаты показали 11 спортсменов из 18. Слабее других выглядели прыгуны в высоту. Даже делая скидку на дождь, или холодную погоду, трудно объяснить провалы А. Демянюка — 2,33 и 2,15; С. Засимовича — 2,36 и 2,15; О. Белковой — 1,97 и 1,85.
Вывод ясен: тренерам необходимо настойчиво продолжать работу в направлении более точного достижения их воспитанниками спортивной формы к срокам главных стартов. При этом, с одной стороны, нужно совершенствовать методические умения тренеров, а с другой, бороться с порочной практикой некоторых тренеров и атлетов, намеренно планирующих пик формы к отборочным состязаниям в ущерб подготовке к основным стартам.
Что же касается качества результатов наших прыгунов первого эшелона, то о ней говорит таблица 1 (представительство прыгунов СССР в числе 10 — числитель — и 25 — знаменатель — лучших спортсменов мира в каждом году цикла). Как видим, в этом показателе мы прогрессируем в 4 видах из 6 и практически во всех прыжковых видах должны в будущем бороться за победу и за призовые места в главных стартах.
А теперь перейдем к положению, перспективам и задачам, стоящим перед прыгунами сборной команды СССР в каждом из видов (в таблицах показана динамика результатов 1, 10 и 25-го спортсмена мира (верхняя строка) и СССР (нижняя).
Высота (мужчины), табл. 2.
Как видно из таблицы, результаты советских прыгунов уступают соответствующим показателям прыгунов мира. Особенно настораживает тот факт, что в минувшем году снизились результаты 10-го и 25-го прыгунов в списках лучших. Ведь именно в этих зонах расположились наши ближайшие резервы, и замедление прогресса здесь тревожит. Так же как и то, что ряд спортсменов своих лучших показателей достигают в зимних стартах и затем не могут повторить их летом. Так, например, в январе показали свои лучшие результаты Г. Белков — 2,28, А. Морозов — 2,25 и Ю. Готовский — 2,25; в феврале достигли лучшей формы И. Паклин — 2,36, О. Палашевский — 2,28, Ю. Сергиенко и С. Ильницкий — по 2,26. А их летние результаты уступают зимним 5—6 см.
Часть спортсменов сборной — С. Засимович, А. Котович — лучших достижений добилась в мае и резко снизила уровень формы в разгар лета. Между тем и в нынешнем сезоне главный старт для наших атлетов — Кубок Европы в Москве — будет проведен точно в те же сроки, что состязания «Дружба-84». К моменту, когда пишутся эти строки, члены сборной команды в прыжке в высоту показали ряд отличных результатов, но не следует этим обольщаться, а нужно направить усилия на достижение еще более высокого уровня формы в августе, к чемпионату страны и Кубку Европы.
Судя по всему, именно в 1985 г. наконец будет взята высота 2,40, и соответственно поднимется уровень всей мировой «десятки». А подобные рубежи все-таки легче покорить высокорослым атлетам (выше 190 см). Ничуть не умаляя достижений спортсменов, которые прыгают на 48—50 см выше своего собственного роста, необходимо обратить самое серьезное внимание на привлечение к прыжкам молодых атлетов соответстующих росто-весовых кондиций.
В методическом же плане тренировка членов сборной команды СССР будет предусматривать тенденцию на увеличение скорости разбега и интенсивности средств прыжковой подготовки.
Высота (женщины), табл. 3.
В прошлом сезоне мы лишились в этом виде мирового рекорда, перешедшего к болгарской прыгунье Л. Андоновой. Но думается, что и Т. Быкова не сказала еще своего последнего слова в борьбе за обладание высшим достижением. Несомненно, на недостаточно уверенных выступлениях нашей лучшей прыгуньи в конце сезона сказалось огромное напряжение: ведь на протяжении практически трех последних лет Тамара в одиночку вела борьбу с сильнейшими зарубежными соперницами на всех крупных соревнованиях. И в этой связи (так же как и у мужчин) нас тревожит замедление темпов роста ближайшего резерва сборной (см. таблицу). Правда, обнадеживают результаты 17-летней О. Турчак, но очень много юных спортсменок, имеющих в этом возрасте также высокие достижения, не сумели развить успеха и задержались в росте. Поэтому задачей тренеров, работающих с кандидатами в сборную, является строжайшее соблюдение тренировочных программ, которые дали бы возможность повысить мастерство таких спортсменок, как О. Турчак, Л. Петрусь, А. Козакова. При этом главной методической линией должны стать сопряженное развитие специфических силовых качеств и углубленная работа над техникой, которая не «ломалась» бы в обстановке самых серьезных испытаний.
Длина, (мужчины), табл. 4.
Вот уже в течение двух последних лет «десятка» лучших наших прыгунов превышает рубеж 8 м, что и позволило в прошлом сезоне четверым советским спортсменам войти в число 10 лучших прыгунов мира. Это стало возможным после того, как ведущие атлеты сборной достигли модельных характеристик скорости разбега на последних шагах. Для большинства же прыгунов вопрос спринтерской подготовки (тренировочной и соревновательной) должен стоять первым в повестке дня. Именно недостатки в реализации скоростных возможностей в прыжке не позволяют спортсменам второго эшелона приблизиться к 8 м. Спринтерская подготовка остается основой достижения высоких результатов во всех видах прыжков — это аксиома. И развитию быстроты нужно уделять внимание на всех этапах тренировочного года.
Прыжок в длину (женщины), табл. 5.
В этом виде наблюдается неуклонный прогресс результатов на всех уровнях (см. таблицу), а в списке 25 лучших в мире наши спортсменки занимают едва ли не половину мест. Сборная СССР располагает здесь довольно многочисленным резервом, но, для того чтобы занять лидирующее положение в мире, нашим молодым спортсменкам в этом цикле нужно повысить скорость разбега на последних шагах до 9,5—9,6 м/с. Для того, чтобы совершать «мужские» прыжки к отметке 7,5 м, нужна и «мужская» скорость! Для большинства наших девушек, входящих в сборную (а это в основном спортсменки 1961—1966 гг. р.), тренировка должна стать более «жесткой» с использованием большого числа прыжков с полных раз-бегов в сочетании с настоящей спринтерской подготовкой.
Прыжок с шестом, табл. 6.
Этот вид, пожалуй, относится к числу наиболее благополучных не только в прыжках, но и во всей нашей легкой атлетике. По темпам роста результатов на всех уровнях (см. таблицу) мы несколько опережаем лучших прыгунов мира. Наши лидеры еще молоды и вполне могут значительно повысить результаты на протяжении ближайших 4 лет. Тренерам же, работающим с резервом, нужно использовать это время для подготовки новой «волны» юных спортсменов, способных принять эстафету побед у нынешних лидеров. Это тем более необходимо, потому что сейчас во многих странах (и прежде всего во Франции и США) прыжок с шестом очень популярен и ежегодно появляется много молодых спортсменов, мечтающих о покорении недоступных прежде рубежей.
Тройной прыжок, табл. 7.
За последние 4 года результаты сильнейших прыгунов мира стабилизировались на рубеже 17,52—17,57 (см. таблицу). Однако непрерывное улучшение достижений 10-го и 25-го спортсменов указывает на возможность нового резкого подъема. И атлеты сборной команды СССР должны быть к этому готовы. Здесь нужно сказать, что тренеры сборной команды сталкиваются с тем, что далеко не все кандидаты в сборную из числа молодых атлетов, имеющих результаты в пределах 16,70—16,80, готовы к режиму тренировок, необходимому для преодоления рубежа 17,50. Очевидно, прогресс тормозится здесь ограничением числа прыжков с полного разбега только соревновательными попытками. Проблема применения прыжков тройным с полного разбега в тренировках не нова. Но сейчас уже очевидно, что, не решив ее, мы не решим и вопроса создания прочного навыка, который выдерживал бы и экстремальную соревновательную ситуацию. Сильнейшие спортсмены уже применяют прыжки с полного разбега в тренировке, и этот опыт нужно распространить среди всех кандидатов в сборную команду.