Тенденция повышения рекордных результатов в прошедшем олимпийском цикле, характерная для большинства видов легкой атлетики, особенно отчетливо просматривается на примере прыжковых видов. В 1981 г. прыгунами был установлен лишь 1 мировой рекорд (В. Поляков в прыжке с шестом — 5,81); в 1982 г. — 3 (У. Мейфарт в прыжке в высоту — 2,02, А. Кушмир и В. Ионеску в прыжке в длину — 7,15 и 7,20); в 1983 г.— 10 (Чжу Цзяньхуа в прыжке в высоту — 2,37 и 2,38, У. Мейфарт и Т. Быкова в прыжке в высоту — 2,03, 2,03 и 2,04, А. Кушмир в прыжке в длину — 7,21, 7,27 и 7,43, П. Кинон и Т. Виньерон в прыжке с шестом — 5,82 и 5,83).
В 1984 г. по мере подготовки к главным стартам сезона прыгуны уже до 1 августа 6 раз улучшали высшие мировые достижения. Причем, в четырех случаях рекорды покорились советским атлетам: Т. Быкова прыгнула в высоту на 2,05 и С. Бубка трижды повышал рекорд в прыжке с шестом — 5,85; 5,88 и 5,90. Два других рекорда были установлены: китайцем Чжу Цзяньхуа (2,39) и болгаркой Л. Андоновой (2,07) в прыжке в высоту. Таким образом, в последнем четырехлетии не были побиты только 2 рекорда: Р. Бимона в прыжке в длину (8,90 в 1968 г.) и Ж.-К. де Оливейры в тройном прыжке (17,89 в 1975 г.).
Другой характерной особенностью цикла было постоянное увеличение числа спортсменов, показывающих результаты международного класса: 1,90 и 2,30 в прыжках в высоту; 7 и 8 м в прыжках в длину (последний показатель, пожалуй, самый, консервативный в легкой атлетике вообще); 5,60 в прыжке с шестом и 17 м в тройном прыжке. Собственно говоря, именно это обстоятельство и является главной причиной роста мировых рекордов, подтверждающей принцип перехода количества в качество.
В 1983 г. на чемпионате мира в Хельсинки советские прыгуны завоевали 3 золотых и 1 серебряную медаль. Этот успех им удалось превзойти на соревнованиях «Дружбы» в Москве и Праге, где были завоеваны 4 золотые, 5 серебряных и 6 бронзовых наград. И это при весьма серьезной конкуренции.
Интересно сравнить уровень результатов, показанных на состязаниях «Дружбы-84», с достижениями, показанными в Лос-Анджелесе, и с олимпийскими рекордами. В прыжковых видах в столице XXIII Олимпиады был улучшен только 1 олимпийский рекорд — в прыжке в высоту у женщин, где У. Мейфарт, повторившая свой успех 12-летней давности, прыгнула на 2,02 (прежний олимпийский рекорд превысила также его обладательница С. Симеони и повторила занявшая 3-е место Д. Хантли). В Москве и Праге было показано 8 достижений, превышающих результаты победителей в Лос-Анджелесе, и 6 — превышающих существующие олимпийские рекорды. При этом необходимо отметить, что погода в Праге и во второй день состязаний в Москве не была благосклонной к атлетам и, несомненно, отрицательно сказалась на результатах, особенно в прыжках в высоту и в тройном прыжке.
Высота
Именно в этом виде дождь, прошедший над Лужниками во второй половине дня 18 августа, внес свои досадные коррективы в борьбу спортсменов, большинство из которых не сумели подняться выше 2,15. На 2,20 остановился поляк Дариуш Зелке, который только в этом году сумел войти в число спортсменов, имеющих результат 2,30. После этого борьбу продолжили лишь два участника: опытный экс-рекордсмен СССР Валерий Середа и юный кубинец Хавиер Сотомайор, который тоже в этом году стремительно ворвался в мировую элиту прыгунов, показав несколько результатов выше 2,30 и имея личный рекорд 2,33.
Эти два спортсмена и разделили 1—2 места с невысоким для себя результатом 2,25. При этом отметим, что именно для В. Середы, с его оригинальным способом выполнения последних шагов разбега,и скользкая от воды дорожка представляла наибольшие неудобства. Естественно, в этих условиях Валёрий осторожничал в разбеге, что, впрочем, так и не уберегло его от падения в одной из попыток и от травмы.
Состязания у женщин в этом виде вызвали вполне понятный интерес: ведь в Праге соревновались Людмила Андонова, установившая в июле рекорд мира — 2,07, и Тамара Быкова, месяцем раньше преодолевшая 2,05 на состязаниях в Киеве. Погода в столице ЧССР тоже не благоприятствовала спортсменкам, но, думается, что неожиданный итог соревнований — три спортсменки остановились на рубеже 1,96, был вызван не только этим обстоятельством.
Видимо, Тамара не успела восстановить спортивную форму после установления мирового рекорда. Прыгала она в Праге без обычного блеска и уверенности. Видимо, нечто похожее произошло и с болгарской прыгуньей: ей также не хватило времени для полного восстановления сил после рекорда.
В этих условиях хорошо проявила себя Л. Бутузова, показавшая один их лучших своих результатов, да еще в компании именитых соперниц.
Шест
Конечно, внимание большинства зрителей было сосредоточено на выступлении Сергея Бубки, который в нынешнем сезоне уже трижды повышал мировые рекорды. Образно говоря, Сергей в каждом соревновании просто обязан совершать «космические» прыжки, от него уже вполне реально ждут прыжка на 6 м! И это ожидание лишним бременем ложится на плечи нашего молодого чемпиона мира.
Сезон Бубка начал еще в январе и практически в течение 7 месяцев постоянно показывал результаты, превышающие 5,80. Конечно, это требовало от спортсмена большого расхода физических и моральных сил. Нет, Сергей не устал от стартов в обычном понимании этого слова: планку на высоте 5,70 он преодолел с привычным для себя большим запасом. Но на следующем рубеже в исполнении прыжка появились неточности в заключительной части перехода через планку. Сергей после двух неудачных прыжков на 5,80 предпринял отчаянную попытку переломить ход борьбы и оставшийся прыжок перенес на высоту 5,85, но и он закончился неудачей.
Интересно, что в рядах специалистов этого вида вовсе не было единодушия по поводу вероятного исхода состязаний. Очень многие еще до прыжков отдавали пальму первенства Константину Волкову. Константин, единственный наш прыгун, которому удалось стать призером Олимпийских игр в Москве, еще в прошлом году недвусмысленно показал, что вовсе не намерен оставаться на вторых ролях: он мужественно сражался на чемпионате мира в Хельсинки и в нынешнем сезоне показал целую серию высоких результатов. Причем очень важно, что эти результаты он показывал в остром соперничестве с сильнейшими советскими прыгунами. И в Москве Константин сумел предельно мобилизоваться в самый критический момент борьбы: с первой попытки преодолел планку на рубеже 5,80 и тем самым решил исход поединка в свою пользу.
Мы не случайно отметили факт острого соперничества в прыжке с шестом у нас в стране. Результаты А. Крупского, В. Полякова, П. Богатырева и других наших прыгунов не позволяют лидерам успокаиваться ни на один день. И возможно, причина относительной неудачи Сергея Бубки на соревнованиях «Дружбы-84» в какой-то мере связана и с тем, что свои лучшие результаты летом он показал за рубежом, где победа доставалась ему относительно легко и он мог без лишних психологических помех штурмовать рекорды мира. В условиях жесткой борьбы на московском секторе это сделать оказалось значительно труднее.
На крупнейших состязаниях последних лет — чемпионатах Европы и мира третью ступень пьедестала почета занимали болгарские прыгуны. И на этот раз Александру Крупскому пришлось вести борьбу за «бронзу» с болгарином И. Янчевым. Соревнования для Александра сложились нелегко, но он сумел проявить характер и свойственную ему надежность и завоевал третье место. Словом, состязания в этом виде еще раз подтвердили, что у нас есть и надежные лидеры, и надежный резерв, который позволяет с оптимизмом смотреть в будущий олимпийский цикл.
Длина
Как уже говорилось, нынешним летом несколько десятков прыгунов в длину преодолели рубеж 8 м, который вот уже давно считается показателем высокого класса. Во всяком случае, заметим, что история легкой атлетики пока не знает состязаний, где бы спортсмен, показавший, скажем, результат 8,20, не оказался в числе призеров. А поскольку в таких прыгунах нет недостатка, то в любых соревнованиях (если в них не участвуют К. Льюис или Л. Домбровски) каждый атлет вправе рассчитывать если не на победу, то по крайней мере на место на пьедестале почета.
В нынешнем сезоне около десятка наших прыгунов превысили рубеж 8 м и трое прыгнули за 8,20. На состязаниях в Москве выступали Константин Семыкин, Сергей Лаев-ский и Оганес Степанян. Все их соперники — а в секторе собрались 15 прыгунов — также имели высокие результаты, так что борьба предстояла нешуточная.
После первой попытки лидерство захватил кубинец Хайме Джефферсон, а будущий победитель занимал третье место: Константин Семыкин в первом прыжке показал 7,88. Два следующих прыжка он выполнить не сумел, чем поставил себя в отчаянное положение: в финал он вошел лишь девятым, имея одинаковый показатель с опытным Я. Лейтнером из ЧССР.
История легкой атлетики знает случаи, когда такая нервная встряска либо предельно мобилизует атлета (классический пример — победа Э. Даниэльевна в метании копья в Мельбурне, когда он последним вошел в финал), либо настолько выводит его из равновесия, что он терпит жестокую неудачу. В данном случае Семыкин и Лейтнер оказались на разных полюсах!
Лейтнеру так и не удалось справиться с волнением и все его финальные попытки были неудачными. А Семыкин в первом же финальном прыжке сумел не только на 1 см обойти кубинца, но и улучшить самый старый всесоюзный рекорд, который с 1967 г. принадлежал И. Тер-Ованесяну. Свое личное достижение (8,28) Константин сумел превысить на 10 см. Третье место занял Сергей Лаевский, который вновь прыгнул за 8,20, чем и подтвердил, что такой результат приносит как минимум призовое место в соревнованиях самого высокого ранга.
Отметим, что нынешний успех наших прыгунов в длину не был случайным. В нынешнем сезоне тренеры особое внимание уделяли развитию скоростных способностей атлетов. И такая целенаправленная работа принесла свои плоды.
Тройной
В памяти любителей легкой атлетики и специалистов еще не стерлись воспоминания о прошлогоднем чемпионате мира, когда наши прыгуны тройным, имея накануне весьма высокие результаты, выступили в Хельсинки крайне неудачно, не только не завоевав медалей, но и не войдя в число финалистов. В нынышнем сезоне состав нашей сборной значительно обновился. На первый план вышли А. Яковлев, Г. Емец и О. Проценко. Из ветеранов высокие результаты показал лишь Г. Валюкевич, но и ему по результатам отборочных состязаний не удалось попасть в число участников «Дружбы». Как-то сложатся для них соревнования с соперниками, большинство из которых не раз прыгали за 17 м? Правда, личные достижения О. Проценко и А. Яковлева были выше, чем у конкурентов, но, как уже говорилось, это не могло быть достаточной гарантией победы в остром соперничестве.
К счастью, опасения оказались напрасными: и Олег, и Александр еще в предварительных попытках прыгнули за 17,40 и обеспечили себе место на пьедестале почета. Характерно, что их соперниками стали не именитые 3. Хоффман и Б. Ба-коши, а молодой болгарин X. Марков (ему всего 19 лет) и кубинец Л. Бетанкур. Причем именно Марков заставил поволноваться болельщиков, когда после серии прыжков за 16,90 сумел в последней попытке совершить полет на 17,29.
В результате достижения всех трех призеров «Дружбы» оказались выше, чем результат победителя в Лос-Анджелесе. И очень жаль, что плохая погода не позволила показать прыгунам все, на что они были способны. А способны атлеты на многое. И думается, что уже в будущем году многочисленный отряд прыгунов, имеющих сегодня прыжки за 17 м, пойдет на штурм европейского и мирового рекорда.
Этот вывод можно отнести не только к тройному прыжку. И в остальных прыжковых дисциплинах атлеты, мечтающие о первенстве, должны взять на прицел новые рубежи.
(СССР), победитель соревнований «Дружба-84» в прыжке в высоту
— Все-таки не зря, видно, говорят, что легкой атлетики без дождя не бывает. И надо же такому случиться — ливень начался в самый разгар борьбы. Сказал бы мне кто-нибудь до состязаний, что для победы нужно будет прыгнуть только на 2,25, никогда бы не поверил. Ну что теперь поделаешь. Разбегался прямо как по скользкому льду: каждый шаг грозил падением. А не будь дождя, человек пять прыгнули бы выше 2,30.
(Куба), победитель соревнований «Дружба-84» в прыжке в высоту
— Когда я стоял на пьедестале почета с моим советским другом Валерием Середой и на флагштоке поднялись флаги СССР и Кубы, наверное, не только нам, но и всем присутствующим это напомнило о символическом названии соревнований — «Дружба», которые проходят в эти дни в Советском Союзе, на Кубе и в других социалистических странах. Мы ведем в секторе борьбу как соперники, но на пьедестале мы обмениваемся рукопожатиями как настоящие спортсмены, как добрые друзья.
(СССР), победитель соревнований «Дружба-84» в прыжке с шестом
— Пять лет назад на этом же самом секторе мне удалось победить на VII Спартакиаде народов СССР с результатом 5,60. А теперь для победы понадобилось прыгнуть на 20 сантиметров выше! Так быстро растут результаты в нашем виде легкой атлетики. Что я думаю о прыжке на 6 метров? Путь от 5,70 до 5,80 прыгуны прошли за 5 лет, а следующие 10 сантиметров — всего за 3 года. Думаю, что на штурм следующего рубежа пойдет большая группа спортсменов. Возможно, что и мне удастся улучшить свои результаты: очевидцы прыжка в Киеве на 5,85 говорят, что запас был солидный...
(СССР), победитель соревнований «Дружба-84» в прыжке в длину
— Соревновательный сезон в этом году начался для меня необычно рано: первый старт в прыжках я принял еще 4 апреля в Дакаре, где прыгнул на 7,98. Эта победа и неплохой результат стали отличной запевкой к такому трудному и такому счастливому году. Вместе с моим тренером, в прошлом прыгуном в длину, Алексеем Переверзевым мы очень много работали над повышением скорости разбега. Это позволило в нескольких соревнованиях превысить рубеж 8 м. А о рекорде СССР я всерьез начал подумывать после того, как в Москве прыгнул на 8,28, хотя оттолкнулся за несколько сантиметров до бруска. Очень счастлив, что победил и улучшил самый старый всесоюзный рекорд.
(СССР), победитель соревнований «Дружба-84» в тройном прыжке
— Очень рад победе и первые слова благодарности моему первому и единственному тренеру Вячеславу Николаевичу Лихушину, который 8 лет назад приобщил меня, 13-летнего мальчишку, сначала к спорту, а потом и к тройному прыжку. Надеялся ли победить? По правде говоря, рассчитывал занять призовое место и думал, что первым будет Александр Яковлев. Кстати, Саша первым поздравил меня с победой. Спортивное счастье сегодня оказалось на моей стороне: самый далекий прыжок удалось совершить до дождя. Сейчас в мире много сильных прыгунов, и, наверное, уже в следующем году рекорд Европы — 17,57 будет побит, а вскоре на прицеле будет и рубеж 18 м.
(Болгария), победительница соревнований «Дружба-84» в прыжке в высоту
— После мировых рекордов, установленных нынешним летом в Киеве и Берлине, многие ждали, что и в Праге мы продолжим атаку на мировой рекорд. Однако именно последнее соревнование — «Олимпийский день» в Берлине, где я прыгнула на 2,07, наложило на меня определенный груз ответственности, появилось чувство опасения за то, как сложится мое новое выступление. Я понимала, что Тамара Быкова будет стремиться «ответить» мне, и это меня как-то сковывало.
(ГДР), победительница соревнований «Дружба-84» в прыжке в длину
— Это было самое трудное соревнование года. Соперницы также имели прыжки за семь метров. Очень сильны советские прыгуньи Галина Чистякова и Ниоле Медведева. Обе они обладают быстрым разбегом. Стабильно и далеко прыгает в этом году Хельга Радтке. Такая высокая конкуренция увеличила психологическое напряжение состязания. У меня впервые за долгое время не совсем хорошо получался разбег. Только в последней попытке точно произвела отталкивание, однако не вложила в него достаточной силы. В Дрездене в конце июля я прыгнула на 7,40. Я полагаю, что мировой рекорд установить можно. Но для прыжка на 7,44 нужно, чтобы все было хорошо, условия были идеальные.