Результаты в прыжках зависят от величины начальной скорости полета, угла и высоты общего центра масс (ОЦМ) спортсмена после отталкивания в прыжках в длину и после каждого отталкивания в тройном прыжке. Специальные исследования техники легкоатлетических прыжков свидетельствуют о первостепенном значении начальной скорости полета тела для преодоления наибольшего горизонтального расстояния.
Биомеханический анализ прыжков в длину выдающихся спортсменов и атлетов низкой квалификации позволил установить, что увеличение начальной скорости полета с 8,5 до 10,6 м/с соотвествует росту результатов с 6,9 до 8,9 м при сохранении средней величины угла вылета в диапазоне 18—24°. Скорость на последних метрах разбега во многом определяет скорость вылета и спортивный результат, что подтверждается тесной корреляцией между этими параметрами (результатом и скоростью разбега) как у мужчин (0,943, В. Попов), так и у женщин (0,875, А. Саркисян).
Вместе с тем в ряде работ отмечается, что более высокая скорость разбега не обязательно приводит к высокому спортивному результату в прыжке в длину (табл. 1). По мнению М. Караяниса (1979), это объясняется неспособностью того или иного прыгуна эффективно выполнить отталкивание на высокой скорости, концентрируя усилия в минимальное время в нужном направлении.
Процент потери скорости разбега при отталкивании составляет от 4,9 до 13,3 % и свидетельствует об эффективности выполнения отталкивания, способности прыгуна достичь в каждый момент отталкивания наименьших потерь количества горизонтального движения. Представленные в табл. 1 данные говорят о том, что некоторые спортсмены несколько снижают скорость разбега на последних 5 м, что ведет к снижению результатов.
Обучение технике
Разбег является основной фазой прыжка в длину и тройным, эффективность действий спортсмена в этой фазе заключается в достижении высокой скорости бега на последних 3—4 шагах при сохранении способности к полноценному отталкиванию. По мнению многих специалистов (В. Дьячков, В. Попов, И. Тер-Ованесян), эффективность выполнения разбега во многом определяется правильным его ритмом.
В результате педагогических наблюдений в условиях соревнований (С. Монастырев, 1983) было выявлено, что прыгуны в длину в заключительной части (6 беговых шагов) используют различные варианты ритмо-тем-повой структуры разбега. Эти варианты характеризуются нарастанием темпа на четырех, трех и двух последних шагах разбега, стабилизацией на последних двух шагах, снижением на последнем шаге или асимметрией в показателях темпа толчковой и маховой ног.
Исследования С. Монастырева показали, что спортсмены, имеющие результаты 6,40—7,40, преимущественно используют ритмо-темповую организацию разбега, которая характеризуется стабилизацией темпа на последних шагах разбега или снижением на предпоследнем шаге. У прыгунов высокой квалификации (7,45—8,15) в удачных попытках на последних трех-четырех шагах разбега темп планомерно растет. По мнению автора, ритмо-темповую организацию заключительной части разбега с четырех-трехшажным увеличением темпа можно считать эффективной по следующим причинам. Во-первых, равномерное увеличение темпа на последних шагах разбега способствует достижению наивысшей скорости непосредственно перед отталкиванием. Во-вторых, данная структура движений исключает возможность потери горизонтальной скорости во время подготовки к отталкиванию и позволяет выполнить его наиболее эффективно. В-третьих, при плавном нарастании темпа не наблюдается перенапряжения ведущих мышечных групп, движения становятся свободными и поддаются контролю. Именно поэтому необходимо с самого начала специализации в прыжке в длину формировать у спортсменов правильный рисунок разбега с плавным нарастанием темпа на последних 4—3 шагах.
Что касается структурно-ритмической организации разбега прыгунов тройным, то, по данным С. Сидоренко (1981), она существенным образом зависит от особенностей специальной физической подготовленности спортсменов. Для прыгунов с хорошей скоростной подготовленностью наиболее рациональным является соотношение скоростей на отрезках за 30, 20, 10 и 5 м до планки Соответственно 87,4; 94,8; 97,8; 100 %. Для прыгунов с преобладанием силовой подготовленности оптимальным является постепенное, почти линейное увеличение скорости: 82,2; 87,9; 93,7; 100%. Для спортсменов с относительно одинаковым уровнем развития отдельных составляющих специальной физической подготовленности характерно совмещение быстрого начала разбега и линейного увеличения скорости на последних метрах: 85,3; 86,6; 95,1; 100 %.
Автором разработана методика совершенствования организации разбега прыгунов тройным с учетом рассмотренных выше особенностей специальной физической подготовленности спортсменов.
Тренировка прыгунов
Практический опыт и специальные исследования показывают, что существенным резервом повышения эффективности подготовки спортсменов является улучшение ее организации в больших тренировочных циклах (полугодичные, годичный). Целью диссертационной работы И. Ми-роненко (1983) явилась оптимизация тренировки прыгунов тройным высокой квалификации на основе рационализации распределения основных средств специальной подготовки в годичном цикле. Исследования показали, что у прыгунов тройным высокой квалификации сложилась двухцикловая периодизация годичного цикла со стабильной продолжительностью периодов подготовки. Длительность первого подготовительного периода составляет 4 месяца, первого соревновательного — 1,5, второго подготовительного — 2,5, второго соревновательного — 3,5 месяца.
В результате статистического анализа 53 примеров построения тренировки автором определены количественные параметры годовых объемов основных тренировочных средств прыгунов тройным (средний результат 16,56 м, а также их распределение по месяцам в процентах от годового объема) (табл. 2). По данным И. Мироненко, при рациональном распределении тренировочной нагрузки в подготовительном периоде выделяются два этапа. На первом (в ноябре и апреле) решаются преимущественно задачи специальной силовой подготовки, на втором этапе (январь и май) ведется в основном специальная прыжковая подготовка и целенаправленно совершенствуется техническое мастерство спортсменов. В соревновательном периоде специальная силовая и прыжковая подготовка ведутся в поддерживающем режиме.
Характеризуя тренировочную нагрузку прыгунов тройным высокой квалификации, автор отмечает, что в годовом объеме прыжковых упражнений доля многократных прыжков на одной ноге — «скачков» составляет 55,2 %. Соотношение тройных прыжков с разбега до 9 беговых шагов и более 9 беговых шагов соответственно равно 57,9 и 42,1 %. Упражнения специальной силовой подготовки — приседания, полуприседания, выпригивания и вставания на опору (0,5 м) со штангой на плечах составляют 68,8 % от общего объема упражнений с отягощением.
Целью диссертационной работы Т. Антоновой (1983) явилось совершенствование специальной силовой подготовки прыгунов в длину различной квалификации на основе рационального распределения средств тренировки в годичном цикле. Автором выявлено, что у прыгунов и прыгуний в длину прогресс в спортивных результатах до уровня мастера спорта сопровождается увеличением объема тренировочной нагрузки по всем основным средствам подготовки. На уровне мастера спорта международного класса происходит стабилизация роста объема нагрузки, что обусловлено упорядочением распределения средств подготовки в годичном цикле. Рациональное распределение тренировочной нагрузки прыгунов и прыгуний в длину высокой квалификации (кандидаты в мастера — мастера спорта), по данным автора, должно предусматривать:
концентрацию объема средств специальной силовой подготовки в ноябре—декабре (осенне-зимний подготовительный период) и в марте—апреле (весенне-летний подготовительный период) в пределах 20 % в месяц от общего годового объема;
реализацию отставленного тренировочного эффекта объемной силовой нагрузки в зимнем и летнем соревновательных периодах. Полноценная реализация отставленного тренировочного эффекта достигается за счет значительного снижения объема специальной силовой нагрузки.
рациональное распределение в течение года объемных нагрузок с преимущественной направленностью на специальную силовую и техническую подготовку. Целенаправленная работа над совершенствованием технического мастерства проводится в январе—феврале и мае—июле (до 20 % в месяц от годового объема) на фоне высокого уровня скоростно-силовой подготовленности.
На основании многолетних педагогических наблюдений за спортсменками—прыгуньями в длину Т. Антоновой определены оптимальные объемы основных средств подготовки в годичном цикле, а также особенности распределения тренировочной нагрузки по месяцам годичного цикла (табл. 3).
Педагогический контроль
Эффективность управления учебно-тренировочным процессом во многом зависит от наличия у тренера объективной информации о направлении морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме спортсмена под воздействием выполненной тренировочной нагрузки. Эти данные дают возможность педагогу своевременно проводить коррекцию тренировочных планов.
Учитывая ведущее место специальной силовой подготовки для достижения высоких результатов в прыжках в длину, Т. Антонова и А. Саркисян (1983) подчеркивают значение коррекции тренировочных программ на основе систематической диагностики уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов. На основе корреляционного анализа большого числа показателей подготовленности и спортивных результатов авторы выделили комплекс информативных и надежных показателей для оценки скоростно-силовой подготовленности прыгуний в длину. В комплекс показателей вошли следующие педагогические тесты: результаты в пятикратном прыжке на толчковой ноге с шести беговых шагов, тройном прыжке с места, в беге на 30 м с ходу, спрыгивании в глубину с последующим прыжком в длину. Из числа показателей, регистрируемых с помощью инструментальной методики — универсального динамографического стенда (см. «Теория и практика физической культуры», 1979, № 2), информативными зарекомендовали себя показатели, оценивающие абсолютную и взрывную силу мышц — разгибателей ноги, абсолютную силу мышц подошвенных сгибателей стопы, среднюю мощность работы при разгибании ноги с весом, равным массе прыгуна. Оптимальная периодичность контрольного тестирования спортсменок — 1—2 раза в месяц.
В работе С. Сидоренко (1981) при выборе информативных тестов для оценки специальной физической подготовленности прыгунов тройным использовалось множество контрольных упражнений, применяемых в тренерской практике. Математико-статистический анализ показателей тестирований выявил, что наиболее информативными, надежными контрольными испытаниями для прыгунов высокой квалификации (кандидаты в мастера, мастера спорта, мастера спорта международного класса) являются следующие: бег на 50 м с высокого старта, пятикратный прыжок с 6 беговых шагов на маховой ноге, однократное приседание-вставание с максимальным весом на плечах (относительное значение — отношение веса штанги к собственному весу спортсмена). Для спортсменов низкой квалификации (III, II и I спортивные разряды) информативными являются: бег на 100 м с низкого старта, пятикратный прыжок с 6 беговых шагов на маховой ноге, однократное приседание-вставание с максимальным весом на плечах. Указанные тесты характеризуют основные стороны специальной физической подготовленности прыгунов тройным (уровень силовой, скоростно-силовой и скоростной подготовленности), что позволяет тренеру по результатам тестирований определять наиболее рациональные пути спортивного совершенствования.